Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (1 класс):
    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР, с обучающейся 1 класса

    Ивченко Татьяна Анатольевна

    Конспект индивидуального занятия с ученицей 1 класса по коррекции ФФНР. Занятие направлено на автоматизация правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_ind_zanyatiya_ffnr_1_klass.doc775 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    по коррекции ФФНР, с  обучающейся  1 класса

     

    Тема: Звук [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    Задачи:

    Коррекционные:

    1. Развивать артикуляционную моторику;

    2. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Р]

    3. Развивать навык правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

    4.  Развивать фонематический анализ и синтез;

    5. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

    6. Развивать ВПФ: память, внимание, мышление.

    Общеобразовательные:

    1. Уточнить буквенное обозначение звука  [Р]

    2. Совершенствовать навык чтения.

    Оборудование: кукла «Старичок-Речевичок», волшебная корзинка, памятка по выполнению артикуляторной гимнастики, карточки с заданиями, карточки со слогами.

    Ход занятия.

    Этапы

    Деятельность логопеда

    Речевой и иллюстративный
    материал

    Деятельность ученика

    1

    Орг. момент

     Здравствуй! Давай знакомиться, меня зовут Татьяна Анатольевна, а тебя?

    Посмотри кто пришел сегодня к нам в гости. Это Старичок-Речевичок. Он живет в книжках и приходит к тем детям, которые любят читать и слушать сказки. Ты любишь сказки?

    А ещё он помогает деткам научиться правильно выговаривать трудные звуки. Он узнал, что ты научилась выговаривать один из самых трудных звуков. Какой это звук?

    Здоровается с логопедом

    Называет свое имя

    Ответ ребенка

    2

    Основной этап

    Тренировка умения давать характеристику звуку

    уточнение звуко-буквенного обозначения.

    Уточнение правильного арт. уклада

    Правильно звук [Р]

    Давай покажем Речевичку, как ты умеешь его произносить.

    Молодец. А что ты знаешь об этом звуке?

    Какой он гласный или согласный?

    Твердый или мягкий?

    Звонкий или глухой?

    Какой буквой обозначается звук [Р]?

    Логопед выкладывает карточку с прописной и печатной буквой «Р». Посмотри, в правом верхнем углу изображена печатная буква «Р», а в центре прописная.

    Скажи пожалуйста, какое положение занимает язык, когда мы произносим звук [Р]?

    Какая ты умничка, Зоя, ты так много знаешь про звук [Р].

    Картинки по запросу буква р картинки

    Звук [Р]

    Ребенок произносит звук [Р]

    Звук согласный, есть преграда. Твердый, звонкий, горлышко дрожит.

    Буквой РЭ.

    Ребенок рассматривает с логопедом карточку с изображением буквы

    Кончик языка поднимается к верхним зубам и вибрирует.

    Развитие артикуляционной моторики

    Старичок-Речевичок спрашивает: «А умеет ли Зоя делать зарядку для язычка?»

    Давай покажем ему какой ловкий у тебя язычок.

    Логопед дает ребенку памятку по выполнению артикуляционной гимнастики.

    Общие артикуляционные упражнения: «Заборчик -Дудочка», «Заборчик-Окошко», «Шарик», «Часики», «Качели», «Блинчик»;

    Артикуляционные упражнения для звука Р: «Чашечка», «Лошадка», «Маляр», «Грибочек», «Индюки болтают», «Барабанщик»;

    Упражнения по развитию силы выдоха: «Парашютик», «Загнать мяч в ворота».

    Старичок-Речевичок удивляется: «Такого ловкого язычка, я ещё не видел! Какая способная девочка!»

    Посмотри, а Старичок-Речевичок пришел к нам не с пустыми руками. У него есть волшебная корзинка, в которой он принес нам интересные игры и задания.

    Ребенок выполняет упражнения артикуляционной гимнастики.

    Закрепление правильного звукопроизношения

    изолированного звука

    Игра «Гоночная машинка». 

    Логопед достает из волшебной корзинки карточку со звуковой дорожкой.

    Улыбнись, открой ротик. Подними за верхние зубки широкий язычок и сильно на него подуй. Проведи пальчиком по дорожке и порычи «РРР».

    Ребенок произносит длительно звук [Р].

    Закрепление произношения звука в слогах

    Посмотрим, что ещё есть у Речевичка в корзинке. Логопед достает из волшебной корзинки карточку со звуковой ромашкой. Упражнение «Слоговая ромашка».

    Проведи пальчиком от «Р» к каждому лепесточку. Какие слоги получились? Повтори каждый слог несколько раз.

    РА-РО-РУ-РЭ-РЫ;

    РА-РА-РА-РА;

    РО-РО-РО-РО;

    РУ-РУ-РУ-РУ;

    РЭ-РЭ-РЭ-РЭ;

    РЫ-РЫ-РЫ-РЫ.

    Ребенок проводит пальчиком от «Р» к каждому лепесточку, произносит слог, повторяет вместе с логопедом слоговые ряды.

    Активизация словаря существительных.

    Развитие фонематического анализа и синтеза

    Игра «Назови картинки».

    Речевичок придумал и нарисовал предметы, в названиях которых есть звук [Р]. Логопед достает из корзинки карточку с изображением предметов. Какие же предметы он нарисовал. Назови их, не забывай четко произносить звук [Р].

    Отлично!

    А теперь, назови и раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [Р]

    Слова: ракета, радуга, рак, расческа, ручка, горох, пирамидка, кенгуру, роза, кукуруза, корона, баран, карандаш, робот, пантера, ромашка.

    А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно»

    Речевичок сейчас будет называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Р]. Готова? Начали!

    РУКИ, РАМА, КОЗЫ, РОЗЫ, РЫБА, КОСА, ТУЧКА, РУЧКА, ЛУК, ДОМ, РАК, МАК.

    Молодец! Ты учишься не только говорить звук [Р], но и слышать его в словах.

    Смотри, Речевичок предлагает нам с тобой поиграть в игру «Превращай-ка».

    Логопед достает из волшебной корзинки карточку со словами.

    Нам с тобой надо заменить первый звук в слове на звук [Р], и у нас получится новое слово.

    Например: был кот стал рот.

    Слова: ТАНЕЦ, ЗАБОТА, ХОБОТ, КОТ, ГАЗ, МУКА, МЫЧАТЬ, ВЫСЬ, НОГА.

    Ребенок называет изображенные предметы.

    Ребенок называет и раскрашивает предметы названия которых начинаются на звук [Р]

    Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком [Р].

    Ребенок повторяет за логопедом слово, заменяет первый звук на звук [Р], и получает новое слово.

    Динамическая пауза

    Что-то мы засиделись, давай немножко подвигаемся.

    Встань, пожалуйста, около парты. Сейчас я покажу тебе движения. Ты сначала посмотри и постарайся запомнить их, а затем мы выполним это задание вместе. Будь внимателен.

    Мы весёлые мартышки

    Мы играем громко слишком

    Мы ногами топаем

    Мы руками хлопаем

    Надуваем щёчки, скачем на носочках и друг другу даже

    Язычки покажем.

    - Молодец, садись.

    Ребенок внимательно смотрит и повторяет движения с проговариванием.

    Развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление произношения звука в словосочетаниях.

    Давай посмотрим, что ещё есть у Речевичка в волшебной корзинке. Логопед достает игру-лото «Чей хвост? Чья голова?».

    Речевичок играл в лото, и собрал все картинки правильно, но пока он шёл к нам с тобой, они снова все перепутались. Давай поможем Речевичку собрать картинки животных и птиц правильно, раскрасим их и скажем: чей хвост? Чья голова?

    Например: вороний хвост.

    Речевой материал: рыбий хвост, рыбья голова, рысий хвост, рысья голова, воробьиный хвост, воробьиная голова, бараний хвост, баранья голова, вороний хвост, воронья голова.

    Так-так-так, есть ли что-нибудь ещё в нашей волшебной корзинке. Осталась последняя игра.

    Логопед достает карточку с игрой «Посчитай». Посмотри, здесь изображены предметы и цифры, от одного до шести. Давай посчитаем предметы, а чтобы тебе легче было считать указывай пальчиком на цифры.

    Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы и т.д.

    Слова: рыба, рак, корова, баран.

    Здорово! Молодец!

    Ребенок собирает разрезные картинки, говорит чей хвост, чья голова и называет какое животное или птица получилось, проговаривая звук [Р]

    Ребенок указывает пальчиком на цифры и произносит словосочетания, проговаривая звук [Р]

    Закрепление произношения звука в предложениях, тренировка навыка чтения.

    Ну вот, наша волшебная корзинка опустела.

    А давай мы Речевичку тоже сделаем подарок, покажем как ты умеешь читать.

    Логопед дает ребенку карточки с чистоговорками.

    Сначала логопед читает чистоговорки, ребенок следит за чтением и повторяет чистоговорки за логопедом, отраженно.

    Затем, ребенок ребёнок читает вместе с логопедом. Затем ребенок читает чистоговороки самостоятельно.

    Речевой материал:

    Ра-ра-ра высокая гора.

    Ро-ро-ро лёгкое перо.

    Ра-ра-ра вставать уже пора.

    Ру-ру-ру ягод наберу.

    Ра-ра-ра на кухне повара.

    Ру-ру-ру листья соберу.

    Ра-ра-ра глубокая нора.

    Ру-ру-ру скачет кенгуру.

    Ра-ра-ра новая игра.

    Ребенок следит за чтением и повторяет чистоговорки за логопедом

    Ребенок читает чистоговорки вместе с логопедом

    Ребенок читает чистоговорки самостоятельно

    3

    Орг.момент

    Молодец Зоенька! Речевичок так рад, что он познакомился с такой замечательной девочкой! И умница, и красавица!

    Речевичку уже пора бежать к другим деткам. Как ты думаешь, пригласим его ещё к нам в гости? Да?

    Я думаю Речевичок обязательно придет с нами поиграть.А теперь давай с ним попрощаемся: «До свидания Речевичок! До новых встреч!»

    Зоюшка, спасибо тебе большое за занятие! До свидания!

    Ребенок прощается с Речевичком и с логопедом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

    Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...

    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

    Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

    Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

    Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...