Авторская программа логопедических занятий для 2-3 классов общеобразовательного учреждения.
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_2-3_klassy.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 2" города Сарова

Рабочая программа

логопедических занятий

для 2 – 3х классов

Составитель:

учитель – логопед А.Н.Гранова

г. Саров

2019

Содержание

1

Пояснительная записка

3

1.1

Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий          

4

1.2

Описание места учебного предмета в учебном плане                                

5

2

Планируемые результаты программы логопедических занятий                    

6

3

Содержание программы логопедических занятий                                        

8

4

Тематическое планирование программы логопедических занятий              

13

4.1

Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими  фонетико – фонематическое и фонетическое  недоразвитие речи (1 класс)                                                                                                            

13

4.2

Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико – фонематическим и фонетическим недоразвитием речи (1 класс)          

16

4.3

Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

17

Литература

19

1 Пояснительная записка

Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы потерпел изменения. С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными отклонениями вречевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.Некоторые из них можно устранить на специально организованных занятиях. В данной программе, представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих  занятий  с  обучающимися,  испытывающими  трудности  в  усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.

Цель: устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 2-3-х классов.

Адресат: обучающиеся 2-3-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным недостаточной сформированностью фонематического компонента речевой системы. Данные группы испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Формы работы: занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3-6 человек. Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут. Периодичность, протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.

Коррекционное обучение на логопедическом пункте осуществляется фронтальным способом. Однако успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционное воздействие.

Программа способствует решению следующих задач:

• оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития индивидуальных возможностей детей;

• развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;

• развивать  звуковую сторону речи, исправлять нарушения звукопроизношения (воспитывать правильное речевое дыхание, воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка);

• формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

• закреплять звуко-буквенные связи;

• формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года (уточнять и расширять словарный запас, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);

• развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

• развивать коммуникативную готовность к обучению;

• дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;

• овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

• воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;

• побуждение стремления совершенствовать свою речь.

  1.  Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий

Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.

Занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются  разнообразными  видами  деятельности:  речевой  гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических  познавательных процессов. Дети,  имеющие  речевые  нарушения,  при  обучении  особо  нуждаются  во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, имоделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное ее использование.

Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.

  1.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Коррекционно-развивающие  логопедические  занятия  с  обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ, в связи с отклонениями в речевом развитии, проводятся вне учебного плана 2-3 раза в неделю с каждой группой, в зависимости от составов групп. Две недели в начале и конце учебного года проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.

2 Планируемые результаты программы логопедических занятий

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и вповседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);

- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;

- наличие познавательного интереса к обучению;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- возникновение интереса к учебному материалу;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения  опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Предметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающейдеятельности являются:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;

- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти;

- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).

3 Содержание программы логопедических занятий

Рабочая программа включает в себя три этапа коррекционно – развивающей работы:

1) развитие фонетико-фонематической стороны речи:

а) формирование фонематических процессов;

        б)устранение дефектов звукопроизношения;

2) развитие лексико-грамматической стороны речи:

        а)формирование грамматического строя речи;

        б)уточнение и расширение лексического запаса;

3)развитие связной речи:

а) формирование полноценной самостоятельной речи.

Работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

Содержание рабочей  программы логопедических занятий  представлено в трех направлениях:

1) исправление дефектов произношения (работа ведется с учащимися 2-х классов на индивидуальных занятиях, занятия проводятся два раза в неделю);

2) преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи (работа ведется с учащимися 2-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся два раза в неделю);

3) коррекция нарушений письменной речи и чтения (работа ведется с учащимися 2-3-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся два раза в неделю).


Исправление дефектов произношения

Формирование фонематических процессов.

Формирование фонематических процессов включает в себя изучение следующих разделов: развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений); речь; предложение; словосочетание; слово; слог; ударение; гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; обозначение звука буквой; анализ и синтез звуко– слогового состава слова; звуковой анализ и синтез слова; слоговой анализ и синтез слова; звуко – буквенные связи; дифференциация звуков (букв);дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства (в тяжѐлых случаях смешения); дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства по признаку глухости – звонкости, твёрдости – мягкости; дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности – безударности; дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.

Устранение дефектов звукопроизношения.

Устранение дефектов звукопроизношения включает в себя изучение следующих разделов: значение речи в жизни человека; знакомство с артикуляционным аппаратом; создание артикуляционной базы для постановки звуков; формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков; выработка направленного речевого выдоха; постановка дефектно-произносимых звуков; свистящие звуки; шипящие звуки; сонорные звуки; другие звуки; автоматизация поставленных звуков: в изолированном виде, в слогах, в предложениях, в стихотворных текстах, в речевом потоке.

Преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи

Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:

- фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);

- фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);

- фонематического восприятия;

- лексико-грамматической стороны речи;

- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

- развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;

- пространственных представлений;

- зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

- предпосылок графомоторных навыков;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.

Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письменной речи:

 - устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;

- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;

- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью графомоторных навыков.

Коррекция нарушений письменной речи и чтения

Основные задачи направления:

- формирование  в языковом сознании учащихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы;

- расширение словарного запаса;

- совершенствование фонетико-фонематичекой стороны речи: формирование звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

- формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

- формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование синтаксической структуры предложения;

- развитие языковой интуиции;

- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

- формирование просодической стороны речи;

- формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления);

- преодоление имеющихся у детей учебных затруднений, формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной деятельностью;

- развитие связной речи.

Содержание занятий направлено на активную работу по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза;  аграмматической дисграфии; аграмматической дислексии; оптической дисграфии и оптической дислексии.

 

Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Развитие звуковой стороны речи

 Задачи: развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц,  включающее в себя: определение количества, последовательности и места слов в предложении; выделение гласного звука из слога, слова; работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова; определение количества, места слога в слове; составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов; вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места; определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

Задачи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи

Задачи: развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Коррекция аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии

Основное внимание уделяется восполнению пробелов на фонематическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях.

Восполнение пробелов на фонематическом уровне

Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному.

Задачей этого этапа является коррекционная работа над дифференциацией гласных I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда проводится по плану: сначала ведётся коррекционная работа отдельно над каждым дифференцируемым звуком. Потом дифференциация этих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Затем совершенствуется умение сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию и смыслоразличительной роли в слове и формируется навык в письменных упражнениях.

Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне

Словарный запас характеризует общее развитие ученика. А главным в пополнении словарного запаса является усвоение значения слов: подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. Лексическая работа неразрывно связана с изучением частей речи, их словообразованием и словоизменением.

Необходимо формировать устойчивый навык в различии разных частей речи. Для этого следует включать упражнения лексико-классификационного характера (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т.д.). А также формировать умение изменять части речи по числам и родам; согласовывать прилагательные с существительными.

Восполнение пробелов на синтаксическом уровне

Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе. Основные направления при изучении предложения и словосочетания:

- выделение предложения из сплошного текста;

- умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

- формировать умение устанавливать связь слов в предложении.

Коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии

Задачи:

- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и диграфией. Пространственные ориентировки включают в себя два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

4 Тематическое планирование программы логопедических занятий

4.1 Тематическое планирование  индивидуальных логопедических занятийс учащимися, имеющими  фонетико – фонематическое и фонетическое недоразвитие речи – 2 класс  (60 часов)

Таблица 4.1 – Звуки [Р – Р']

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (12 ч.)

1

Подготовка органов артикуляции к постановке звука [Р].

1

2-4

Постановка звука [Р].

3

5-7

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р].

3

8-10

Автоматизация произнесения звука [Р] в слогах.

3

11-12

Автоматизация произнесения звука [Р] в словах.

2

II четверть (14ч.)

13-19

Автоматизация произнесения звука [Р] в предложениях.

7

20-26

Автоматизация произнесения звука [Р] в текстах.

7

III четверть (20 ч.)

27-28

Уточнение артикуляции звука [Р'].

2

29-31

Автоматизация изолированного произнесения звука [Р'].

3

32-34

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в слогах.

3

35-37

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в словах.

3

38-40

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в предложениях.

3

41-46

Автоматизация произнесения звука [Р' ]  в текстах.

6

IV четверть (14 ч.)

47-48

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне изолированных звуков.

2

49-51

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне слога.

3

52-54

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне слова.

3

55-57

Дифференциация звуков [Р – Р' ]  на уровне предложения.

3

58-60

Дифференциация звуков [Р – Р']   на уровне текста.

3

4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи – 2 класс  (93 часа)

Таблица 4.2 – Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи – 2 класс

№ занятия

Раздел. Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (18 ч.)

Уточнение представлений о тексте, предложении, слове.

1-2

Текст. Предложение. (Деформированный текст).

2

3-5

Предложение. Слово.

3

6-8

Предложение. Грамматическая основа предложения.

3

9-11

Предложение. Порядок слов в предложении.

(Деформированное предложение).

3

12-13

Предложение. Связь слов в предложении.

2

14-15

Слово (лексическое значение). Антонимы.

2

16-17

Слово (лексическое значение). Синонимы.

2

18

Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово».

1

II четверть (24 ч.)

Работа над словом. Звуко-буквенный состав слова.

Гласные  звуки.

19

Звуки речи: гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

20

Гласные первого ряда.

1

21

Гласные второго ряда.

1

22-23

Дифференциация гласных I и II ряда.

2

24-26

Ударение.

3

27-28

Слоговой состав слова.

2

29

Проверочная работа «Гласные звуки».

1

Согласные  звуки.

30-31

Согласные: твердые и мягкие.

2

32-33

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Я, разделительный мягкий знак.

2

34-35

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ё, разделительный мягкий знак.

2

36-37

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ю, разделительный мягкий знак.

2

38-39

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Е, разделительный мягкий знак.

2

40-41

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква И, разделительный мягкий знак.

2

42

Проверочная работа «Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных».

1

III четверть (33 ч.)

Согласные  звуки  

43-45

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака на конце слова.

3

46-48

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в середине слова.

3

49-52

Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

4

53

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака».

1

54-56

Согласные: звонкие и глухие.

3

57-59

Дифференциация [б-п], [ б'-п'].

3

60-62

Дифференциация [в-ф], [ в'-ф'].

3

63-65

Дифференциация [г-к], [ г'-к'].

3

66-68

Дифференциация [д-т], [ д'-т'].

3

69-71

Дифференциация [ж-ш].

3

72-74

Дифференциация [з-с], [ з'-с'].

3

75

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие».

1

IV четверть (18 ч.)

Согласные  звуки.  

76-78

Дифференциация [с-ц].

3

79-81

Дифференциация [т-ц].

3

82-84

Дифференциация [ч'-ц].

3

85-87

Дифференциация [ч'-щ'].

3

88-90

Дифференциация [ч'-ш].

3

91-92

Дифференциация [щ'-ш].

2

93

Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие».

1

4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи – 3 класс  (93 часа)

Таблица 4.3 – Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся  с  недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи – 3 класс

№ занятия

Раздел. Тема занятия

Кол-во занятий

I четверть (18 ч.)

Работа над словом. Морфемный состав слова.

Окончание. Основа. Корень.

1

Слово (лексическое значение). Морфемный состав.

1

2

Окончание и основа. Понятие формы слова.

1

3-4

Корень. Однокоренные слова.

2

5

Корень. Корневая омонимия.

1

6-8

Корень. Сложные слова.

3

9

Проверочная работа «Морфемный состав слова. Окончание. Основа. Корень».

1

Корневые орфограммы.

10-11

Безударные гласные в корне слова.

2

12-13

Парные согласные в корне слова.

2

14-15

Непроизносимые согласные в корне слова.

2

16-17

Удвоенные согласные в корне слова.

2

18

Проверочная работа «Корневые орфограммы».

1

II четверть (24 ч.)

Приставка.

19

Приставка. Образование слов с помощью приставок.

1

20-22

Правописание приставок (по-, за-, на-, от-, до-, про-).

3

23-25

Правописание приставок (с-, раз-, рас-, без-, бес-).

3

26-28

Правописание твердого знака после приставок.

3

29-30

Дифференциация приставок и предлогов.

2

31

Проверочная работа «Морфемный состав слова. Приставка».

1

Суффикс.

32

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-очк-, -ечк-, -чик-).

1

33

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-).

1

34

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-ик-, -ек-, -ищ-).

1

35

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-тель-, -ист-, -ниц-).

1

36

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-арь-, -чик-, -щик-).

1

37

Образование имен существительных с помощью суффиксов (-ость-, -изн-).

1

38

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов

(-ов-, -ев-, -еньк-, -оньк-).

1

39

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов

(-оват-, -чив-, -лив-, -ист-).

1

40

Образование имен прилагательных с помощью суффиксов

(-ан-, -ян-, -ин-, -н-).

1

41

Образование глаголов с помощью суффиксов (-а-, -я-, -е-,-и- ).

1

42

Проверочная работа «Морфемный состав слова. Суффикс».

1

III четверть (33 ч.)

Слово (грамматическое значение).

43-44

Имя существительное. Категория числа, рода.

2

45-47

Глагол. Категория времени, числа, рода.

3

48-50

Согласование имен существительных и глаголов в роде и числе.

3

51-53

Имя прилагательное. Категория числа, рода.

3

54-56

Имя существительное, имя прилагательное. Категория падежа.

3

57-59

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный падеж).

3

60-62

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (родительный падеж).

3

63-65

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (дательный падеж).

3

66-68

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (винительный падеж).

3

69-71

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (творительный падеж).

3

72-74

Словосочетание. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (предложный падеж).

3

75

Проверочная работа «Согласование имен прилагательных с именами существительными».

1

IV четверть (18 ч.)

Работа над предложением.  

76

Предложение (простое распространенное). Порядок слов.

1

77

Предложение (простое распространенное). Деформированное.

1

78

Предложение (простое распространенное). Определение  границ.

1

79-80

Предложение (сложное).

2

81

Проверочная работа «Предложение».

1

Работа над текстом.

82

Текст. Типы текста (повествование, описание, рассуждение).

1

83-84

Текст. Деформированный.  

2

85-86

Изложение.

2

87-88

Сочинение  по началу (повествование).

2

89-90

Сочинение  по картине (описание).

2

91-92

Сочинение на заданную тему (рассуждение).

2

93

Проверочная работа «Текст».

1

Литература

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.

3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. -  ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

6.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

7.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.

9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов общеобразовательного учрежения

Представление коррекционной программы, расчитаной на сопровождение учащихся с речевыми нарушениями....

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедических занятий для обучающихся 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАлогопедических занятийдля обучающихся 2 класса...

Программа логопедических занятий 1-ого дополнительного класса для детей с ЗПР

Рабочая программа  разработана в соответствии  с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 (подготовительный класс)....

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...