Звуки з и зь.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Евай Ирина Васильевна

Занятие с учащимися 1классов на этапе дифференциации звуков з и зь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_._zvuki_z_i_z.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки «[з], [з’].

Цель: Формирование у  обучающихся умений и навыков в дифференциация звуков и букв [з]-[з’] в слогах, словах, фразах.

Лексическая тема:  Время года - зима. Зимние забавы и развлечения.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [з] и [з’].
  • Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [з] и [з’]  в слогах, словах, фразах.
  • Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; подбирать слова - признаки и действия к словам; подбирать слова к слоговой схеме;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховоевосприятие и зрительное внимание.
  • Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове.
  • Развивать зрительное восприятие через упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
  • Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
  • Развивать навыки грамматически правильной речи.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: презентация с картинками; снежинки для дыхательной гимнастики; индивидуальные зеркала; хлопушка с конфетти; индивидуальные конверты для звукового разбора; индивидуальные конверты для рефлексии; мяч

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Какой сегодня день? Какой вчера был день? Какой день будет завтра?

-Какое сейчас время суток? Какое время суток было до этого? А какое время суток будет потом?

  1. Психогимнастика.

- Ребята, давайте поиграем в игру "Пантомима" и покажем мимикой и жестами то, что делают дети на картинках.

Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. Дети повторяют движения.

-Вам случайно попали снежком в лицо. Изобразите огорчение.

-Вы боитесь съезжать с горы- покажите ,как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно.  

(Дети имитируют  эмоции). Слайд 1.

  1. Сообщение темы занятия.

- Послушайте звуки. (Дети слушают звуки зимы). ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ

- Что вы услышали? (Шаги по снегу, вьюга воет, шум ветра).

- В какое время года можно услышать эти звуки?  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети садятся за столы).  

- А чтобы вам легче было отгадать, послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- Что это?  

- Сегодня мы будем говорить о времени года -  зиме.

- Ребята, назовите зимние месяцы. Сейчас какой месяц.

- Назовите признаки зимы, используя картинку. (Выпал снег, холодно, дует сильный ветер……)

Слайд 2.

- Какие два звука принесла зима с собой?

-Назовите первый звук в слове зима, назовите последний звук в слове мороз.

- Так какие зима принесла два своих любимых звука?  [з, з’].

  1. Повторение характеристики и артикуляции  звуков [з, зь] по артикуляционным и акустическим признакам.

Работа с зеркалами.

Обозначение звуков цветовыми символами.

Слайд 3, 4.

  1. Дыхательные упражнения Слайд 5

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

-Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех.

- Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). 

- А вы умеете правильно дуть?

 -Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку.

- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

  1. Игра «Снежки» (с мячиками-шуршиками) Слайд 6

- Ребята, отгадайте загадку:

В снегу уже все по уши,

Довольны малыши.

У всех намокли варежки -

Играем мы в … (снежки).

-Берём в руки мячики-шуршики и поиграем, сделаем массаж рук.

Много снега намело

Белою зимою,

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки (поднимают «снежок» и «лепят» его, перекладывая его из руки в руку),

А потом прицелимся (поднимают снежок вверх),

Метко мы бросаем

В цель мы попадаем.

  1. Произношение  звуков [з, зь]  в слогах. Игра «Эхо»

- Поиграем в «Эхо».Я буду произносить слоги с твердым звуком [з] , а вы-с мягким, и наоборот- с мягким звуком [з’]: за (зя), зо (зё), зу (зю), зэ (зе), зы (зи).

  1. Скороговорка- чистоговорка Слайд 7

- Ребята. для того. чтобы чётко и красиво произносить звуки [з], [з’] произнесём стишок про берёзу.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

-Вспомните и назовите в стишке слова со звуками [з], [з’].

  1. Отгадай «Каким бывает?»

- Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, рад миром пушинки  (Зима) Слайд 8

-К нам в гости пришла Волшебница-Зима. Слайд 9

- Давайте рассмотрим нашу гостью.

- А теперь подберем самые красивые слова, чтобы сказать какая зима.

Зима -(какая?) холодная, суровая, морозная.

Снег -(какой?)  белый, мягкий, лёгкий, пушистый, липкий, холодный.

Снежинки - (какие?)  белые, лёгкие, пушистые, красивые.

- На партах у вас лежат конвертики со звуковыми символами. Сделать звуковой рисунок слов мороз, зима. Проверить что получилось. У кого правильно, кто ошибся?

Слайд 11

  1. Игра «Придумай слово» (Образование родственных слов)

Логопед: Наша гостья хочет с вами поиграть - знаете ли вы родственные слова к слову зима.

-  Как ласково звучит слово зима? Зимушка.

- Слово- признак от слова зима? Зимний.

-Слово-действие от слова зима? Что делать? Зимовать.

-А какие родственные слова есть у слова мороз?

-Ласково слово мороз? Морозец.

- Слово-признак от мороз? Морозный.

- Слово-действие от слова мороз? Морозить.

-Сказочный персонаж от слова мороз? Морозко

  1. Игра «Назови ласково»  с мячом Слайд 12

Снег-____(снежок), ветер-_____(ветерок), лёд-____(ледок), зима-_____(зимушка), санки-____(саночки), холод- _____(холодок), звезда- ____(звёздочка), солнце- _____(солнышко), день- _____(денёк), ночь-____(ночка), мороз- _____(морозец).

 - Вспомните и назовите  слова со звуками [з], [з’].

  1. Физкультминутка «Игра в снежки» Голосовой файл

  1. Игровое задание «Подбери признаки и действия» Слайд 13

- Зима накрыла землю белым покрывалом, снегом. Какой может быть снег?

(Белый снег, пушистый снег, мягкий снег, чистый снег...)

- Что делает снег?

(Снег идет, снег падает, снег кружится, снег лежит, снег скрепит...)

- А какая же зима без мороза? Какой может быть мороз?

(Сильный мороз, злой мороз, крепкий мороз, трескучий мороз...)

- Что делает мороз?

(Мороз щиплет, мороз трещит, мороз рисует, мороз кусает...)

  1. Дидактическая игра «Что делает?» Слайд 14

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.

-Сейчас я вам раздала слова. На какой вопрос отвечает это слово: кто? или что? К этим словам нужно подобрать слова- действия по смыслу.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Ветер (что делает?) — бушует, воет, стонет, дует, … .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… .

Зима (что делает?) - наступает, приходит, морозит.

Звезда (что делает?) - сверкает, светит.

-Вспомните и назовите  слова со звуками [з], [з’].

15. –Ребята, я сейчас что-то скажу.  Дети слепили снежную бабу.

-Что я вам сказала?

-Правильно, предложение.

-Что такое предложение? (Предложение-это слово или несколько слов связанных по смыслу.)

Если я скажу: снежная лепить дети снеговик.

-Понятно что я сказала?

Значит, слова в предложении должны быть в согласии друг с другом.

-Сейчас работа по парам. На партах у вас карточки. Прочитайте слова и составьте по смыслу предложения.

-Прочитайте, что получилось. Назвать слова со звуками [з], [з’]. 

Зимой реки покрываются льдом.

Земля покрылась пушистым снегом.

Зимой дети любят кататься на лыжах.

16.  Составление рассказа по картинке «Дети и снеговик» Слайд 15.

Вопросы:

-Сколько выпало снега? (Много выпало снега).

-Куда вышли дети? (Дети вышли на улицу).

-Что они стали лепить? (Они стали лепить снеговика)

-Сначала они какой ком скатали? (Сначала скатали большой ком).

-Какой ком они скатали потом? (Потом они скатали средний ком).

-А затем какой ком? (А затем маленький ком)

-Что они вставили вместо глаз? (Вместо глаз они вставили камешки)

-Что вместо носа? (Вместо носа морковку)

-А что вместо рта? (А вместо рта веточку)

-Какой получился снеговик? (Снеговик получился замечательный)

Просмотреть картинку. Ответить на вопросы по содержанию рассказа. Пересказать.

Дети и снеговик.

Много выпало снега. Дети вышли на улицу. Они стали лепить снеговика. Сначала скатали большой ком. Потом скатали средний. И затем скатали маленький ком. Вместо глаз вставили камешки. Вместо носа морковку. А вместо рта веточку. Снеговик получился замечательный.

17. Рефлексия.

-Отгадать загадку:

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник?... (Новый год)

- И ещё одна загадка:

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная.

На Новый год я главная. (Ёлка) 

-Чем украшают ёлку? Давайте мы тоже украсим нашу ёлку.

- Перед вами конверты с ёлочными шарами трёх цветов. Если тебе понравилось занятие и ты справился со всеми заданиями, то выбери зелёный шар. Если тебе на занятии было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, то выбери- жёлтый шар. Если тебе было трудно справиться с заданием и тебе нужна моя помощь- то выбери красный шар.

-Что любят ребята во время праздника. ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ.

Хлоп — и конфета

Стреляет как пушка!        

Каждому ясно: это ....(Хлопушка) ХЛОПУШКА

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...