Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ц-Ч на письме".
план-конспект по логопедии на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

Содержание занятия позволит закрепить и обобщить материал по дифференциаци Ц-Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_ts-ch.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

«Дифференциация Ц-Ч  на письме»

Тема: звуки и буквы Ц-Ч.

Цель: дифференциация звуков [Ц-Ч] в устной речи и букв Ц-Ч на письме.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
  • Развивать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку, самостоятельного письма с проговариванием;
  • Развивать умение строить связные высказывания;
  • Улучшать технику чтения;

Воспитательные:

  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать умение слаженно работать в группе;

Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух;
  • Учить различать звуки[ц-ч] на слух, опираясь на разницу в артикуляции;
  • Учить различать графические образы букв Ц-Ч с опорой на символы;
  • Развивать образное мышление;
  • Уточнять временные представления;
  • Развивать межполушарные связи;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать внимание;
  • Развивать пространственную ориентацию, ориентацию в схеме собственного тела;

 

Оборудование:

        Мяч, «травка», бланки с графическим изображением домика по количеству детей, изображение цыплёнка, чайки, карточки для характеристики звуков, карточки с двустишиями по количеству детей, символы букв Ц-Ч, образцы написания прописных, строчных букв, предметные картинки(мяч, огурец, цепи, учительница, часы, пуговица, бочка) и схемы слов к ним, Незнайка, карточки с предложениями с пропущенными буквами Ц-Ч.

Структура занятия:

 

  1. Психологический настрой.
  2. Логопедическая зарядка.
  3. Уточнение временных представлений.
  4. Копирование графического изображения.
  5. Определение темы занятия.
  6. Характеристика звуков [Ц-Ч].
  7. Минутка чистоговорения.
  8. Фонетическая зарядка.
  9. Соотнесение звуков с буквами.
  10.  Минутка чтения.
  11.  Письменные упражнения на дифференциацию [ц-ч].
  12. Итог.
  13. Рефлексия.

Ход занятия:

 

  1. Психологический настрой:

- Я хочу начать занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

  1. Логопедическая зарядка:

  • Ориентация в схем собственного тела;
  • Самомассаж ушных раковин;
  • Гимнастика для глаз(проводят дети);

       

  1. Уточнение временных представлений:

-  Сядет тот, кто назовёт месяцы зимы, весны, лета, осени.

4.  Копирование графического изображения домика.

-  А сейчас поработайте фотографами и сделайте точную копию рисунка(домика) по точкам на свободном поле.

 

5.   Определение темы занятия:

-  «У белой курицы ребёнок-

Пушистый, жёлтенький ….(цыплёнок)».

-   Назовите первый  звук в отгадке. [ц]

- «Белокрылые хозяйки,

Над волной летают ….(чайки) ».

     -  Назовите первый  звук в отгадке. [ч]

     -  С какими звуками будем сегодня работать? ([ц-ч])

  1. Характеристика  звуков [ц-ч].

[Ц]- согл., твёрд., глух., непарн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

[Ч]- согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, язык прижат к альвеолам.

  1. Минутка чистоговорения.

- игра«Блиц- опрос»(дай ответ полным предложением).

  • Что показывает время?                Какая цифра идёт после трёх?
  • В чём кипятят воду?                Где выступают клоуны?
  • Что растёт на клумбе?                Что пробивают в кассе?
  • Кто друг крокодила Гены?        Из чего пьют чай?
  • В чём носят вещи?                Чем можно начертить круг?
  • Кто в сказках сидит на троне?        Какой день идёт после среды?
  • Какие птицы летают над морем?

       

  1. Фонетическая зарядка:

- Игра- соревнование«Поймай звук»(дети делятся на две команды«Цыплёнок»и «Чайка»).

- Если в слоге есть звук[ц]- в ладоши хлопает команда«Цыплёнок», аесли  [ч]- команда «Чайка».

(ца, чу, ач, оц, аца, учу, ецо, ача, ацу, пчи)

- Теперь звуки спрятались в словах.

(чашка, полотенце, птенец, учить, кочка, ножницы)

  1. Соотнесение звуков с буквами:

- Звук [ч], а буква?( «че»)                        Звук [ц], а буква?( «це»)

(демонстрация образцов написания прописных, строчных букв, картинок- ассоциаций(цепь, чайка), запись букв в тетрадь).

  1. Минутка чтения.

- Каждый с выражением прочтёт своё  двустишие, а мы хором повторим.

-Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Заглянет солнце и к нам в оконце.

- Я не бегаю к врачу- я сама его лечу!

- Спрячу я в карманчик жёлтый одуванчик.

- Принесла нам дождь плакучий эта грозовая туча.

- Утром заплели сестрички аккуратные косички.

     

  1. Письменные упражнения на дифференциацию [ц-ч].

- в словах:

- Хором назовём картинки на доске: цепи, часы, огурец, бочка, мяч, учительница, пуговица(каждый ребёнок получает схему слова).

- Подберите картинку к своей схеме, запишите соответствующее слово в тетрадь с проговариванием.

- в словосочетаниях:

- Запишем словосочетания под диктовку, но вместо звуков  [ц-ч] вы услышите хлопок, замените хлопок на нужную букву.

(…истая    ули…а, …елая   …ашка,  …удесные  …веты)

Физкультминутка: игра с мячом «Лови-назови».

(логопед бросает детям по очереди мяч, к аждый придумывает слово со звуком [ц] или [ч] и возвращает мяч).

-в предложении:

(работа по карточкам: «Спишите предложения, вставляя буквы Ц-Ч»)

У ласто…ки  …епкие лапки.

Огур…ы посолили в бо…ке.

У…ени…а  …итает   первую  страни…у.

…елый день  кри…ат   …айки.

 

12.  Итог.

   - С какими звуками сегодня работали? Буквами?

 

13.  Рефлексия.

   - Что вам понравилось на уроке?

   - С каким настроением вы уходите сурока?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация [с\'-щ] на письме"

Логопедическое занятие позволит детям в интересной форме потренироваться в дифференциации [с'-щ] устно и на письме....

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....