Конспект логопедического занятия "Дифференциация [с'-щ] на письме"
план-конспект по логопедии на тему

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

Логопедическое занятие позволит детям в интересной форме потренироваться в дифференциации [с'-щ] устно и на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s-_shch.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

«Дифференциация[С’- Щ]  на письме»

Тема: звуки [С’-Щ], буквы С-Щ.

Цель: дифференциация звуков [С’-Щ] в устной речи и букв  С-Щ на письме.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
  • Развивать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку с проговариванием;
  • Развивать умение строить связные высказывания;
  • Улучшать технику чтения;

Воспитательные:

  • Развивать познавательную активность;
  • Развивать умение слаженно работать в группе;

Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух;
  • Учить различать звуки[С’-Щ] на слух, опираясь на разницу в артикуляции и на письме;
  • Учить различать [С’-Щ] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • Развивать образное мышление;
  • Уточнять временные представления;
  • Развивать межполушарные связи;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать внимание;
  • Развивать пространственную ориентацию;

 

Оборудование:

        Дидактическое пособие«Времена года, месяцы», индивидуальные зеркала, мяч, изображение цифры 7, щенка; образцы написания прописных, строчных букв С-Щ,  карточки с пропущенными буквами  С-Щ  в словах, предложениях.

Структура занятия:

 

  1. Психологический настрой.
  2. Логопедическая зарядка.
  3. Уточнение временных представлений.
  4. Определение темы занятия.
  5. Характеристика звуков [c’- щ].
  6. Минутка чистоговорения.
  7. Фонетическая зарядка.
  8.  Минутка чтения.
  9.  Письменные упражнения на дифференциацию [c’- щ].
  10. Итог.
  11. Рефлексия.

Ход занятия:

 

  1. Психологический настрой:

- Я хочу начать занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

  1. Логопедическая зарядка:

  • Назовите, где стоят ваши соседи?(справа от меня стоит Саша, ит.д.)
  • Самомассаж ушных раковин;
  • Гимнастика для глаз(проводят дети);

       

  1. Уточнение временных представлений:

-  Давайте соберём наш поезд на доске, расставим вагоны по порядку, распределим по вагончикам месяцы(дети получают карточки с названиями месяцев и вагончики с названиями времён года).

 

4..   Определение темы занятия:

-  Я начну предложение, а вы закончите «Детёныш собаки ….(щенок)».

-   Назовите первый  звук в отгадке. [щ]

-   Сколько дней в неделе?  (семь) .

     -  Назовите первый  звук в ответе. [c’]

     -  С какими звуками будем сегодня работать? ([с’- щ])

                (на доске две картинки с изображением щенка и цифры 7)

  1. Характеристика  звуков [с’- щ].

- Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[с’]- согл., мягк.., глух., парн., губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Назовите первый звук в слове «семь», дайте характеристику, глядя в зеркало.

[щ]- согл., мягк., глух., непарн., губы округлены, широкий язык поднят к альвеолам.

  1. Минутка чистоговорения.

- игра«Блиц- опрос»(дай ответ полным предложением).

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Что делают из свиной щетины?

Какой гриб растёт подосиной?

Кто рыжий, хитрый хищник?

Назовите морского обитателя, у которого много щупалец .

       

  1. Фонетическая зарядка:

- Игра- соревнование«Поймай звук»(дети делятся на две команды«Семь»и «Щенок»).

- Если в слоге есть звук[с’]- в ладоши хлопает команда«», а если  [щ]- команда «».

(ща, сю, ась, ощ, аща, уся, есь,  осе, пщи)

- Теперь звуки спрятались в словах.

(семь, щука, пищать, осень, весь, клещ)

  1. Минутка чтения.

“Будь внимателен, смотри – 
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

     

        
- А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

- Читаем слова парами по цепочке, чётко артикулируя на  [с’-щ]

Щели- сели, кисель – щель, щи – меси, месить – тащить, угощение – спасение, синицы – щипцы, щепотка - селёдка, псина – щетина, клещ – смесь, сиять – считать, пищит – сидит, сияет – угощает, тащит – гасит, сиять – пищать, весь – вещь.

  1. Письменные упражнения на дифференциацию [с’- щ].

-изолированно

- Какую первую букву напишите в слове «семь»? Запишите прописную и строчную буквы«С,с».

- Какую первую букву напишите в слове «щенок»? Запишите прописную и строчную буквы«Щ,щ».

- в словах:

- Спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы С-Щ, используя зелёную ручку:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо,сви – тя – ий, но – иль – ик, та – ил – я, вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я.

- в словосочетаниях:

- Запишем словосочетания под диктовку, но вместо звуков  [с’- щ] вы услышите хлопок, замените хлопок на нужную букву.

(…иний я…ик, ко…ить  …авель, но…ить  ве…и)

Физкультминутка: игра с мячом «Лови-назови».

(логопед бросает детям по очереди мяч, к аждый придумывает слово со звуком [щ] или [с’] и возвращает мяч).

-в предложении:

Работа по карточкам:

- Спишите предложения, вставляя буквы С- Щ.

У …ени   я…ик.  …има варит   …и.   В  …етях  кара…и  и   ле…и. Возле  с…ла  ро…а.  О…енью  созревают   ово…и.  В  норе  пи…ат ли…ята.  На  стене   ви…ит  пла….  У   …они    …етка.  У  Ва…и кле…и.

10.   Итог.

 - С какими звуками сегодня работали?

 

11.  Рефлексия.

 - Что вам понравилось на занятии ?

- С каким настроением вы уходите с занятия ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции чтения и письма (дислексия и дисграфия) - 2 класс. ТЕМА: Дифференциация звуков и букв "Б" и "П" в предложениях с использование ИКТ.

В русском языке для грамотного письма  большое значение имеет четкое произношение всех звуков.  Многие дети произносят все звуки, но на письме допускают ошибки, казалось бы, с несложными зву...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ц-Ч на письме".

Содержание занятия позволит закрепить и обобщить материал по дифференциаци Ц-Ч....

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....