Методическая разработка "Дифференциация Р-Л"
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Галитовская Екатерина Юрьевна

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса.
Тема: «Дифференциация звуков [р]-[л], букв "р" "л"»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r-l_metodicheskaya_razrabotka.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса.
Тема: «Дифференциация звуков [р]-[л], букв "р" "л"»

Тема:

Логопедическая: Дифференциация звуков [р] – [л], букв «Р», «Л»

Лексическая: Игрушки

Грамматическая: образование притяжательных прилагательных.

2.Цель: формировать умение дифференцировать звуки Р и Л, соотносить их с буквами Р,Л (учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов, слов.

3. Задачи: Коррекционно-образовательные.

-закреплять произношение сонорных звуков [л][р]

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие зрительного гнозиса и оптических представлений;

-развитие кинетических ощущений;

- уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки».

-совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

-формирование связной монологической речи, умения отвечать на вопросы полнымпредолжением;

-формирование самоконтроля за собственной речью;

Воспитательные:

-воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

-воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

4. Оборудование: тетради, пенал, персонаж Карлсон, карточка «машинка» «самолётик», зеркала, штриховка, звуковички (зелёный и синий), буква Р, Л (правописание) и буквы из наждачной бумаги., колокольчик, картинки к арт. гимнастике, жетоны (игрушки);

5. Ход урока:

Проверить внешний вид учащихся, чистоту рук.

IОрганизационный момент.

-Подравнялись, проверили своё рабочее место. Прежде чем, вы сядете на свои места, вам необходимо выполнить мои задания:

Закрепление по предыдущим темам:

А). Раздели своё имя на слоги, отхлопай!

Б). Назови гласные звуки в своём имени!

В). Я кидаю тебе твёрдый согласный, а ты верни мне мягкий.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями, давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение и продолжим урок.

II Основная часть.

-Ребята, вы слышите звук мотора? (запись мотора)

-Отгадайте, кто летит к нам на урок?

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый ... (Карлсон)

Карлсон, хоть и мужчина в полном расцвете сил, но в школу не ходил. Читать и писать он не умеет, посмотрите какой он грустный, не может справиться с заданиями.

-Поможем ему? (да)

1.Развитие фонематического восприятия

-Посмотрите, какие карточки принёс нам Карлсон. Что на них изображено? (машинка и самолётик)

-Сейчас будут работать ваши ушки. Я буду говорить звуки, слоги, слова, если вы услышите звук «мотора» Р-Р-Р поднимите карточку с машинкой, а если песенку «самолётика» Л-Л-л поднимите карточку «самолётика»

С, РРР, Б, ЛЛЛ, ЛА, РУ, ЛАК, РАК, ЛУК, ЛОСЬ, РОТ, РОБОТ.

-Сегодня на уроке мы будем различать звуки Р-Л.

2.Артикуляционная гимнастика по сказке.

-Поставьте перед собой зеркало, сейчас мы сделаем гимнастику для нашего язычка. Помогут нам в этом вот такие картинки. Отправляемся в путешествие.

«Домик» «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка - трубочка», «массаж для язычка», «Лопатка», «Вкусное варенье» (варенье из яблок…оно какое?) «Качели», «Горка», «Часики», «Песенка водички», «Лошадка», «Грибок».

Анализ артикуляции звуков.

-Давайте вспомним, песенку «Мотора», (гласный или согласный? Язык, голосовые складки (колокольчик), воздушная струя) песенку «Самолётика» (уточнение артикуляции звуков [л][р].Чем отличаются эти звуки?

-Молодцы! Давайте расскажем Карлсону правило: «Будет язычок стараться, будут звуки получаться".

-Повторяйте внимательно за мной:

Автоматизация и дифференциация звуков Р-Л

Ла-ла-ла - девочка спала.
Ло-ло-ло - у сосны дупло.
Лу-лу-лу - дайте мне пилу.
Лы-лы-лы - чистые полы.

Ра-ра-ра - снежная гора.
Ро-ро-ро - новое перо.
Ру-ру-ру - ягод соберу.
Ры-ры-ры - вьются комары.

3.Физкультминутка + развитие мелкой моторики, массаж.

А)«Пальцы дружная семейка» Пальцы дружная семейка друг без друга жить нельзя, Вот большой, а вот и средний. Безымянный и последний – наш мизинец малышок! Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения выполнять: Мы рога козы покажем и рога оленя даже, Мы про зайку не забудем ушками водить мы будем Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

Б). Массаж при помощи мячика, камешка.

4.)Чтение слогов с буквой Л. Р.

-Как мы обозначим эти звуки? Какой буквой обозначим звук [л]? Найдите на доске! А какой буквой мы обозначим звук [р]?

-Обведите строчные буквы пальчиком!!! (по наждачной бумаге).

-Давайте научим Карлсона читать.

-Посмотрите на этот домик, какие буквы тут живут. Что показывает красный звуковичок? Пропоём их!

-Давайте подружим букву Л с гласными и почитаем слоги. Вспомним правило! Какие гласные показывают твёрдость согласного и на каком этаже они живут?

-Какие гласные показывают мягкость согласного? Назовите их! На каком этаже они живут.

-Теперь почитаем слоги с буквой Л.

5). Работа в тетради № 2. Дифференциация р – л

-Прежде чем мы начнём писать в тетради, разомнём пальчики. Побегаем пальчиками по дорожке пальчиками топ, топ, топ,а теперь быстрее топ топтоптоп (имитируют движение "игра на пианино")

А) Запись число, день недели.(Временные представления)

Письмо букв р - л.

Б). Посмотрите, какие картинки принёс нам Карлсон! Назовите что это! Как одним словом назвать?

Нам надо записать название всех этих игрушек,но по дороге Карлсон потерял некоторые буквы. Давайте будем вставлять пропущенные буквы Р или Л

Ю_а, _обот, кук_а, ба_абан, к_ан, жи_раф , к_оун(кто расскажет Карлосону правило, почему после ж мы написали и?)

5.Развитие грамматического строя речи.

-А какие игрушки есть у вас?

-А из чего делают игрушки. Из какого материала?Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) - меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

III Подведение итогов.

-Посмотрите, какой довольный Карлсон (у Карлсона - улыбка), вы очень многому его научили. Я думаю он заслужил варенья! Это варенье из черники? Значит оно какое? (черничное)

-Теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Какие звуки мы сегодня изучали? -Какой буквой они обозначаются?

-Молодцы. Оценка деятельности учащихся. Карлсон тоже приготовил для вас сюрприз. ( Вручение жетонов с игрушкой)

Различение в словах:

лак - рак
лов - ров
юла - Юра
пол - бор
балка - барка
плут - пруд
полка - порка
солить - сорить
валить - варить
жалить - жарить

Лука - рука
укол - укор
пилот - пирог
булки - бурки
ложки - рожки
палаты - парады
плошка - Прошка
палить - парить
шалить - шарить
калить - корить

Различение в предложениях:


Рыбак ловит удочкой рыбу.
Медведь спит в берлоге.
Пианист играет на рояле.
Маляр красит стены.
Доктор прописал больному рецепт.
Алла читала журнал.
Класс пошел на экскурсию.
Ребята развели костер.
Слава ходил в театр.
Ребята весело провели праздник.
Шура решил интересный кроссворд.
Володя ловил в озере рыбу.
В нашей школе есть радиоузел.
Пилот сделал мертвую петлю.
Вера потеряла резинку.
Герои получили награды.
Ребята собирали желуди.
Звонко заливается жаворонок.
Пилот установил новый рекорд.

Различение в стихотворениях:

Едет Владимир
В город Владимир,
Так как у Владимира
Родные во Владимире.

Три налима, три форели
Наш рыбак поймал на мели.
- Вот улов, так улов!-
Радовался рыболов.

Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.

Говорил крокодил крокодилу:
Я красивый и страшно милый,
А когда я кого-то кусаю,
Долго плачу потом и рыдаю.

Из полена Папа Карло
Буратино смастерил.
Неприятностей немало
Папа Карло пережил.

На поляне лось стоит,
Хитрый волк за ним следит.
Не боится лось врага,
Ведь даны ему рога.

Различение в скороговорках:


Орел на горе, перо на орле.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Из-за леса, из-за гор едете дедушка Егор.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Ушел Прокоп - кипел укроп,
пришел Прокоп - кипит укроп.
Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.
Проворонила ворона вороненка.
Курочка шустра, пестра,
уточка с носка плоска.
Клара у Карла украла кораллы,
Карл у Клары украл кларнет.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Мамаша давала Ромашесывыротку из-под простокваши.

Различение в тексте:


Друзья.
Подружился слон с комаром. Слону нравилось, что комарик такой маленький и умеет летать. Комару нравилось, что слон такой большой и умеет убегать.
А кроме того, у слона был хобот, а у комарика - хоботок.
Слон любил послушать песни комара. А комар, когда было холодно, забирался слону в ухо и спал там.
Друзья могут быть очень разными, главное, чтобы им вместе было хорошо.
Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...