План профилактической работы учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии

Чечулина Людмила Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО


Руководитель ШМО учителей начальных классов

___________/Зиновьева Н. А../

Протокол №___
от «___» ____________20___г.

 

ПРИНЯТО

 

на заседании педагогического совета

 

Протокол № 1
от «31» августа 2018г.

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор  МБОУ Шаталовской СШ

_____________/Мамичева И.С./

Приказ № 246 а
от «31» августа 2018г.

 

 

 

План профилактической и просветительской работы

учителя-логопеда на 2018/2019 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у школьников.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.


 

Консультативная работа учителя-логопеда школы включает консультирование родителей, учителей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров, практикумов, мастер-классов.


 

Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:

 

  1. Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
  2. Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  3. Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
  4. Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
  5. Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.

 

Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:

  • Первичная профилактика.

Предупреждение речевых нарушений.

  • Вторичная профилактика.

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

  • Третичная профилактика.

Социализация детей с речевой патологией.


 

Логопедическая работа включает в себя несколько направлений:

 

  1. Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
  2. Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
  3. Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
  4. Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
  5. Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.


 

В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у

воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как

 

  • развитие мотивации к обучению;
  • профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
  • развитие самоконтроля за своей речью;
  • развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
  • речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
  • наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

 

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников школы к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

 

  • игровые технологии в логопедической коррекции
  • арт-педагогические технологии в специальном образовании
  • технологии речедвигательной ритмики
  • технологии коррекции психомоторного развития
  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.


 

Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.

 

Консультирование учителем-логопедом организуется

  • индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • групповое консультирование родителей и педагогов
  • консультирование по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

 

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.

Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.


 

Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.

 

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.


 

Взаимодействие с педагогами школы

 

Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

Только систематическое взаимодействие специалистов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у учащихся школы предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

 

К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
  • организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;
  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

 

Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают:

  1. Закрепление речевых навыков;
  2. Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
  3. Повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Технология реализации план профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета


 

Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета включает три взаимосвязанных этапа.


 

1 этап. Профилактический

Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего школьного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям школьного образования.

Возраст учащихся: от 6,6 до 8лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

Участники коррекционно-педагогического процесса:  учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

 

Содержание этапа

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;

  • развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
  • развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
  • развитие речевой функциональной системы.

Среда в классе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.


 

2 этап. Диагностико-развивающий

Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей школьного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

Возраст учащихся: 8-9 лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

.

Содержание этапа

В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с учителем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.

Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:

вопросительной, повествовательной, восклицательной.

Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.


 

3 этап. Коррекционно-развивающий этап

Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

Содержание этапа

В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь учеников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.

Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.

Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения  уроков и организации досуга.

Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.

 

 

 

 

План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета школы включает следующие разделы: 

· Диагностика проблем речевого развития воспитанников;

  • Профилактика речевых нарушений у воспитанников 6-7 лет;
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.


 

План мероприятий, направленных на профилактику
речевых нарушений у детей

месяц

Коррекционно-
логопедическая,
диагностическая и педагогическая  работа

Профилактическая
и просветительская работа

Работа с учителями

Работа с родителями

сентябрь

Обследование различных сторон психофизического развития детей. Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы. Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации.

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей.

Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий.

Консультации по результатам обследования.

октябрь

Коррекционно-логопедическая работа с детьми:

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Посещение групповых, индивидуальных занятий.

Проведение тематических родительских собраний.

Консультативно-информационная помощь родителям:

- организация индивидуальных занятий с ребёнком

-речевой аппарат, строение, функции

-методика проведения артикуляционной гимнастики

 

                ноябрь

Коррекционно-логопедическая работа с детьми:

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. Консультирование.

декабрь

Коррекционно-логопедическая
работа.

Мониторинг речевого развития детей.

Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации по запросам. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.

январь

Корректировка комплектования группы детей, посещающих логопедические занятия, на основе данных, полученных в ходе обследования.

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.
Консультирование.

февраль

Коррекционно-логопедическая
работа.

Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах. Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционной работе.

 

март

Коррекционно-логопедическая работа.

Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.

апрель

Коррекционно-логопедическая работа с детьми.

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Посещение групповых, индивидуальных занятий.

Консультативно-информационная помощь родителям.

май

Коррекционно-логопедическая работа с детьми.

Анализ коррекционной работы за год.

Определение задач на новый учебный год.

Составление цифрового и аналитического отчёта. Выступление на итоговом педагогическом совете.

Консультирование родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_profilakticheskoy_raboty.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

РАССМОТРЕНО


Руководитель ШМО учителей начальных классов

___________/Зиновьева Н. А../

Протокол №___
от «___» ____________20___г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1
от «31» августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ Шаталовской СШ

_____________/Мамичева И.С./

Приказ № 246 а
от «31» августа 2018г.

План профилактической и просветительской работы

учителя-логопеда на 2018/2019 учебный год

2018

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы учителя-логопеда и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у школьников.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета организуется с целью повышения уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.

Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, на которых рассказывается об особенностях развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытую организованную образовательную деятельность, информационный стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом.


Консультативная работа учителя-логопеда школы включает консультирование родителей, учителей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытой организованной образовательной деятельности, семинаров, практикумов, мастер-классов.


Основными направлениями консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) являются:

  1. Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте.
  2. Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  3. Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
  4. Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).
  5. Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающей деятельности в домашних условиях.

Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогают снизить количество речевых нарушений:

  • Первичная профилактика.

Предупреждение речевых нарушений.

  • Вторичная профилактика.

Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

  • Третичная профилактика.

Социализация детей с речевой патологией.


Логопедическая работа включает в себя несколько направлений:

  1. Преодоление имеющихся нарушений речи у детей;
  2. Предупреждение возможных вторичных нарушений речи;
  3. Профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения;
  4. Совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений;
  5. Параллельная коррекция и развитие психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.


В развивающем аспекте деятельности учителя-логопеда решаются не только специфические задачи по развитию речевых процессов у

воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как

  • развитие мотивации к обучению;
  • профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
  • развитие самоконтроля за своей речью;
  • развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
  • речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторной координации, пространственных ориентировок;
  • наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников школы к условиям школьного обучения. Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы воспитанников в процессе коррекции и развития речи у детей применяются современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровые технологии в логопедической коррекции
  • арт-педагогические технологии в специальном образовании
  • технологии речедвигательной ритмики
  • технологии коррекции психомоторного развития
  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.


Учителем-логопедом в условиях логопедического кабинета создается развивающая предметно-пространственная среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.

Консультирование учителем-логопедом организуется

  • индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • групповое консультирование родителей и педагогов
  • консультирование по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся в логопедическом кабинете, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.

Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников детского сада, которые не посещают логопедический кабинет. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.


Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.


Взаимодействие с педагогами школы

Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в логопедическом кабинете достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

Только систематическое взаимодействие специалистов школы по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у учащихся школы предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
  • организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;
  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов школы к коррекции речи выступают:

  1. Закрепление речевых навыков;
  2. Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
  3. Повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Технология реализации план профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета


Технология реализации плана профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета включает три взаимосвязанных этапа.


1 этап. Профилактический

Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей младшего школьного возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям школьного образования.

Возраст учащихся: от 6,6 до 8лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

Участники коррекционно-педагогического процесса:  учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

Содержание этапа

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: - создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями; - обогащение чувственного опыта ребенка;

  • развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;
  • развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;
  • развитие речевой функциональной системы.

Среда в классе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.


2 этап. Диагностико-развивающий

Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей школьного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

Возраст учащихся: 8-9 лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

.

Содержание этапа

В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности учитель-логопед совместно с учителем, музыкальным руководителем обеспечивает два основных направления работы.

Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения:

вопросительной, повествовательной, восклицательной.

Во-вторых, учитель-логопед обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.


3 этап. Коррекционно-развивающий этап

Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

Координатор-консультант: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по физической культуре, учитель начальных классов, учитель музыки

Содержание этапа

В процессе разных видов деятельности детей педагоги обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь учеников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованной образовательной деятельности, развлечений, досугов.

Каждый педагог решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.

Вводятся персонажи, которые использует не только учитель-логопед, но и разные педагоги в процессе проведения  уроков и организации досуга.

Обеспечивается осознание детьми языковых явлений. Для этого дети вводятся в воображаемую ситуацию и действуют по ее законам. Широко используется персонификация игровых персонажей, например, Звукоешка, который связывается в сознании детей с определенными речевыми упражнениями. С их помощью не только создается игровая ситуация и тем самым повышается мотивация воспитанников, но и формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приемы ее самокоррекции.

План профилактической и просветительской работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета школы включает следующие разделы: 

 Диагностика проблем речевого развития воспитанников;

  • Профилактика речевых нарушений у воспитанников 6-7 лет;
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей) и педагогов.


План мероприятий, направленных на профилактику
речевых нарушений у детей

месяц

Коррекционно-
логопедическая,
диагностическая и педагогическая  работа

Профилактическая
и просветительская работа

Работа с учителями

Работа с родителями

сентябрь

Обследование различных сторон психофизического развития детей. Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы. Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации.

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей.

Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий.

Консультации по результатам обследования.

октябрь

Коррекционно-логопедическая работа с детьми:

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Посещение групповых, индивидуальных занятий.

Проведение тематических родительских собраний.

Консультативно-информационная помощь родителям:

- организация индивидуальных занятий с ребёнком

-речевой аппарат, строение, функции

-методика проведения артикуляционной гимнастики

                ноябрь

Коррекционно-логопедическая работа с детьми:

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями. Консультирование.

декабрь

Коррекционно-логопедическая
работа.

Мониторинг речевого развития детей.

Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации по запросам. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.

январь

Корректировка комплектования группы детей, посещающих логопедические занятия, на основе данных, полученных в ходе обследования.

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Взаимопосещение групповых, индивидуальных занятий.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.
Консультирование.

февраль

Коррекционно-логопедическая
работа.

Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах. Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционной работе.

март

Коррекционно-логопедическая работа.

Консультативно-информационная помощь воспитателям и специалистам.

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Консультации.

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями.

апрель

Коррекционно-логопедическая работа с детьми.

-развитие фонематического слуха

-развитие артикуляционной моторики

-формирование правильного звукопроизношения

-совершенствование грамматического строя речи

-обогащение и активизация словарного запаса

-работа над слоговой структурой слова

- развитие связной речи

-развитие высших психических процессов

-развитие мелкой моторики

Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Консультативно-информационная помощь воспитателям.

Посещение групповых, индивидуальных занятий.

Консультативно-информационная помощь родителям.

май

Коррекционно-логопедическая работа с детьми.

Анализ коррекционной работы за год.

Определение задач на новый учебный год.

Составление цифрового и аналитического отчёта. Выступление на итоговом педагогическом совете.

Консультирование родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда на учебный год

План оформлен в таблицу (5 страниц) и имеет следующие разделы: диагностика, организационная работа, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская работа, самообразование и методичес...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

План работы учителя-логопеда в школе

Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

План методической работы учителя – логопеда

План методической работы учителя -логопеда на учебный год...