"Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Бабичева Татьяна Владимировна

Методическая разработка "Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"  расчитана на детей 6-7 лет, закрепляющих звук    [л] на этапе "Автоматизация звука в словах, в предложениях, в стихотворении". Дети вместе с куклой Милой будут выполнять различные задания, играть. А также одновременно закреплять, поставленный звук [л] и развивать лексико- граммотическую сторону речи. Ещё они сами будут формулировать тему и цель занятия, развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие и представление; речевую память. Задания подобраны по принципу последовательности. Занятие начинается с орг. момента, на котором дети должны назвать слова со слогом ла и после этого сесть. Потом к ним приходит в гости кукла Мила со стишком "Мила искала булавку". Ребята запоминают слова из стишка и играют в игру "Кто больше?", за что получают жетоны. Ещё они считают булавки, рассуждают, что булавки бывают разные. Составляют предложения про булавки, изменяют предложения с помощью маленьких слов. Конечно же, не обходится занятие и без физ. паузы, после которой дети переходят к новой теме: закрепляют л в стихотворении. Они его и повторяют за взрослым, и беседуют по содержанию, заучивают, после чего каждый рассказывет стих наизусть. Заканчивается занятие рефлексией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochti_nezametnyy.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]

или закрепление звука [л] в словах, в предложениях, в стихотворении

Тема: Звук Л.

Цель: -  Автоматизация звука Л в стихотворении.

           - Автоматизация звука Л в словах, в предложениях,

              развитие лексико-грамматического строя речи.

            - Воспитание самоконтроля за собственной речью и речью других,  умение рефлексировать.

Оборудование: кукла Мила, жетоны, картинка «булавка», фишки: красные, зелёные, синие.

Речевой материал: Стишок «Мила искала булавку», предложение «Пристегнуть булавку на платье», маленькие слова: я, ты, он, она, мы, вы, они; слова, обозначающие действия: топаю, хлопаю, прыгаю, поднимаю руки, махаю руками, опускаю руки, сажусь.

Орг. Момент: Сядут те ребята, которые назовут слова со слогом ЛА.

(Дети называют слова и садятся.)

Педагог представляет детям куклу Милу, сообщает, что она пришла к ним в гости и что она приготовила для них игры и задания. (Занятие проводится так, чтобы Мила была участницей каждого задания.)

  1. Предлагаем ребятам прослушать стишок про Милу и назвать какой звук чаще других встречается в стихотворении и почему?

               Педагог читает стишок про Милу, выделяя звук Л:

Мила искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

После того как дети назовут звук Л и ответят, что они работают над ним, педагог предлагает им вспомнить всё что они умеют проговаривать со звуком  Л.

 (Дети сообщают, что сам звук Л, слоги, слова, предложения)

  1. Далее, педагог предлагает им попробовать сформулировать тему и цель занятия

( Дети формулируют; если им трудно, педагог  помогает).

 И после этого педагог добавляет, что сегодня они будут учиться проговаривать звук Л в стихотворении.

  1. Игра «Кто больше?» Детям предлагается прослушать ещё раз стишок про Милу и назвать как можно больше слов со звуком Л.

(За каждое слово они получают жетон. После -  определяется победитель.)

  1. Спрашиваем у детей, есть ли у них дома булавки (показываем картинку булавки) и после утвердительных ответов предлагаем им  их сосчитать. Считают по очереди: одна булавка, две булавки и т.д. по количеству детей.

  1. Педагог сообщает, что булавки бывают разные и назначение у них тоже разное.

-  Как и для чего их используют Ваши мамы? Составьте предложения.

( Дети составляют предложения со словом «булавка».)

  1. Упр. «Измени предложение с помощью маленьких слов»

Педагог называет предложение «Пристегнуть булавку на платье» и предлагает детям добавлять его к маленьким словам таким как:  я, ты, он, она, мы, вы, они  так, чтобы получилось, как будто мы это уже сделали. Например, Я пристегнула булавку на платье и т.д.

(Дети выполняют задание по очереди.)

  1. Упражнение - физминутка «Я это уже сделал». Предлагается детям встать, после чего взрослый называет детям действия, например, Я топаю.  Дети должны  назвать его хором: Я уже топнул (ла) и изобразить, т.е. топнуть.

(Другие действия: я хлопаю, я прыгаю, я поднимаю руки, я махаю руками, я опускаю руки, я сажусь и т.д.)

  1. Игра «Комплименты». Ребятам предлагается сделать Миле комплимент, похвалить её. Комплименты должны быть в виде предложений.

(Дети с удовольствием говорят кукле комплименты)

  1. Работа над стишком «Мила искала булавку».

- Педагог ещё раз читает стишок про Милу, после чего задаёт детям вопросы к каждой строчке. Например, «Что искала Мила?». Дети должны отвечать на вопросы полным предложением, повторяя часть вопроса: «Мила искала булавку».

(И так над каждым предложением из стишка).

- Далее дети хором и по одному повторяют каждую строчку стишка.

- Педагог ещё раз читает всё стихотворение с установкой на последующее самостоятельное рассказывание стишка детьми.

- Дети читают стишок про Милу наизусть (спрашиваем сначала по желанию детей, а потом всех остальных).

- Педагог сообщает детям, что Миле пора уходить. Все прощаются с Милой. Занятие подходит к концу.

  1. Рефлексия.

- Взрослый спрашивает у детей, понравилось ли им занятие и что конкретно понравилось.

(Выслушивает ответы детей, следит, чтобы они говорили полными предложениями, правильно проговаривая звук Л.)

- Предлагает детям оценить свою работу с помощью фишек: красная - работал хорошо, звук Л произносил правильно; зелёная - работал хорошо, было немного ошибок, исправлял их сам; синяя - было трудно, ошибки помогали исправлять другие.

- Педагог хвалит детей, даёт корректную оценку их работе.

Список литературы

  1. Игры в логопедической работе с детьми./Ред. – сост. В.И. Селивёрстов – Москва, 1987г.
  2. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство, «Гном – Пресс», 1999г. – 64с.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: - Игры и упражнения со звучащим словом. Москва, Просвещение, 1983г. – 144с.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

"Незаменимые помощники - словари"

Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Незаменимый мягкий знак"

Цель: обобщить знания об изученной орфограмме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного на письме».Планируемые результаты.Личностные УУД:·        формирование уч...

Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]"

Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]" предназначена для детей, находящихся на этапе "Автоматизация звука щ". Вместе со щенком ребята будут закреплять звук...

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше) . Обведение по контуру.

Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше...