План-конспект индивидуальных занятий по звукопроизношению
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект индивидуальных занятий по звукопроизношению
Дата\ тема | Ф.И. ребёнка | Артикуляционные упражнения | Артикуляционный уклад | Характеристика звука | Автоматизация звука |
Звук С | «Заборчик» «Лопатка» «Язычок спит» «Покатаем карандаш» «Пирожок» «Почистим нижние зубки» «Язык перешагивает через нижние зубы» «Насос» Материал для всестороннего речевого развития с. 15 | Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка. Горлышконе гудит. Дуем на кончик языка. С____ | Свистящий . Согласный, твёрдый-мягкий, глухой (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.120 №1
Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолёт, союз, самовар, самокат, солдат, солить, сорить, солома, сандалии, солёный, сабля, сорняк, сокровище, солёное сало. (Звуковой анализ слова, выделение звука ) 2. Игры «Много – нет», «1-2-5» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии. 3.Запомни и повтори: сад-сани-самокат-сапоги. 4.Проговаривание предложений: У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори. (составление схемы предложения) №2
7.Предложения: Сова на суку. На ёлке сухой сук. Соне налили супу. В сумке соль и сахар. Саня упал с санок в сугроб. №3
№4
Ас-ас-ас – у нас дома газ. Ус-ус-ус – у Сони кактус. Ас-ас-ас – у нас дома ананас. Ус-ус-ус – у Сани автобус. Ос-ос-ос – в саду много ос. Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс. 5. Указать место звука «С» в слове: сапоги, место, флюс, колос, сумка, сухарь, высокий, атлас, солёный, полосатый. №5
№6
Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска. №7
В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит – на суку сидит. Взгляни на маленьких совят, совята вместе тут сидят. Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.
№1
Мы сидим на лесенке, и поём мы песенки, Все поют, и я пою песню новую свою
№2
Выделение слов со звуком «СЬ» (гусь, бойся, боюсь).
№3
Непоседа Васенька не сидит на месте, Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. На скамейке семь котят, все котята есть хотят. В миску мы кисель нальём – вот вам миска с киселём. Под скамейкой семь котят есть из миски не хотят.
№4
Вместе с мамой я встаю, сам постель себе стелю, Умываюсь, одеваюсь, с мамой в детский сад иду.
в начале слова, в конце, в середине. 4. Составление и заучивание рассказа «Осень» с использованием опорных слов: осень, осенний, ясень, осина, листопад, листья, Сима, Сеня, Вася. | |
Звуки С-С,
|
| Звуковой анализ слов | № 1 1.Учим. Гусаки. Идут леском Гусак за гусаком Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака. 2. Счет от 1 до 10. Один самолёт, два самолёта и т.д. Один самокат и т.д. № 2 1.Учим. На санках. На санках Саня с Соней Едут санки погоняя. Санки скок, Саню в бок, Соню бух, в сугроб. 2. Игра «Поймай звук». - Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С. Собака, кошка, мышка, носорог, лиса, оса, корова, муха, барсук, слон. - Вспомни и назови все слова со звуком С. № 3 Скороговорки: Сеня вёз воз сена. Покатил Костя в Кострому в гости. Вася косил косилкой спелый овёс. Ах, вы, сени, сени! Вышел сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня и кувырк через ступени! Сеня сено косит. Сёма сено носит. А Касьян на сене сидит, а Касьян вовсю голосит: – Не умею я сено косить, не по силам мне сено носить! Зато песни могу голосить, всех вас песнями веселить! Га-га-га! – гогочет гусь, - Я семьёй своей горжусь! На гусят и на гусыню всё гляжу – не нагляжусь! Носит сено Сеня в сени, спать на сене будет Сеня. | ||
Звук Ш
|
| «Наказать непослушный язычок» «Чашечка» «Приклей конфету» «Грибок» «Кто дальше загонит мяч» «Вкусное варенье» «Гармошка» «Фокус» «Шарик лопнул» Материал для всестороннего речевого развития с. 16 | Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка» . Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». Горлышко не гудит. Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____ | Шипящий. Согласный, твёрдый,глухой (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.128 № 1
Тише, мыши, тише, мыши, кот сидит и еле дышит. Вылезла из норки мышка, на неё упала шишка.
№ 2
Я иду и ты … (идешь), Я пою и ты … (поешь), Я веду и ты … (ведешь), Я даю и ты … (даешь), Я ем и ты … (ешь), Я несу и ты … (несешь).
Шить шапку для кошки в окошке. № 3
Мышонку шепчет мышь: - Ты все шумишь, шумишь. Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.
7. Спряжение (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они) в наст. врем.: Дышать в ушко кошке Машке. № 4
Плюшевому мишке Даша штопает штанишки. У плюшевого мишки новые штанишки. 3. Счет 1-10 – плюшевый мишка, пушистая кошка. 4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они) в наст. врем.: Шить штанишки плюшевому мишке. Штопать штанишки плюшевому мишке. 5. Подбор предметов к признакам: плюшевый плюшевая плюшевое пушистый пушистая пушистое № 5
Кукушка кукушонку шьет новый капюшон. Надень, кукушонок, капюшон! Как в капюшоне ты смешон!
№ 6
Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
|
С-Ш
|
| Материал для всестороннего речевого развития с. 23 | Звуковой анализ слов. | № 1
№ 2
сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.
№ 3
Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. 4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.: Сшибать шишки с сосны. Собирать сосновые шишки. № 4
Наша большая пушистая кошка сидит на окошке, А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. 4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету: Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест. 5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш): .апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы.. № 5
№ 6
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.
№ 7
Спешить в лес за сосновыми шишками. Спешить из леса домой с сосновыми шишками. Шептать дедушке на ушко смешную сказку.
Саша спешит по шоссе и несёт сушки. Машинист спешит по шоссе и несёт сушки. Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….
Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое). № 8
| |
Звук Ж
|
| «Рупор» «Чашечка» «Приклей конфету» «Грибок» «Кто дальше загонит мяч» «Вкусное варенье» «Маляр» «Фокус» «Жук жужжит» Материал для всестороннего речевого развития с. 18 | Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка» . Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». Горлышко гудит. Гудим на кончик языка поднятый вверх. Ж____ | Шипящий. Согласный, твёрдый,звонкий (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.128 № 1
Он подбежал поближе к …. От Жени убежали в глубь леса…. Женя обежал всю опушку и не нашёл …. Женя очень жалел, что не может показать, где живут …. № 2
Ель на ёжика похожа, ель в иголках, ёжик – тоже. Жук жужжит: «Жу-жу-жу! Я живу – не тужу. Я на ветке сижу и жужжу, жужжу, жужжу!» Жук упал и встать не может, ждёт он кто ему поможет. Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. 3. Выделение слов на звук «Ж» из скороговорок. 4. Спряжение в настоящ. врем.(Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Слушать жужжание жука. Бежать за жужжащим жуком. 5. Счет 1-10 со словосочетанием «жужжащий жук». № 3
Дождик, дождик, не дожди. Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому дедушке седому. Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.
|
Звуки Ш-Ж | Материал для всестороннего речевого развития с. 27 | Звуковой анализ слов. | № 1
№ 2
№ 3
Пожарила, ужин, картошку, на, бабушка. Решето, Марина, положила, на, крыжовник. Широкие, стоят, лежаки, на, пляже. Снежинки, на, тают, у, ладошки, Зины. | ||
«Лопатка» «Покатаем карандаш» «Пирожок» «Почистим нижние зубки» «Язык перешагивает через нижние зубы» «Комарик» Материал для всестороннего речевого развития с. 16 | Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка. Горлышко гудит. Гудим на кончик языка. З____ | Свистящий . Согласный, твёрдый-мягкий, звонкий (звуковой анализ слов) | Постановка по подражанию Полякова с.120 № 1
№ 2
№ 3
Зима Зима, снег, сад, санки, Зоя, Зина, Лиза, Сима, возить, Тузик, снеговик, сделать, зовут, взяли, зимний. | ||
Звуки С-З
|
| Материал для всестороннего речевого развития с. 25 | Звуковой анализ слов. | №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – З, СЬ – ЗЬ са – за –сася – зя – ся аса – аза – аса со – зо– со се – зе – се осо – озо – осо су – зу – сусю – зю – сю усу – узу – усу сы – зы– сы си – зи – си ысы – ызы – ысы Засов, засол, запас, занос, запрос, запуск, сказал, смазал, слеза, слезать, связать, слизать, сказать, срезать, свозить, сквозить, созвать, засуха, занавес, застава, заставка, заставить, засолить, созыв, созреть, создание, созидание, засорить, засудить, застудить, заступить, заступник, сазан. Суп – зуб сайка – зайка согнуть - загнут Суд – зуд росы – розы содрать – задрать Сыпь – зыбь слить – злить собрать - забрать Сад – зад осот – азот сомкнуть - замкнуть Слой – злой совет – завет сойти - зайти Соя – Зоя солить - залить №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – З ВО ФРАЗАХ. Вася заболел. Пес залаял. Залп салюта. Сильный запах. Золотая осень. Золотые листья. Синий зонт. Пустая изба. Запах сирени. Зеленые сады. Злая засуха. Веселое звено. Опасная болезнь. Постоянная забота. Занавес поднялся. Заказное письмо. Все затихло. Зеленый салат. Особое задание. Опасная зона. Сухая земля. Зеленые сосны. Осина засохла. Созвездие из звезд. Звезды сияют в синих небесах. Синька синяя, а зелень зеленая. Синие васильки синеют, а зеленая зелень зеленеет. Ваза с незабудками. Заслонкой заслоняют. О суп не сломать зуб. Зайка не ест сайку. Трава – осот, а газ – азот. Солью солить, а водой – залить. Собаку злить, а воду – слить. Глаза сомкнуть, а замок – замкнуть. Снегом заносить, а занозой – занозить. Наступила золотая осень. Серая коза забрела в зеленый сад. Зоя посадила бузину. Зеленые сосны поднялись у дома. В лесу поспела земляника. Соня поставила на стол изюм и пастилу. После супа все ели зразы с рисом. Лиза спряталась под зонт. Зоя замесила тесто. Сима повесила зеленый занавес. В синей вазе стояли розовые пионы. Вася разрезал спелый арбуз. Соня, Зоя, Вася и Степа ездили вместе в музей. В магазине есть спелые сливы. В темном небе засияла золотая звезда. В магазине Соне взвесили масло, сметану, изюм и пастилу. Степа запас козе сена на всю зиму. За всякое дело берись смело. Один за всех – все за одного. | |
Звуки З-Ж
|
| Материал для всестороннего речевого развития с. 24 | Звуковой анализ слов. | № 1
№ 2
№ 3
| |
Звук Р |
| «Лошадка» «Чьи зубы чище» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч» «Вкусное варенье» «Индюк болобочет» «Барабанщики» «Тигр рычит» Материал для всестороннего речевого развития с. 14 | Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. Р______ | Сонорный . Согласный, твёрдый, звонкий (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.137 №1
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
3.Игра «1-2-5» (согласование числит.с существ) со словами: трубка, трубка, трап. №2
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
3. Игра «Запомни-повтори». Травка, матрос, труд, патрон. 4.Повтори: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос. №3
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
№4
3.Игра «Запомни повтори»: завтрак, строка, хитрый, быстро. №5 1. Слоги: а-а-тр-р-р, о-о-тр-р-р, у-у-тр-р, ы-ы-тр-р, я-я-тр-р, ё-ё-тр-р, и-и-тр-р, е-е-тр-р. атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр итр-етр-ятр ытр-атр-отр етр-итр-ютр 2.Слова (с обратными слогами тр): те-атр-р, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр. 3.Слова )с прямыми слогами тр): др-ап, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, вёдра, пудра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кедры, щедрый. 4. Проговаривание предложений: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас в центр. №6 1.Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр
ар вар дар жар пар шар парк март комар пожар самовар ор бор сор хор двор корм морж торт горка форма тормоз ур бур шнур бурный куртка шкурка дежурный Мурка абажур ыр сыр дырка фыркать Таймыр яр ярко ярче доярка ёр ёрш бобёр актёр ковёр боксёр шофёр костёр чёрный пятёрка юр юрта юркий ер верх верба верно мерка шерсть первый персик офицер ир мир пир тир кефир мундир командир пассажир №7 1. Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр 2.Слова : арбуз, артист, повар, сахар, барсук, карман, огурцы, шнурки, кирпич, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, чердак, чернила.
- А вон мой двор, голубой забор. №8
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры 2. Слова: ра рак ура гора дыра жара нора детвора гараж жираф карась ро рот Рома роза роща перо урок герой горох пирог мороз ру беру руки ручка русый Маруся русский кукуруза ры рысь рыба рыжик рынок шары топоры комары корыто
№9
№ 10 Звук Р
В небе гром, гроза. Закрывай глаза. Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит. № 11
Проворонила ворона воронёнка. № 12
|
Звук Р, | «Лошадка» «Чьи зубы чище» «Маляр» «Кто дальше загонит мяч» «Вкусное варенье» «Индюк болобочет» «Барабанщики» «Тигр рычит» Материал для всестороннего речевого развития с. 14 | Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. РЬ______ | Сонорный . Согласный, мягкий, звонкий (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.146 № 1
Снегири-снегирики на дворике у двери. Я насыпал за порог гречку, семечки, творог. А когда я вышел в сад, то от них услышал: – Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша.
№ 2
Как большой сидит Андрюшка на ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка – погремушка с бубенцом. 5.Выделение и проговаривание слов со звуком «РЬ» из скороговорки № 3
| |
Звуки Р-Р, | Материал для всестороннего речевого развития с. 14 | Звуковой анализ слов. | № 1
№ 2 Тексты для пересказывания. Река. У нас в городе протекает река Волга. Наша река широка и красива. По реке ходят пароходы. Они перевозят грузы и разные товары. На берегу реки пристань. К нашей пристани пристают пароходы из других городов. Гроза. Стоит жаркая погода. Ребята идут за грибами в руках у них корзинки. Под березами много грибов. Ребята собирают грибы в корзины. Надвигается черная туча. Гремит гром. Скоро пойдет дождь. Надо торопиться домой. Дети бегут по дороге друг за другом. Скоро и дом. Мама встречает детей у порога. Дождь проходит. На небо выходит красивая разноцветная радуга. № 3 Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра! И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ. Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Как проснется Васька кот разобьёт весь хоровод. Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»: Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот, Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг, Торт, народ, дорога, друг… Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р». Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт? Я и верный мой дружок – красный маленький флажок. № 4 Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки. Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера. Коля, Коля, Николай, за собою убирай! У тебя ленивы руки, под столом ремень и брюки. На полу – рубаха, Николай – неряха. Машет варежкой зима – чудо совершается: Все деревья и дома в шубы наряжаются. Где была сегодня, киска? У королевы у английской. Что видала при дворе? Видала киску на ковре… № 5 Птица-синица куда-то стремится, несет телеграмму она. А в телеграмме маме и папе: «Встречайте сыночка-слона. Приеду к вам в среду, приеду с рассветом. Приеду к вам в гости с невестою Светой!» Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли. Но однажды буква «А» в гости к рыбкам приплыла. И сейчас же у реки появились рыбаки. Рыбкам сразу стало ясно: с буквой «А» дружить опасно. У реки росла рябина, а в реке росла рябила. Посредине – глубина, там гуляла рыбина. Эта рыба – рыбий царь, называется пескарь! №6 Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, что увидит снимок кошка». «Уколю, - грозится ёж, - если снимок не пришлёшь». Уже большой Сережа, ему четвертый год, А мыться сам не может, все время нянек ждет. Котёнок удивляется:– Какой позор и срам! Недавно я родился, а умываюсь сам! № 7
Грибная пора наступила в лесу. Вылет был и перелет, Грибы я в корзинке из леса несу. А потом уже прилет Вот гриб-боровик, вот другие грибочки Прилетел мой самолет Мы жарим, и варим, и солим их в бочке. Сел на севере на лед.
В реке рыбы, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках дочурки нарядная кукла, на столе лежат очки, коньки готовят к зиме, тетрадки всегда содержатся в порядке. | ||
Звук Л
|
| «Произнесём звуки» «Накажем непослушный язычок» «Качели» «Лошадка» «Лошадка едет тихо» «Дует ветерок» «Индюк» «Самолёт гудит» Материал для всестороннего речевого развития с. 13 | Губы улыбаются. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «дорожка». Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. Л___ | Сонорный . Согласный, твёрдый, глухой. (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.115 № 1
ал бал вал мал пал зал ол бол вол мол пол зол ул бул вул мул пул зул ыл был выл мыл пыл зыл ил бил вил мил пил зил ел бел вел мел пел зел ял бял вял мял пял зял
Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол. Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.
№ 2
Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул. Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.
Очень любит Галка веселую скакалку, Скок да скок! Галке не жалко ног. А бывает жалко веселую скакалку. – Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка. № 3 1. Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз) ла лаз лак лапа лампа лавка ло лоб лом лось лодка ложка лу лук луч лужа Луша луковица лы лыко лыжи лыжник 2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь, ма – лыш, у – лыбка. 3. Чистоговорки: ла-ла-ла-ла – наша девочка мала лы-лы-лы – подмети полы № 4
Зима. Все бело, бело, бело. Много снегу намело. Вот веселые деньки! Все – на лыжи и коньки!
№ 5
№ 6 1. Учим: Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Б елой даже не была. 2.Учим: Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый зашептал: – Я не бегал, я скакал! № 7
3. Игры с этими словами – «Телеграф»(деление слов на слоги), «Запомни и повтори»(4-5 слов), «Счет 1-10» - клубника, клоун, клавиши. 4. Составление и проговаривание предложений по данному образцу (с притяжательным прилагательным «Клавин»): Это Клавин класс. Это Клавина клумба. Это Клавино мыло. 5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку.(в настоящ. врем.). 6. Заучивание скороговорки: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку. № 8
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы. Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон. Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят. № 9
№ 10
По оврагам ехал лыжник, По сугробам ехал лыжник, По дороге ехал лыжник И наехал на булыжник.
Голубое одеяло, смелыйсалдат. № 11
Волк, белка, лось, слон, лама, лошадь, осел, козел, шакал, ласка, вол, мул.
|
Звук Л,
|
| «Произнесём звуки» «Накажем непослушный язычок» «Качели» «Лошадка» «Лошадка едет тихо» «Дует ветерок» «Индюк» «Самолёт гудит» Материал для всестороннего речевого развития с. 13 | Губы улыбаются. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «дорожка». Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. ЛЬ___ | Сонорный . Согласный, мягкий, глухой. (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.119 № 1
№ 2
№ 3
У льва – львята, у лисы - … , у лягушки - … , у лебедя - … , у тюленя - … , у косули - … . № 4 1. Запомнить стишки, назвать родственные слова: Слов «ленивый», «лень», «лентяй» никогда не забывай. Только лень свою забудь и лентяем ты не будь. Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах? Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты? Белый, беленький, белить – маляром хочу я быть. От побелки и покраски станут домики как в сказке. 2. Скороговорки: Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. Коля колет колья. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Неделю Емеле прясть короб кудели. А Емелиной дочке прясть одну ночку. |
Звуки Л-Л,
|
| Материал для всестороннего речевого развития с. 13 | Звуковой анализ слов | № 1
а) ля, ла, ло, ели, осль, слу, шла, шли; б) лом, лед, калина, калитка, колос, колеса, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод, ледяная, половина, полотенце. 3. Образование прилагательных с ласкательным значением: белый – беленький, теплый – тепленький, светлый – светленький, целый – целенький, голый – голенький. 4. Счет 1-10 – ловкая, веселая белка; большой, злой волк. № 2
| |
Звуки Р-Л | Материал для всестороннего речевого развития с. 22 | Звуковой анализ слов. | №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ РА – ЛА – РА ЛА – РА – ЛА ЛА – ЛА - РА РО – ЛО – РО ЛО – РО – ЛО РО – РО - ЛО РУ – ЛУ – РУ ЛУ – РУ – ЛУ РУ – РУ - ЛУ РЫ- ЛЫ – РЫ ЛЫ – РЫ – ЛЫ ЛЫ – ЛЫ – РЫ АР – АЛ – АР АЛ – АР – АЛ АЛ – АЛ - АР ОР – ОЛ – ОР ОЛ – ОР – ОЛ ОЛ – ОЛ - ОР УР – УЛ – УР УЛ – УР – УЛ УР – УР - УЛ ЫР – ЫЛ – ЫР ЫЛ – ЫР – ЫЛ ЫР – ЫР - ЫЛ ЕР – ЕЛ – ЕР ЕЛ – ЕР – ЕЛ ЕЛ – ЕЛ - ЕР ЯР – ЯЛ – ЯР ЯЛ – ЯР – ЯЛ ЯЛ – ЯЛ - ЯР ЁР – ЁЛ – ЁР ЁЛ – ЁР – ЁЛ ЁЛ – ЁЛ - ЁР ЮР – ЮЛ – ЮР ЮЛ – ЮР – ЮЛ ЮР – ЮР - ЮЛ ИР – ИЛ – ИР ИЛ – ИР – ИЛ ИЛ – ИЛ – ИР АРА – АЛА – АРА ЫЛЫ – ЫРЫ – ЫЛЫ ЫРЫ– ЫЛЫ - ЫРЫ ОЛО – ОРО – ОЛО ОРО – ОЛО – ОРО АЛА – АЛА - АРА УРУ – УЛУ – УРУ УЛУ – УРУ – УЛУ ОРО – ОЛО – ОЛО №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ Лад – рад лов – ров юла - Юра Лак – рак лоза – роза мала - Мара Лама – рама ложь – рожь игла - игра Лука – рука ложки – рожки палаты – парады Пал – пар мил – мир балка - барка Дал – дар пил – пир полка - порка Жал – жар жил – жир колко - корка Вал – вар сел – сер телка - терка Укол – укор булки – бурки Лева – рева жаль – жарь Валя - Варя Лечь – речь удаль – ударь валят - варят Лейка – рейка уголь – угорь малина – Марина Солить – сорить паровик – половик приварить-привалить Валить – варить справка – сплавка поручить - получить Жалить – жарить коробок – колобок обрезать - облизать Палить – парить катерок – котелок изречение-излечение Шалить – шарить коронка – колонка править – плавить №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ Прялка Лукерья проблема жарила Грелка Валерий лорнет варила Тарелка Лариса корабль горела Рулетка форель карамель орел Картофель карусель слесарь глазурь Крыло стрелка столяр лазурь Карлик журнал словарь кастрюля Карелия журавль кролик проблема Правильно парламент кормила лавр Заливная рыба. Горелые сухари. Умелый слесарь. Оранжевый апельсин. Спелый персик. Первый класс. Кислый крыжовник. Белый кролик. Вареный картофель. Крупная форель. Ласковый ребенок. Лиловые ирисы. Шустрая белка. Стальные рельсы. Резное крыльцо. Больное горло. Старое кресло. Горный орел. Рулон кальки. Прелая листва. Мелкий брод. Полезная руда. Серебряный браслет. Бронзовая люстра. Соленая брынза. Стеклянный графин. Летняя гроза. Хлебные крошки. Полевая крыса. Белый мрамор. Лимонное ситро. Полосатый матрац. Лесной дрозд. Гладкая дорога. Старательный ученик. Сливочное мороженое. Лавровый лист. Эмалированная кастрюля. Журнальная иллюстрация. Полированная мебель. Глубокий ров. | ||
Звук Ц | «Заборчик» «Покатаем карандаш» «Почистим нижние зубки» «Язык перешагивает через нижние зубки» «Язык-силач» «Горка» «произносим звуки» «Синички цокают» Материал для всестороннего речевого развития с. 21 | Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка — канавка. Горлышко не гудит. Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро. ТС____ | Согласный, твёрдый, глухой. (звуковой анализ слов) | Постановка звука Полякова с.128 № 1
№ 2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц В СЛОГАХ И СЛОВАХ Ац – оц – уцуц – ыц – ецац – ац – ац - матрац Яц – ёц – юцюц – иц – ацоц – оц – оц - боцман Ац – яц – оцоц – ёц – юцец – ец – ец – боец Матрац, паяц, клёцки, шприц, бац, плац Молодец, огурец, конец, борец, удалец, боец, беглец, глянец, индеец, китаец, японец, отец, гонец, жилец, рубец, глупец, китаец, кузнец, беглец, леденец, наконец, продавец. Братец, танец, ранец, колодец, мизинец, дворец, певец, перец, палец, заяц, горец. № 3АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ Ца – цо – цыца – це – цыца-ца – ца - цапля Цы – це – цоцо – цы – цуцо – цо – цо - лицо Цы – це – цуца – цу – цецы – цы – цы – цирк Цапля, овца, пыльца, мерцать, цокать, цоколь, яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, деревцо, пунцовый Цыган, цып-цып, огурцы, борцы, концы, певцы, отцы, жильцы, пловцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, циркуль, цифра, цинк, цирк Певица, кузница, мельница, лестница, водица, улица, рукавица, курица, больница, пшеница, граница, теплица, кашица, кожица, кольца, пятница, умница, луковица, пуговица, царапина. Улицы, больницы, овцы, зайцы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыпленок, цилиндр, цыганка, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция, акция. № 4АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ Ца – ца – ца – вот идет овца. Ца – ца – ца – белая овца. Цу – цу – цу– не боюсь овцуЦы – цы – цы – мы ели огурцы. Цо – цо – цо – мы вымыли лицо Цо – цо – цо – круглое яйцо. Цы – цы – цы – нет овцы. Сказка о яйце Це-це-це, це-це-цеЦу-цу-цу, цу-цу-цу Вот вам сказка о яйце. Не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо, Цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо. Сами мы съедим яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цуЦы-цы-цы, цы-цы-цы Киска тянется к яйцу. Отогнали? Молодцы! Ца-ца-ца, ца-ца-цаЦе-це-це, це-це-це Брысь, котенок, от яйца! Вот вам сказка о яйце. № 5АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ Длинноногая цапля. Болотная птица. Цветной фильм. Голубой цветок. Целое яйцо. Главная цель. Белая акация. Цокот копыт. Ценное кольцо. Удивленное лицо. Легкая пыльца. Знакомые лица. Холодная водица. Новая улица. Льняное полотенце. Темное оконце. Птенцы птицы. Длинные концы. Ловкие пальцы. Цельное молоко. Высокая цена. Цементный цоколь. Витая цепь. Новый мех. Цигейковая муфта. Западный циклон. Плетеная циновка. Голодный цыпленок. Ярко светит солнце. С юга летят птицы. Птицы вьют гнезда. Птицы – друзья садов. Птицы поедают гусениц. В саду цветет акация. Курица снесла яйцо. Курица вывела цыплят. Курица гуляет с цыплятами. С пальца сняли кольцо. Курица села под крыльцо. У цапли длинный клюв. Солнце светит целый день. В цирке танцует медведица. Кузнец ковал цепь. Я потерял пуговицу. На грядке огурцы. У колодца корытце, из него пьют воду овцы. Лисица крадется к зайцу. Бабушка вяжет спицами рукавицу. Синица схватила гусеницу. Козочки пасутся на лугу. Девочка в теплице собирает огурцы. Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя. № 6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Целебный цветок.цветная циновка. Кольцо на пальце. Огурцы в салатнице. Циркуль в ранце. Цементом цементируют. Цветы цветут в цветнике целое лето. Цветы отцветают к концу лета. Разноцветные цветы – разного цвета. Одноцветные цветы – одного цвета. Птицу кольцевать – кольцо надевать. Синица – птица, цапля – птица и курица – птица. У птицы – яйцо, у курицы – цыпленок. Цыпленок – курицын ребенок. Хоть овца и в кольцах, да кольца не на пальцах. У огурца два конца. Цапля – болотная птица. К цветку цветок – цветной узор. Многие цветы целебны. Глициния цепляется за стены. С улицы доносился цокот копыт. Ловкие пальцы плели цветную циновку. Голодный цыпленок клевал под оконцем остатки хлебца. Вымой лицо холодной водицей. С мыльцем и вытри полотенцем. У Лены цигейковая шуба. Цигейка – мех овцы. На именины сестрицы Лена готовила цукаты. Мама насыпала в конфетницу цукаты и леденцы. На оконце целый месяц цветут цветы. Птенцы вылупились из яйца. Отец съел целую салатницу огурцов. Цветные кольца – символ олимпиады. Боец целится в цель. Кузнец подковал жеребца-молодца. Лена звала цыплят: «Цып-цып-цып». № 7 Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет Деревянный свой дворец тёмно-бронзовый скворец. По ночам сове не спится – ведь сова ночная птица. Осторожная лисица подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. Из колодца принесла курица водицы, И цыплята всей семьёй побежали мыться. Только Цып стоит в сторонке, не желает мыться, Потому что, как огня он воды боится. И сказала строго мама: – Мыться, дети, все должны. Цып играть не будет с нами. Нам грязнули не нужны. Над кузницей, над мельницей вьётся метелица, По лесу танцует и по полю стелется. А зайцы метелицы не боятся, | |
Звуки Ц-С
|
| Материал для всестороннего речевого развития с. 28 | Звуковой анализ слов | № 1
– Эй, баран, подай овса! – просит белая овца. Я не притронусь к сену, ему я знаю цену. № 2
Видала я лису. Ей рыжий цвет к лицу. Окрась меня, мой свет, в такой же рыжий цвет. № 3 СА-ЦА-СА АС-СЦ-АС АСА-АЦА-АСА СО-ЦО-СО ОС-ОЦ-ОС ОСО-ОЦО-ОС СУ-ЦУ-СУ УС-УЦ-УС УСУ-УЦУ-УСУ СЫ-ЦЫ-СЫ ЫС-ЫЦ-ЫС ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ Сок – цок свет – цвет лиса - лица Сел – цел бусы – бутцы сабля - цапля Бас – пас сабля – цапля светик - цветик Сено – цена светик – цветик садить – цедить Прицел – присел целить – селить ценить – синить Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет № 4ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ И ФРАЗАХ. Синица, сальце, словцо, сцена, сцепление, станция, столица, спица, свинец, ситец, песец, скиталец, сеянец, столбец, месяц, писательница, письмецо, маслице, бессонница, восклицание, гусеница, пословица, лисица, лестница, косица, спится, снится, смеется, садится, кусается, спускается, славится, спасается, оступается, светится, сломается, свалится, сомневается, ссорится, сгибается, стыдится, склоняется, сдается. С цаплей, с цепью, с цукатом, с цыганом, с цыпленком, с цирком, с целью, с циновкой, с лестницей. Самоцвет, самоцель, соцветие, социальный, сахарница, сухарница, салатница, расцепить, расценить, расцветать, расцарапать, спецовка, специалист, специальность, сцапать, сцепить, сцепка, сценка, сценарий, сценарист. Стальная цепь. Цепная собака. Степная птица. Вкусное мясцо. Степная станция. Синие цветы. Садовый цветок. Целый стакан. Гусеница капустницы. Куцый пес. Ценная посуда. Сломанная спица. Кусты акации. Сильный боец. Смелые бойцы. Садится солнце. Снится сон. Цветной ситец. Цыганская песня. № 5ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Заяц сидел у сосны. Лисица увидела зайца. Заяц скрылся в кустах. В саду цветы. Соня любит цветы. Соня сорвала цветок. У нас цыплята. Соня кормит цыплят. Цыплята любят просо. У Славы цапля. У цапли длинный нос. Цапля ходит за Славой. Улица залита солнцем. Зайца спасают ноги. Заяц всех боится. Цыбик – цепная собака. Зимой птицам холодно. С юга прилетели цапли. Птицы поедают гусениц. Курица увидела лисицу. Гусеница съела все листья. Друзья леса заботятся о деревьях. Альпинисты поднимаются в горы. Экспедиция отправилась на север. Мы посетили выставку детских рисунков. На кустах акации зацвели цветы. Пословица не даром молвится. У Симы платье из ситца. Отец написал письмецо. Сеня выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце. Синица схватила гусеницу. Лена повесила полотенце. Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем. Светит месяц, светит ясный. Гусеницы объели листья капусты. Кто смел, тот и цел. Молодец на овец, а на молодца – сам овца. | |
Звук Ч | «Наказать непослушный язычок» «Чашечка» «Приклей конфетку» «Грибок» «Кто дальше загонит мяч» «вкусное варенье» «маляр» «Лошадка» «Произносим звуки» «Кузнечик стрекочет» Материал для всестороннего речевого развития с. 20 | Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка». Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху. Горлышко не гудит. Сначала стучим поверхнимубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро! | Согласный, мягкий, глухой. Звуковой анализ слов. | Постановка звука Полякова с. 134 № 1
№ 2
2.Запомни и назови: – печник, точилка, колючка, мачта.
Палочка в руке – ниточка в реке. (Удочка.)
Очень любит Галочка быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок – Галочке не жалко ног. А бывает жалко быструю скакалку: – Отдохни, скакалочка, – еле шепчет Галочка. № 3
№ 4
Волк – волчиха, волчица, волчонок, волчата, волчье, волчок, волчище. Заяц – зайчиха, зайчик, зайчонок, зайчата, заячий, зайчишка, зайчатина. Белка – бельчонок, бельчата, белочка, беличий.
Пять мальчиков, пять чуланчиков, Разошлись пальчики в темные чуланчики – Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.) № 5
тча-тчо-тчу-тчи, атч-отч-утч-ытч.
Вручать почтовые карточки. Хотеть учиться отлично.
| |
Звуки Ч-Ц | Материал для всестороннего речевого развития с. 20,21 | Звуковой анализ слов | № 1
№ 2
Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться. Красна птица перьями, а человек ученьем. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком встретится. Учится – всегда пригодится. | ||
Звук Щ | «Наказать непослушный язычок» «Чашечка» «Приклей конфетку» «Грибок» «Кто дальше загонит мяч» «вкусное варенье» «маляр» «Фокус» «Змея шипит» Материал для всестороннего речевого развития с. 19 | Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка». Язык широкий, высоко поднимается кверху. Передняя часть языка придвигается близко к «потолочку», но не касается его. Горлышко не гудит. Дуем на поднятый вверх язык. щ____ | Согласный, мягкий, глухой. Звуковой анализ слов. | №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЯМЫХ СЛОГАХ ЩА – ЩУ – ЩЁ ЩА – ЩИ – ЩЕ ЩУ – ЩИ – ЩЕ ЩЁ – ЩИ – ЩЕ ЩА – ЩУ – ЩИ ЩА – ЩЁ – ЩЕ ЩА Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать. ЩУ Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу. ЩЁ Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый. ЩИ - ЩЕ Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей. Слова без ударения на слоге: Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь. Овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол. №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ В ЧИСТОГОВОРКАХ Ща – ща – ща – щавель Ща – ща – ща – ходит зайка без плаща Що – що – що – щётка Щу – щу – щу – я тебя ищу. Щу – щу – щу – щука Щи – щи – щи – мы ели щи. Щи – щи – щи – щит Ще – ще – ще – я в плаще. Ще – ще – ще – щегол Ща – ща – ща, ща – ща – ща Дождь идет - я без плаща. Ще – ще – ще, ще – ще – ще Нет дождя, а я в плаще. Щу – щу – щу, щу – щу – щу Я тебя не отыщу. Щи – щи – щи, щи – щи – щи Ты иди, меня ищи! Щу – щу – щу, щу – щу – щу Вот теперь-то отыщу. № 3
№ 4
Восхищаться праздничной площадью. 5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»: Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу. Щенок жалобно пищит – тащит он тяжелый щит. | |
Звуки Щ-Ч | Материал для всестороннего речевого развития с. 19,20 | Звуковой анализ слов. | № 1
щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита. 3. Изменить слова: Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ. Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ. Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ. Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ. Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ. Молчать – МОЛЧАЩИЙ, бренчать – БРЕНЧАЩИЙ № 2
№ 3
№ 4 1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Чистить щеткой щенка. Чистить сочные овощи для угощения. Чистить копченую щуку для угощения.
| ||
Звуки Щ-СЬ | Материал для всестороннего речевого развития с. 19,15 | Звуковой анализ слов | Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ-СЮ ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ Лес – лещ Роса – роща Сели – щели Плюс – плющ Пласт – плащ Вес – вещи Писать – пищать Хвост - хвощ Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение. Дайте полные ответы на вопросы: Что делает стекольщик? Чем вытаскивают гвозди? Что делает носильщик? Кто защищает родину? Что делают из свиной щетины? Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки. № 3
Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи). № 4
Сирень, васильки, плющ, листья – плющ. Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол. Стекло, овощ, слива, апельсин – овощ. Ящерица, щука, щенок, гусенок – гусенок. Щипцы, клещи, сеялка, ящик – сеялка.
№ 5
Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик). № 6
Посещать весеннюю рощу. Любоваться весенней рощей. Восхищаться веселым щебетаньем птиц.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал. Всякой вещи своё место. Не учи козу – сама с возу стащит. Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз. Друзья узнаются в несчастье. | ||
Звуки Ш-Щ | Материал для всестороннего речевого развития с. 29 | Звуковой анализ слов | № 1
Укрощать разбушевавшуюся стихию. Слушать дефектную речь шепелявого ребенка. Слушать шелестящие капли дождя. | ||
Звук К | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | губыраскрыты, занимают нейтральное положение; зубы разомкнуты: кончик языкалежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется; воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. | Ротовой, взрывной, заднеязычный, (задненебный) глухой,твердый | 1. Прямые слоги: в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками: куры:«Ко—ко—ко!» «Куд-куда!» кукушка:«Ку~ку, ку-~ку!» 2. Слова с прямыми слогами: 3. Обратные слоги и слова с ними: 4. Слоги и слова со стечением согласных: 5. Слова с повторяющимся звукомК: 6. Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами: 7. Упражнения в звуко-слоговом анализе со словами наК: а) деление слов на слоги различными способами — игра «Телеграф»', б) выделение голосом ударного слога, ударного гласного звука; в) определение места звукаКв слове.
10. Работа с фразой: В.В.Коноваленко. дидактический материал с.1 | |
Звук К, | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | Сходна с артикуляцией твердого звукаК с некоторымиспецифическими особенностями: углы губоттягиваются назад; губыприжимаются к резцам; кончик языкаприближается к нижним резцам, даже упирается в них; средняя часть спинки языкаподнимается и касается средней части твердогонеба. | Согласный, ротовой, взрывной, среднеязычный, (средненебный) глухой,мягкий | В.В.Коноваленко. дидактический материал с.7 | |
Звуки К-К, | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | В.В.Коноваленко, с.1,7 | В.В.Коноваленко, с.1,7 | ||
Звук Г | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | губыраскрыты, занимают нейтральное положение; зубы разомкнуты: кончик языкалежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется; воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. | Согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, (задненебный) звонкий,твердый | В.В.Коноваленко. с. 10 1. Прямые слоги : 2. Слова с прямыми слогами: 3. Слоги со стечением согласных: 4. Слова со стечением согласных: 5. После отработки произношения слогов и слов проводятся лексические, грамматические и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звукК, 6. Упражнения с разрезной азбукой — игра «Отгадай слова 7. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение): 8. Работа с фразой: | |
Звук Г, | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | Сходна с артикуляцией твердого звукаК с некоторымиспецифическими особенностями: углы губоттягиваются назад; губыприжимаются к резцам; кончик языкаприближается к нижним резцам, даже упирается в них; средняя часть спинки языкаподнимается и касается средней части твердогонеба. | Согласный, ротовой, взрывной, среднеязычный, (средненебный) звонкий,мягкий | В.В.Коноваленко. с. 14 1. Прямые слоги : 2. Слова с прямыми слогами: 3. Слоги со стечением согласных: 4. Слова со стечением согласных: 5. После отработки произношения слогов и слов проводятся лексические, грамматические и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звукК, 6. Упражнения с разрезной азбукой — игра «Отгадай слова 7. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение): 8. Работа с фразой: | |
Звуки Г-Г, | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | В.В.Коноваленко, с.10,14 | В.В.Коноваленко, с.10,14 | ||
Звуки К-Г | «Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубьрта (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. «Горка» 3: то же со шпателем или зондом. Дышать носом с широко раскрытым ртом. | В.В.Коноваленко, с.1,10 | Согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, (задненебный) звонкий (глухой),твердый | I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, ?лова, скороговорки. II. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении: а) изолированно: б) в слогах с постепенным усложнением звукового со в) в словах акустически сходных и различных, а затем г) в фразах: д) в связной речи. В.В.Коноваленко, с.26-28 | |
Звуки Т-Т, | |||||
Звуки К-Т | I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, ?лова, скороговорки. II. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении: а) изолированно: б) в слогах с постепенным усложнением звукового со в) в словах акустически сходных и различных, а затем г) в фразах: д) в связной речи. В.В.Коноваленко, с.29-31 | ||||
Звуки Д-Д, | |||||
Звуки Д-Г | Г: Согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, (задненебный) звонкий,твердый Д: Согласный, ротовой, переднеязычный, звонкий, твёрдый | 1. Изолированное произношение "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д". 2. Слоги Га –да га – до – дыды – ды – го Га – дуду – гу – до га – го – гу До – гугу – до – гыды – гы - ду 3. Слова Загар – задор газон – дозор горизонт – дозвон Грозы – дозоры дом – гном гора – доля Гости – груда голубец – дворец дог - год Гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города, сковорода, гнездо, загадка. Игра «Один - много» Луг - пирог сапог – Враг - слог - порог – Рог - стог - круг – Предложения, тексты В гнездо прилетел дрозд. В горах растут горькие ягоды. Дождливая погода. Когда прилетят дрозды? Угадай загадку. После грозы вышла радуга. Когда пойдем домой? Гоша загадал загадку. На лугу грохотал гром. Гуси гоготали: «Га-га-га»! В саду выросли гвоздики. Под дубом растут грибы. Под дубом растут ягоды. У дома газон и сад. - Гуси! Гуси! - Га, га, га! -Есть хотите? - Да, да, да! - Ну, летите же домой! - Серый волк под горой не пускает нас домой! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"
Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)
Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...
План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...
План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс
Представлен подробный план – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству (2 урока) «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....
План-конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу с учащимися 3х классов по теме: "Совершенствование технических приемов в баскетболе"
В плане дается материал для совершенствования техники игры в баскетбол юных спортсменов. Продолжительность занятия 80 минут....
План-конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза (2 класс)
Материал содержит план-конспект открытого индивидуального занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, составленного для обучающихся 2 класс. План-конспект составлен...