Владеет ли ребенок связной речью
статья по логопедии на тему

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при  необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladeet_li_rebenok_svyaznoy_rechyu.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛАДЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

        Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при  необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах.

        Связная речь – это такие развернутые (т. е. состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь типа описания начинает развиваться у детей только после 3-х лет, т. к. в это время возникает потребность в ней (желание поделиться своими мыслями).

        К 4-5 годам ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка. Но детям бывает еще трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Смысловые связи могут быть выражены слабо, что затрудняет их понимание.

Рассказы: 

  • Фактические – передают реальные события, что делается на их непосредственном восприятии или по памяти.
  • Творческие – строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных фактах может «обрастать» какими-то дополнительными деталями.

Форма рассказов:

  • Описательные – описание вещей, растений, животных. Нет действующих лиц, событий, а описываются характерные признаки. Например: медведь мал, неуклюжий, лохматый, у него небольшие ушки и короткий хвост.
  • Сюжетные – есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации) и завершение «происшествия» (развязка). События должны передаваться в определенной временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Как проверить состояние связной речи

  • Попросите рассказать о том, что видит на сюжетной картинке. Картинка «Зимние забавы».

Ребенок хорошо владеет связной речью: если составлен большой и связный рассказ, нередко дополненный своим собственным впечатлением.

Плохо владеет связной речью: если рассказ содержит 2, несколько несвязанных друг с другом предложений; нередко грамматически неправильно оформленные предложения.

Ребенок не владеет связной речью: просто перечисляет изображенные предметы и явления. Например: зима, снег, горка, дети, собака, тут катаются.

  • Для более полного представления о связной речи предлагается картинка  «О встрече лисы с зайцем»

Дети дошкольного возраста много знают о лисе и зайце и должны последовательно и связно изложить историю.

        При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию связной речи.

Приемы:

  • В первую очередь вызвать желание о чем-то рассказать. Например, можно начать заинтересованно  о чем- то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме.
  • Слушать внимательно.
  • Направляя сбивчивый рассказ ребенка вопросами.
  • Научить прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи. Например, читать или рассказывать сказки (обращать внимание, что сначала испекла пирожок, а потом волк съел Красную Шапочку.
  • Учить давать полный ответ на вопрос (это почти пересказ прочитанной сказки)

Например:

 - что посадил дед?

 - какая выросла репка?

 - что стал делать дед?

Смог ли дед вытащить репку?

  • Составление рассказов с опорой на серии сюжетных картин:
  1. внимательно рассмотреть картину
  2. вопросы по содержанию
  3. самостоятельный рассказ
  • Для упражнений в рассказывании можно использовать:
  1. пересказ прочитанного
  2. пересказ мультфильма
  3. рассказ о событиях прошедшего дня
  4. рассказ об интересной прогулке, об экскурсии
  5.  заканчивание начатого взрослым рассказа
  6. составление рассказа по известному его концу

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил построения рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

Ребенок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается.

        Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется возможно более полный и логичный пересказ учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...