Учебно-методическое пособие «Умная тетрадь»
учебно-методическое пособие по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Латышева Светлана Владимировна

Учебно-методическое пособие предназначено для работы с учащимися 1-4 х классов и применяется на логопедических занятиях и уроках русского языка как графическое и изобразительное средства зрительной наглядности Если у ребёнка не получается овладеть правилами русского языка, то ему поможет «Умная тетрадь». «Умная тетрадь» - вспомогательная поддержка, создающая дополнительные ассоциативные связи. Применения правила в образах, ученик четко осознает его структуру и последовательность действий при проверке орфограммы. Внутренняя наглядность становится внутренним «опорным планом действий», который служит средством перехода от «опорных» ассоциаций к практическим действиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие «Умная тетрадь»

Автор: Латышева С.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы с учащимися 1-4 х классов и применяется на логопедических занятиях и уроках русского языка как графическое и изобразительное средства зрительной наглядности

Если у ребёнка не получается овладеть правилами русского языка, то ему поможет «Умная тетрадь».

«Умная тетрадь» - вспомогательная поддержка, создающая дополнительные ассоциативные связи. Применения правила в образах, ученик четко осознает его структуру и последовательность действий при проверке орфограммы. Внутренняя наглядность становится внутренним «опорным планом действий», который служит средством перехода от «опорных» ассоциаций к практическим действиям

Задачи методического пособия:

  • систематизируют знания детей о звуках русского языка (за счёт целостного видения слова);
  • способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
  • формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
  • воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
  • тренируют дисциплину.

Пособие представляет собой тетрадь, которую заполняет сам ребенок. В 1- ом классе учитель заготавливает различные карточки для запоминания определенных правил, и дети только вклеивают и оживляют свою картинку. В дальнейшем учащиеся сами придумывают в каком формате оформлять правила

 тема «Звуки» глухие – с наушниками, звонкие это колокольчик, твердые -  строитель кладет кирпичную стену, мягкие катаются на пушистом облаке и т.д.

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4465.JPG

   При изучении тем «слово», «предложение» «части речи» ребята в тетради изображают поляну (раскрашивая лист и наклеивая цветы), на которой «растут» цветы, на лепестках которых написаны слова. Каждый цветок — это определенная часть речи.

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4462.JPG

Например,

1. «Слово» При написании слов ребенок сначала проговаривает вопрос, затем записывает слово на лепесток.

2. «Предложение» игра в паре. Лепестки цветов закрыты. Сначала один из учащихся выбирает любой лепесток из цветка с вопросами кто? что? Второй называет слово на этом лепестке. И так со всеми цветами. Когда все цветы раскрыты, ребенок составляет из получившихся слов предложения и т.д. 

Тема «Предлог». Ребятам предлагается поиграть с птичкой или лягушонком и озвучить свои действия. Посади лягушонка на бочку, за бочку, в бочку и т.д.

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4464.JPGC:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4463.JPG

Тема «жи-ши,ча-ща»

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4472.JPGC:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_4468.JPG

Таким образом, учащиеся легко запоминают правила и применяют их на письме. Конечно, схемы-рисунки, которые составляют учащиеся, нуждаются в контроле педагога. Сведения, воспроизводимые учащимися в схемах, легко запоминаются и легко воспроизводятся в нужные моменты. Схема-рисунок усваивается быстрее, чем правило и формирует прочное запоминание. Составление таких схем, поиск примеров речевых ситуаций способствует выработке орфографического автоматизма, прочному закреплению сведений и непосредственного интереса к обучению. Объяснение примеров через собственное восприятие способствует повышению речевой культуры обучающихся и повышению грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Учебный тренажёр и проверочный Тест по теме: «Имя существительное»

Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...