Проект «Трудно ли быть «ЛЕВШОЙ»?
проект по логопедии (4 класс)

Шибанова Марина Павловна

   По мере приспособления к окружающему меня быту, я столкнулся с трудностями, которые заключались в том, что многое для меня не просто сложно, но, порой, даже невозможно. Наблюдая за своими сверстниками, я пришел к выводу, что проблема в том, что я – левша. Я понимаю, сколько препятствий меня ожидает в жизни, ведь практически все предназначено для правшей, начиная от дверной ручки и ножниц и заканчивая техническим оборудованием, парашютом и автомобилем. И, кто же «виноват»? Я попытался разобраться.                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudno_li_byt_levshoy.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мотмосская средняя школа городского округа г. Выкса Нижегородской области

Трудно ли быть левшой?

Отделение - гуманитарное

Секция - психологическая

Работу выполнил:

ученик 6 а класса Баландин Сергей

Научный руководитель:

учитель - логопед

МБОУ Мотмосской средней школы

Шибанова Марина Павловна

2015 г.

Оглавление

I. Аннотация. ____________________________________________3

II. Введение. _____________________________________________5

III. Обзор литературы.

1) Левши. Кто они? _______________________________________ 7

2) Понятие «левша» на разных языках. _______________________9

3) Бытие левшей в истории. ________________________________11

4) Знаменитые левши. _____________________________________13

5) Гипотезы происхождения леворукости. ____________________15

6) Легко ли жить левше среди правшей. ______________________19

7) Леворукость как психолого-педагогическая проблема________ 21

IV. Материалы и методы исследований.____________________25

V. Результаты и их обсуждение.___________________________ 27

VI. Выводы._____________________________________________31

VII. Литература. ________________________________________ 32-33

Аннотация.

   По мере приспособления к окружающему меня быту, я столкнулся с трудностями, которые заключались в том, что многое для меня не просто сложно, но, порой, даже невозможно. Наблюдая за своими сверстниками, я пришел к выводу, что проблема в том, что я – левша. Я понимаю, сколько препятствий меня ожидает в жизни, ведь практически все предназначено для правшей, начиная от дверной ручки и ножниц и заканчивая техническим оборудованием, парашютом и автомобилем. И, кто же «виноват»? Я попытался разобраться.                                                                                                             Мне интересно ответить на следующие вопросы:                                            Почему я левша? Влияет ли это на мою успеваемость? Сколько левшей в нашем классе и среди моих родственников? ( Почему левшей  так мало? Как относятся в обществе к таким людям. Какие они?)                                                   Тема моего исследования: «Трудно  ли быть «ЛЕВШОЙ»?
Цель:1) Выяснить, почему я левша.                                                                               2) Влияет ли это на мою успеваемость.                                                                           Задачи:1) Изучить научные источники.
2)Собрать информацию по выбранной теме.
3)Провести исследование и выявить левшей среди одноклассников.
4)Провести анализ успеваемости одноклассников.                                      
Объект исследования: родственники, одноклассники.                                                                                                             Предмет исследования: выявление левшества, успехов в учебе.                                     Я предположил, что левшество влияет на успеваемость в школе.                                                                                                                    
Ведущую руку определяет человеческий  мозг.
                                                                                             Я выбрал следующие методы исследования:                                             Изучение теоретического материала.                                                   Анкетирование. Изучение тетрадей леворуких и праворуких учащихся. Анализ результатов исследования.                                                        

Этапы исследования:

1. Изучение теоретических данных.

2. Выполнение заданий анкеты. Рассматривание письменных работ леворуких и праворуких учащихся.

3. Анализ результатов исследования.

4. Формулирование вывода.                                                                                                     Изучив теорию, проведя исследования и проанализировав их результаты, я пришел к выводу, что левша – это не патология, не отклонение, а норма, в некоторых случаях уникальность и талант (сколько великих ученых, художников, музыкантов, писателей, спортсменов). Я выяснил, почему я левша, понял, что это не влияет на мою успеваемость. Я убедился, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни, как и праворукость, гарантией успеха. А проблема адаптации левшей в праворуком мире не в их психофизиологических особенностях, а в отношении к ним окружающих и неприспособленного для них быта, в нежелании понять, принять и помочь адаптироваться.

 Эта работа может быть интересна леворуким людям, использовать ее могут учителя начальных классов, так как леворукость требует создания  специальных условии.    

Введение.

   Факт существования левшей, как неизведанное и не поддающееся единому разумному объяснению, издавна будоражил умы человечества.

   Действительно, большая часть человечества — праворукие и только 5 - 12% из них леворукие. К ним отношусь и я. Быть может, я бы и не заметил особых различий между правшами и левшами, подумаешь, кому как удобно, так и пользуется. Но по мере приспособления к окружающему меня быту я столкнулся с проблемой. Впервые это возникло, когда я взял в руки ножницы. Оказалось, как бы я не пытался что-то вырезать, у меня ничего не получалось. Я стал задумываться и контролировать свои движения. Оказалось, что мне неудобно, к примеру, даже открывать и закрывать дверь, так как она предназначена для правой руки. Далее, когда я стал учиться писать, я обратил внимание на то, что часто пишу буквы и цифры в зеркальном отображении.  В школе меня поняли и приняли таким, какой я есть. Но я все равно пребывал в постоянном страхе, что сделаю что-то не так, не правильно. И сейчас, мне тревожно за мое будущее, я понимаю сколько препятствий меня ожидает в жизни… Даже автомобили предназначены только для правшей… Мне стало интересно – кто же «виноват» во всем этом? Может быть, это отклонение от нормы, болезнь и ее надо лечить? А может быть это такая норма и люди просто отличаются друг от друга также, как цветом волос, цветом глаз, ростом и т. п… Но почему же так трудно приспособиться? И я попытался разобраться.

  Я поставил перед собой цель – выявить причины возникновения леворукости, выяснить влияет ли это на мою успеваемость,  а также определить проблемы, с которыми сталкивается левша в окружающей его среде.                                                                                                                Актуальность. Леворуких людей становится всё больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности.  Чтобы помочь

таким  людям, надо знать их особенности. В своей работе я попытался определить актуальность темы в современных условиях, расширить и углубить наше представление о проблеме, которая не лежит на поверхности, а требует глубочайшего изучения и нахождения способов решений. Поставленной задачей является изучение научных источников; проведение исследования и выявление левшей среди одноклассников, а также анализ успеваемости одноклассников.

Обзор литературы.

Левши – кто они?

   "Полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление и речь, обрабатывает информацию последовательно, перебирая всевозможные варианты. Правое полушарие отвечает за образное мышление, воображение, интуитивные способности, целостность и эмоциональность, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ" (цит. по кн.: Функциональные асимметрии человека / Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. — М.: Медицина, 1988 — 240 с.)

Кто же такой левша? Н.Н. Брагина считает, что "...это человек, у которого доминирует правая половина мозга. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, левой – правое." (цит. по кн.: Функциональные асимметрии человека / Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. — М.: Медицина, 1988 — 245 с.)

  Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени

Отличия левши от правши не заканчивается только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;

- они более успешны в изучении геометрии, благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т. к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария (Ахутина, 1998). В этом смысле левши очень медлительны, так называемые «тугодумы». М.М. Безруких отмечает, что левши

«…- прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо поэтапного анализа мешает им овладеть чтением;

- левшам труднее овладеть устной речью (способность к активному последовательному воспроизведению речи у них выражена гораздо слабее);

- они плохо выполняют действия, требующие постоянного самоконтроля;

- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию;

- у левшей ярко выражены интуитивные способности и талант».

 А.Р. Лурия выделил степени доминирования: сильно выраженная - «стопроцентный» левша и слабовыраженная,- где, к примеру, левые глаз, ухо, нога - доминирующие, а правая рука ведущая. Есть еще люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково владеют обеими руками, ногами, ушами, глазами, но их совсем не много.

Понятие «Левша» на разных языках.

 Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким». Латинское слово «dexter»(«правый») обозначает правшу как ловкого (Википедия). Испанский термин «diestro» имеет два значения: "правша" и «квалифицированный».

На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotog» - левая рука, связано со словом «ciotach», имеющим значение «неуклюжий, неловкий, неудобный» (http://7я.net/forum/thread27.html).

Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister-tra-trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время, слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман». Традиционная римская тога имела только один карман, предназначенного для правшей для удобства пользования расположенный на левой стороне.

Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый ( http://yagazeta.com/comment.php?comment.news.4677.extend)

Испанское «siniestra» так же имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко - для этого обычно применяется баскское слово «izquierda».

Немецкое слово «links» обозначает «слева». Прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» — «обманывать» (Левша // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1990).

Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают Французское «gauche» (левый, неловкий).

Голландское выражение «twee linkerhanden hebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением.

На португальском языке, самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» — слово, обозначающее «неуклюжий».

В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога (тропинка)» означает незаконные или безнравственные пути (средства). В некоторых частях Китая, взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека быть правшой.

Вот разве что в еврейском значении негатива нет. Зато русское слово «левый» не сулит ничего хорошего. Вспомним также, что во всех русских сказках, поверьях и приметах «левое» – это всегда плохо. В политике это всегда экстремизм, а в жизни – «левый» товар, сделанный «левой» рукой, то есть откровенная халтура. Понятия «правда» или «правота» из того же разряда. Правый всегда прав. А левизна, хоть порой и детская, все же болезнь, как отмечал вождь мирового пролетариата в одной из своих работ.

В общем, лингвисты установили, что на разных языках слово правый созвучно словам право и правильный, в то время как левый похоже на такие слова, как зловещий и разбитый. Вот на левшей всегда и смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм.

Бытие левшей в истории.

Все в мире подвержено переменам. Когда-то на нашей планете господствовали люди-левши. Ведь левой стороной нашего тела «командует» правое полушарие мозга, отвечающее за творческое, интуитивное, чувственное начало в нас – именно поэтому древний человек был так близок к природе. (Светлов, 2004)

 Левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" - добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.

Ремеева А.Ф. отмечает, что «…обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом, человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, меча или стилета. В примере с рукопожатием левша мог протянуть правую руку, а в левой - спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей охотно нанимали в качестве киллеров, а простой народ их боялся и не любил - вообще считал, что они приносят несчастье» (цит по кн.: Светлов, 2004, с.96)

Если пойти немного глубже в пыль веков, например, в Древнюю Грецию, то выяснится, что «…все колдовские обряды совершали в двух направлениях: влево, против часовой стрелки – стремясь причинить зло, и вправо, по часовой стрелке – стремясь сделать добро. И только позже в мифологии выяснится, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы. Но это редкое исключение, когда левшей признают хорошими знаками и людьми». (Райт, 2010).

В Японии до самого недавнего времени муж, обнаруживший, что его супруга – левша, немедленно разводился с несчастной и никакой суд не мог возразить при наличии такого серьезного основания.

Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков.

Левшей никогда не любили, по крайней мере, просто избегали, а вот Средневековье и инквизиция 15-17 веков принесла им гораздо больше несчастий.  (Райт, 2010).

Как думаете, кого обвиняли в колдовстве и пособничеству дьяволу? Правильно, того, кто чем-то отличался от всех. К тому же почти все левши действительно имеют задатки к оккультизму и магии – и это служило меткой. Недаром из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол - левша. Итак, в темные Средние века резко сократили процент левшей среди населения до 5%. Священные костры Инквизиции потребляли много дров - и даже признание Папой Римским ошибок и преступлений церкви в Средние века не смоет кровь невинных, в том числе левшей, с рук этой самой христианнейшей Церкви… К примеру, печальный факт средневековых заблуждений – одним из решающих факторов, свидетельствующих в суде против Жанны д Арк, стало то, что девушка была левшой. (Райт, 2010).

Наличие отметин – абсолютно любых, от шрамов и родимых пятен до свежих царапин на левой стороне тела внушало инквизиции подозрения в том, что человек занимается колдовством. В средние века, особенно в период охоты на ведьм, это явление связывали с дьяволом.

По мусульманской традиции запрещается есть или умываться "нечистой" рукой. У кельтов за левую сторону тела человека отвечали потусторонние силы. А в одном труде по психологии, вышедшем в 1921 году, люди, предпочитающие пользоваться левой рукой для выполнения повседневных действий, рассматривались как слабоумные.

Со временем ситуация изменилась,  «правыми» стали правши – логики, аналитики и рационалисты.

И сейчас в мире примерно 89% населения правши, около 10% - левши и 1% - амбидекстры (это страшное слово в переводе значит «хорошо владеющий обеими руками») и амбисинистры (то же самое, только «плохо владеющие»)

  Ученые выяснили, что «левши» и «правши» есть и среди животных.
Например, большинство кошек – правши.
Среди мышей 44% правшей и поровну (по 28%) – левшей и 
амбидекстеров. А вот белые медведи все – левши!

Знаменитые левши.

Знаменитых левшей не так много, как правшей, и все же в их полку очень много бойцов. «Слово "бойцы" вполне уместно, поскольку многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон... Леворучкой была и Жанна д'Арк, прославившаяся на военном поприще.» (цит. по кн.: Великие левши в истории мира / Райт Э. — Ниола-Пресс, 2010 — 256 с.)

Леворукость не является препятствием и для тех, кто делает политическую карьеру, равно как не определяет и моральный облик человека-политика. Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер. Все президенты США последних двух десятилетий XX века - Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон - левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент - Фидель Кастро, тоже левша.

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассо, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс...

Покорили левши и великий Голливуд. Среди них такие звезды, как Вуппи Голдберг, Мерилин Монро, Сильвестр Сталоне, Джин Харлоу, Деми Мур, ,Джулия Роберте, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Джим Керри... всех не перечесть.

Э. Райт также отмечает, что свою анатомическую особенность левши эффектно используют спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, - теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов - десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Среди ученых - левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

А что и говорить про величайших музыкантов, таких как Никколо Поганини, Людвиг Ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев... Если среди обычных людей левшей – 8 процентов, то среди гениев - 20 процентов. То есть левши в целом более чем вдвое одареннее правшей.

Гипотезы происхождения леворукости.

   Обращаясь к литературным источникам (Левый мозг, правый мозг / Дейч Г., Спрингер С., перевод с англ. канд. биол. наук Чепкова А.Н., — М.: Мир, 1983), я узнал, что на всех языках мира «левша» - это всегда плохо, неправильно, зло, а проблема, оказывается, уходит в глубину веков, где левши испытывали не просто неудобства в приспособлении, но и, порой, платили жизнью за свою врожденную уникальность. Мне повезло, что на сегодняшний день цивилизация шагнула далеко вперед, однако приспособиться левше в праворуком мире остается очень сложно. Изучая природу возникновения леворукости, выяснилось, что ни одна гипотеза происхождения данного феномена не имеет подтверждения и научно не обоснована.

Рассмотрим несколько гипотез происхождения леворукости. Одно неоспоримо - она передается по наследству и редко когда в первом поколении, обычно через одно или через два. Из воздуха леворукость не берется, но не стоит переживать, если в нормальной праворукой семье рождается левша или даже двое левшей. Это счастье - ваш ребенок не такой, как все, наверняка с задатками гениальности и нетривиальных способностей. Но такой ребенок требует больше вашего внимания и понимания. Воспитание левши - это большая ответственность и труд. Итак, теории.

1) Ранее общепринятая обществом правшей: левши - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.

2) Далее, теория, сопряженная с учениями Дарвина. Наши предки - гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту. Шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использовать для более точных движений – метания копья при охоте, например. Это мужчины. А женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался, а действовали при этом правой рукой.

3) Третья, - это исключительность и избранность. Как одного на миллион Природа рождает гения, так и левша рождался на 1000 правшей. Цель Природы при этом не очевидна, но обязательно существует. Но ген стал передаваться по наследству, и популяция левшей увеличивается, растет число одаренных и имеющих исключительное предназначение людей. Праворукому большинству это не нравится, и они начинают охоту на левшей, которые не похожи на них. Результатом этого становится истребление и естественный отбор леворуких людей, их интенсифицированная эволюция.

4) Два племени ("щит и меч"). Предположим, что было равное количество левшей и правшей, такие игры эволюции вроде бы подтверждаются находками археологов. Племя правшей как наиболее умное и сильное победило и расселилось, подстроив мир и, естественно, инструмент под себя. Все это произошло благодаря тому, что левша держит меч в левой руке, а щит в правой - сердце остается неприкрытым, и его легче поразить. Но дело в том, что у левши фехтовальная стойка другая - правосторонняя, наоборот, более опасная для правши. И какая разница была раньше: укол в сердце или в легкое - все равно смерть. Полевой хирургии такой, как сейчас, не было.

5) Высшая каста. Каста мудрых правителей и каста работников. Верховная каста не может быть многочисленна, управляющих должно быть меньше. Поэтому левшей гораздо меньше правшей. Потом произошла революция или глобальный катаклизм (упал метеорит, случился потоп и т.п.). Люди расселились по земле, а различие между кастами стерлось. Так обосновывается перескок гена через поколение - из-за кровосмешения: ранее левши соединялись только друг с другом.

6) И, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости. "Параллельный мир». Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем.

"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".

В продолжение этой теории вот еще одна цитата:

"Физики давно установили, что наша Вселенная асимметрична. В ней все (от спиралей ДНК и морских раковин до галактик) закручено в одну сторону. Согласно теории Эйнштейна - Картана, это связано со свойствами пространства-времени нашего мира. Даже человеческая мысль, как утверждают современные исследователи, обладает торсионными свойствами (от слова "торсион" - вращение). Но, по словам тех же физиков, существует и "зеркальная (относительно нас) Вселенная", закрученная в другую сторону. Этот "параллельный мир", где время течет по- иному, может иногда соприкасаться с нашим. Влияние этого "зазеркалья" и определяет появление леворуких людей, способных к ясновидению. Торсионное поле их мыслей способно проникать в будущее благодаря другому вектору вращения.

Вот и выбирайте, называется, какая гипотеза вам больше нравиться! Ведь ученые так и не пришли к единому мнению, и доказательств никаких нет.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но, тем не менее, уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижении умственных и физических способностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой определяется не желанием ребенка, не его капризами или упрямством, а особой организацией его мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. 

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:

– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;

– различные генетические варианты.

 Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

В моем случае  - это второй вариант, потому что мой дед  родился левшой.

Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека.

 Итак , я ЛЕВША, так как у меня господствует правое полушарие мозга,

и это результат наследственности. И левой рукой я делаю ВСЁ!!!

Легко ли жить левше среди правшей?

Жить «левшам» в «правом» мире совсем непросто, но у них нет другого выхода, кроме как сражаться за равные права своей «неправой» левой с «правой» правой!
Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем.

Правда, иногда возникают проблемы и вполне серьезные, и тут встает выбор - либо делать, как все, и испытывать неудобства, или же делать, как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.

Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема; далее - консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же у нас, в отличие от развитых стран, только начинают производиться. Второй способ приспосабливаться к тому, что есть, - зачастую, это приносит раны и ссадины - это свой опыт, но некоторые приспосабливаются работать своими инструментами, поэтому хоть часто получается криво, но зато получается. Третий способ - бросить это дело и заниматься тем, что не требует такого труда, - не работать руками, а работать головой. Это каждый левша решает сам для себя.

Отдельным пунктом упомянем оружие и вообще технику. Она создавалась правшами для правшей, соответственно, левше не стоит ждать заботы о нем. Если различные машины позволяют вполне сносно ими управлять и не требуют долгой адаптации, то оружие обычно такого не предусматривает. Это относится больше к отечественным продуктам, так как на Западе благодаря выдающимся деятелям-левшам, например, Биллу Клинтону, производство обернулось в сторону левшей и выпускает в этом плане универсальные станки и технические продукты. Если модель неспециальная - не для левши, то могут возникнуть проблемы. Пистолет обычно не доставляет проблем, разве что с предохранителями, курком и затворной рамой, которая жует кожу несчастной левой руки. Ружье и автомат несколько интереснее в этом плане. Гильзовыбрасыватели обычно делаются с правой стороны. Так что левша очень удивляется, когда после выстрела его обдает облаком пороховых газов и в глаз летит стреляная гильза. Но даже к этому левши сумели приспособиться, стреляя как правши. Искусство адаптации левши за тысячелетнюю истории дискриминации освоили превосходно - на оценку "отлично"; поэтому вам не всегда очевидно, сколько проблем левшам доставляет этот неправый мир для правых. Все же правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.

Не вызывает сомнения одно – левши гораздо чаще, чем другие люди, становятся жертвами несчастных случаев. Это объясняется тем, что практически все предметы и механизмы, которыми мы сейчас пользуемся – от дверной ручки до автомобиля, – приспособлены для правой руки. Левша может научиться работать правой рукой, но в критической ситуации, когда возникает необходимость проявить быструю реакцию, он неосознанно будет действовать левой и это приведет к необратимым последствиям.

А как вы думаете, каково леворуким детям, которые приходят в первый класс, им страшно, для них наступает новый период в жизни и вдруг они слышат: «Положили тетрадь с наклоном!» или же «Держим ручку красиво!» Еще и сидит левша за одной партой с правшой так, что приходится территорию делить локтями! И воспринимают левши учебный материал совершенно по-иному, собственному восприятию. Отсюда и начинаются конфликты, непонимания со стороны взрослых, как следствие - неврозы, бессонницы и другие заболевания. Статистика свидетельствует о том, что среди левшей большой процент людей с задержками в развитии, психическими расстройствами, дивиантным поведением и т. п., но никто не задумался о том, что причина не в леворукости ребенка, а в отношении к их неудачам, связанным с неприспособленностью к окружающему миру, в нежелании понять и помочь адаптироваться! А в ответ что получают? – Протест! В разных его проявлениях.

Леворукость как психолого-педагогическая проблема

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей

Следует принимать во внимание фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

а) зрительно - моторной координации;

б) точности пространственного восприятия;

в) зрительной памяти;

г) наглядно - образного мышления;

д) способности к целостной переработке информации;

е) моторики;

ж) фонематического слуха;

з) речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Материалы и методы исследований

   Я предложил одноклассникам тесты на определение ведущей руки, ноги, уха и глаза. Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Ведущую руку мы определяли такими действиями:

Первое задание.

Возьмите предмет. Какой рукой берете, та и доминирующая.

Второе задание.

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой большой палец сверху – правый или левый. Сверху находится палец ведущей руки.

Третье задание.

Это так называемая «поза Наполеона». Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, та и доминирует.

Четвертое задание.

Немного поаплодируйте. Сверху, соответственно, ведущая рука.

Ведущее ухо:

 Поднесите к уху телефон и послушайте.  Поднесите часики к уху, чтобы послушать. Это доминирующее ваше ухо.

Ведущий глаз:

 Посмотрите в подзорную трубу.

Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!). А сейчас закройте сначала один глаз, затем другой. Посмотрите, в каком из этих случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип реакции правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

Ведущую ногу:

Забейте гол.  Положите ногу на ногу. Ведущая нога сверху.

Если у вас есть тип реакции левый, значит вы в той или иной степени «скрытый левша». Кстати говоря, в психологии существуют целые исследования психотипа личности на основании результатов таких тестов.

   Таким образом, протестировав каждого моего одноклассника, мы определили общий результат и занесли все данные в таблицу.  Далее мы проанализировали успеваемость каждого учащегося.  

Результаты и их обсуждение.

Результаты тестирования.

№ п/п

Фамилия, имя

Ведущая рука

Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая нога

Общий результат

Успеваемость

Действие

Взять предмет

Переплести пальцы рук

Скрестить руки на груди

Поаплодировать

Поднести к уху телефон и послушать

Посмотреть в «подзорную» трубу

Забить гол

Л, П, Частично

1

Андриянов М.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

4-5

2

Баландин С.

Лев

       Лев

     Лев

Лев

Лев

Лев

Прав

Левша

4-5

3

Бородачева Д.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

3-4

4

Игошин М.

Прав

Лев

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Частично

4-5

5

Исаева Н.

Прав

Прав

Лев

Лев

Прав

Прав

Прав

Частично

4-5

6

Ижов М.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

3-4

7

Кондратьева А.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

4-5

8

Кузнецова Т.

Прав

Лев

Лев

          Лев

Прав

Прав

Прав

Частично

4-5

9

Курилин А.

Прав

Прав

Лев

Лев

Прав

Прав

Прав

Частично

3-4

10

Капитанов М.

Прав

Лев

Лев

Прав

Прав

Лев

Прав

Частично

3-4

11

Медведев П.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

3-4

12

Назарова С.

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

4-5

13

Серов Д.

Лев

Лев

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Частично

3-4

14

Слесарев Е.

Лев

Лев

Лев

Лев

Лев

Прав

Прав

Частично

4-5

15

Фадин Д.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

   Правша

4-5

16

Фролов А.

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

3-4

17

Чирикалова А.

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

4-5

18

Храмов Н.

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

3-4

19

Мурашова А.

Прав

Прав

Лев

Прав

Прав

Прав

Прав

Правша

4-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Легко ли быть левшой в праворуком мире". Презентация.

Данная презентация может быть использована на классном часе или на родительском собрании и поможет больше узнать о незнакомом многим мире левшей....

Социально значимый проект "Здоровым быть здорово"

Данный проект может быть реализован как в начальной школе, так и в среднем звене. Его основная цель - повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, развитие субъектного, ответственного ...

Урок - проект "Хочу быть здоровым"

Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...

проект "Учимся быть здоровыми"

Проект с целью, задачами, планом работ с его участниками...

проект "Здоровым-быть здорово!"

В данном проекте раскрыта методическая работа по формированию здорового образа жизни у детей начальной школы....

Проект "Здоровым быть модно"

Проект рассказывает о ЗОЖ, правильном питании (пользе молочных продуктов, меда), о пользе труда и физических упражнений.ПРЕЗЕНТАИЯ ДАНА В СИЛЬНОМ СОКРАЩЕНИИ,к сожелению, самые интересные моменты, запе...

Исследовательская работа " Трудно ли быть левшой?"

Исследовательская работа Ласкиной Полины...