Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях (1 класс)
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Ландырева Лариса Александровна

Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях" для обучающихся 1 класса специальных коррекционных школ для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. материал может использоваться логопедами, педагогами, работающиими в коррекционных классах. Урок соответствует ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proiznosheniya_v_1_klasse.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казённое   образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат № 26».

                                                 

                                             

Урок по произношению

в 1 «А» классе на тему:

«Автоматизация твёрдого и мягкого звука [c] в словах и предложениях».

Учитель-логопед

начальных классов

Ландырева Л.А.

п. Новотерский

2018 – 2019 уч. год

Тема урока: «Автоматизация звуков [с, с,] в словах и предложениях».

Цели:

  1. Обогащение пассивного словаря и введение новых слов в активную речь.
  2. Развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой и общей моторики.
  3. Автоматизация звуков с и сь в словах и предложениях.

Оборудование:

  • Электронная доска, проектор, компьютер.
  • Зеркала.
  • Массажные мячики для логопедических занятий.
  • Предметные картинки.
  • Карточки - тренажёры с заданиями.
  • Кассы букв.
  • Схемы для звукобуквенного разбора.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Речевая разминка.(Слайд № 2)

Дети, стоя возле своих мест, говорят хором:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб  было всем понятно.

  1. Целеполагание.

 - Ребята, что значит слово «внятно»?

- Верно. Это значит чётко, ясно, понятно, выговаривая правильно каждый звук. Сегодня на занятии мы закрепим произношение твёрдого и мягкого звуков [c] и [с,] в слогах, в словах и в предложениях.(Слайд № 3 и № 4).

- Мы знаем один секрет: чтобы чётко говорить, нужно …( с пальцами дружить).

  1.  Пальчиковая гимнастика. (Слайд № 5)

Пальцы – дружная семья, (ритмично сжимать и разжимать пальцы)

Друг без друга им нельзя. (хаотично шевелить пальцами)

Этот палец - самый Большой, (Высунуть из кулаков большой палец)

Он самый весёлый (сгибать и разгибать большие пальцы)

И самый смешной. (вращать большие пальцы по кругу)

Этот пальчик – Указательный, (высунуть из кулаков только указательные  пальцы)

Он серьёзный и внимательный .(Сгибать и разгибать их)

-Ну- ну – ну! (погрозить им вправо)

- Ай-ай-ай! (погрозить влево)

-Т-с-с! (приложить к губам)

Этот палец – Средний, (высунуть из кулаков только средние пальцы)

Он не первый и не последний. (сгибать и разгибать их)

Он умеет делать крючки. (согнуть пальцы)

Да какие прочные, крепкие, (сцепить средние пальцы в замок)

Супер-пупер крючки! ( вращая кисти, сцеплять пальцы в замок в разных плоскостях)

Этот палец – Безымянный, ( высунуть из кулаков только безымянные пальцы)

Он не любит каши манной. (сгибать и разгибать его)

- Кушай, кушай!

- Ням- ням –ням! (ритмично касаться подушечки безымянного пальца указательным пальцем противоположной руки)

Самый маленький – Мизинчик, (высунуть из кулаков мизинцы)

Любит бегать в магазинчик (сгибать и разгибать мизинцы)

Дружно пальчики живут (Соединить все пальцы подушечками, это домик)

И секрет свой берегут (сцепить пальцы в замок, это шкатулочка)

«Чтобы чётко говорить,

Надо с пальцами дружить!» (раздвинуть большие пальцы в стороны и говорить секрет в образовавшуюся щель)

- Давайте повторим секрет: «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»

  1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд № 6 и №7)

Сказка про Язычок. Комплекс «Генеральная уборка»

  • Спит Язычок в своем домике-ротике. (вдох- выдох носом)
  • Будим его. (стучим в щёки указательными пальцами)
  • Язычок выглядывает в окошки (тыкать языком в щёки изнутри)
  • Открыл дверь, чтобы свежий воздух наполнил его комнату (открыть рот)
  • Почистил зубы: сначала верхние, потом нижние ( водить языком по верхним зубам, рот открыт, затем аналогично по нижним)
  • Прополоскал ротик. (поочерёдно надувать щёки). Сплюнул. (Выпустить воздух сквозь сложенные трубочкой губы). Полюбовался собой в зеркало

( Растянуть губы в улыбку)

  • Вышел на порог. (Высунуть язык вперед) Посмотрел по сторонам (Двигать языком вправо, влево, рот открыт)
  • И решил, что ему надо сделать генеральную уборку. Он взял тряпку и стал мыть потолок. ( Рот открыт, водить кончиком языка по нёбу)
  • Потом стал мыть окна (Рот открыт, водить языком по внутренней стороне щёк)
  • Полы. ( Водить языком перед нижними зубами)
  • Коридор ( двигать языком из стороны в сторону между нижней губой и внешней стороной нижних зубов.)
  • Двери ( Поочередно облизывать верхнюю и нижнюю губу)
  • Устал. Сел на крыльцо, стал отдыхать. (Распластать язык на нижней губе)
  • Отдохнул язычок, решил покататься на качелях. (Высунуть язык, двигать им вверх-вниз)
  • Накатался, замёрз. Побежал домой греться, прибежал, а двери закрыты. Позвонил в колокольчик. (Рот приоткрыт. Двигать языком из стороны в сторону, издавая звуки)
  • Распахнулись двери, зашёл Язычок домой (надуть щёки) и заперся (сдуть щёки, нажав на них указательными пальцами) и сидит, греется.
  1. Дыхательная гимнастика (Упражнения З.Савковой на 3 вида дыхания. (Слайд № 8)

1 вид обслуживает спокойную, плавную речь.

Свистит ветер – ССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШ…

Летит пчела – ЖЖЖЖЖ…

Комар звенит – ЗЗЗЗ…

2 вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – СССС! СССС! СССС!

Метёт метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ!

3 вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф!Ф!Ф!Ф!

Пилит пила – С!С!С!С!

Поезд едет – Ч!Ч!Ч!Ч!

  1. Чистоговорки. Упражнения с массажными мячиками. (Слайд № 9)

  1. С твёрдым звуком [C]

 Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Со-со-со – у Алёши колесо.

Су-су-су – грибы выросли в лесу.

Сы-сы-сы – на стене висят часы.

Ус-ус-ус- мы несём домой арбуз.

Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.

  1. С мягким звуком [C,]

Си-си-си – едет Сима на такси.

Ся-ся-ся – мы поймали карася.

Сю-сю-сю – Соня кашу съела всю.

Се- се- се – на скамейку сели все.

Ась-ась-ась – вот и кошечка нашлась.

Ось- ось – ось – шёл зимой по лесу лось.

  1. Автоматизация звуков [С] и [С,] в словах.

  1. Отражённое повторение слов со звуками [C][C,] (Слайд № 10, №11)
  1. Гимнастика для глаз.(Слайд № 12)

Комплекс «Солнышко».

  1. Определение места звука [C] в словах. Работа с карточками-тренажерами.

Задание: определить место звуков [C] и [C,]в названиях картинок: в начале, середине или в конце? Соединить картинку со схемой.

Закрепление: произношение слов из карточки  учителем, если звук мягкий, дети показывают зелёный квадратик, если твёрдый – синий.

  1. Работа по карточкам.

Задание: произнести названия картинок. Зачеркнуть лишнюю картинку в каждом ряду. Объяснить, почему она не подходит.

  1. Звукобуквенный анализ слов. Работа с кассами букв и схемами. (слайд № 13, № 14)

Загадки:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её - …(лиса).

Звукобуквенный анализ слова «лиса». Составление слова из букв кассы и составление схемы.

Длинная шея,

Красные лапки.

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

- Как будет во множественном числе? (Гуси).

Звукобуквенный анализ слова «гуси».

  1. Физкультминутка.

Песенка «Два весёлых гуся».

Жили у бабуси два весёлых гуся. (руки на поясе, повороты с полу приседом)

Один – серый, другой – белый ( руку в сторону, потом другую в сторону и обратно на пояс)

Два весёлых гуся. (обе руки в стороны)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки (приседают и делают полоскательные движения кистями)

Один – серый, другой – белый

Спрятались в канавке. (закрывают голову руками)

Вот кричит бабуся:

- Ой, пропали гуси!

Один – серый, другой – белый.

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси (дети встают),

Кланялись бабусе (кланяются)

Один – серый, другой – белый, (показывают руками поочерёдно вправо, влево)

Кланялись бабусе.

  1.  Автоматизация звуков [C] и [C,] в предложениях.
  1. Произношение предложений отражённо.

Света сварила суп.

В среду ярко светило солнце.

Из снега намело высокий сугроб.

У серого гуся восемь гусят.

Кот Барсик сидит на синем диване.

У Сени и Васи в сетях караси.

  1. Раскрасить на карточках - тренажёрах картинки, соответствующие предложениям.
  1.  Итог урока. (Слайд № 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".

Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....