Мастер – класс: «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Образовательная методика по обучению грамоте А. Лопатиной, М. Скребцовой "Сказки о буквах и словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskiy_urok.doc63 КБ
Файл seminar.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Томска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47  города Томска_

ул. Пушкина 54/1, тел./факс:  66-05-04, е-mail: MOUschool-47@yandex.ru

Мастер-класс «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».

(из опыта работы)

Учитель-логопед

Каткова Т.Б.

Томск 2019

Мастер – класс.

Тема : «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте».  Из опыта работы.

Учитель-логопед: Каткова Т.Б.

Участники: зам. директоров по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, педагоги-психологи, работающие с детьми с ОВЗ.

Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по обучению грамоте: чтению и письму.

Задачи:

  1. Показать коллегам образовательную методику по обучению грамоте А. Лопатиной, М. Скребцовой  «Сказки о буквах и словах».
  2. Прокомментировать эффективность применения данной методики.
  3. Отработать методику в деятельностном режиме.

Дидактические средства:  альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное сопровождение: Ф. Шопен «Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор, «Азбука Л. Толстого», репродукции картин:  И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». «Сказки о буквах и словах» А.Лопатина и М.Скребцова, «Заветы учителю» Л.Н. Толстого.

Структура  и содержание мастер-класса

Этапы деятельности на занятии

Содержание занятия

Коррекционные задачи

  1. Постановка педагогической проблемы

Что нужно сделать, чтобы дети полюбили чтение? – часто задают вопрос родители и педагоги. Нужно сделать обучение грамоте эмоциональным, интересным занятием для детей. «Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира,» - писал В. Сухомлинский.

Образовательные методики М. Скребцовой и А. Лопатиной – это, прежде всего духовно-нравственное воспитание.

-развивать интерес к чтению

-анализировать прочитанное произведение, определять его основной нравственный аспект

-развивать культуру речи

Сказки о буквах наполняют процесс обучения грамоте живыми образами, красками, звуками, чувствами:

- помогают без труда запомнить буквы;

- почувствовать понятие языка: буква, слова, чтение.

Каждая буква в сознании ребёнка связывается с наглядным образом, поэтому легко запоминается и всё слово, и каждая буква.

Легче запоминается то, что не обязательно запомнить.

Через сказки о буквах дети получают знания:

- об окружающем мире,

- о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

- лексический запас, грамматическое значение слов;

- развивается умение творчески мыслить, обобщать, наблюдать, изучать себя с позиции добра, справедливости, любви.

- развивать познавательный интерес, навыки поисковой деятельности

-развивать способность анализировать информацию, логически излагать её в форме интересного сообщения

-обогащать чувственный опыт

- развивать образное мышление и активность

  1. Основная часть

Сказка о букве Ж

Вы когда-нибудь слышали чудесную музыку луга? Сколько разных звуков можно услышать в этой музыке! Летним днём луг жужжит, звенит, стрекочет от множества насекомых. Вот и букву Ж легко найти на лугу и в лесу в это время. «Ж-ж-ж» - жужжат пчёлы. «Ж-ж-ж,» - жужжат жуки. Буква Ж сама похожа на жука с шестью ножками. Писать её сложно, но запомнить просто – посмотришь на жука и сразу запомнишь.

И ещё одно важное слово с буквы Ж начинается. Недавно девочка спросила маму: «Мама, а что такое жизнь?» А мама ей ответила: «Какая ты большая выросла, доченька. Жизнь – это, когда ты меня любишь, и я тебя люблю тоже» - и рассказала ей сказку про жизнь.

Что такое жизнь

Заспорили подснежник, снег и зайчиха, что на свете самое красивое:

-Самое красивое, - сказал подснежник, - это, когда расцветает первый подснежник. Кругом ещё снег, а солнечный луч звонит в белоснежный колокольчик на зеленой стрелочке: «Весна пришла! Весна пришла!»

-Нет, самое красивое, - сказал снег, - это, когда первый снег выпадает. Земля стоит черная, замерзшая, неприглядная. А выпадет снег, и земля словно умоется. Вся укутается в пушистое покрывало, похорошеет, засветится.

-Нет,- сказала зайчиха, - самое красивое, это, когда маленькие зайчата в первый раз на поляну выходят. Кругом цветы пахучие, травы высокие, и в них маленькие пушистые комочки сидят. Первый раз на мир смотрят. Ушки у них шевелятся, а глаза делаются огромными от удивления. Я прекраснее картины не видала.

- Зря вы спорите, - ласково сказало им солнышко с высоты и погладило всех троих и землю вокруг, - это все самое красивое, потому что все это – жизнь.

А.Лопатина

Вопросы:

1.Как вы думаете, что такое жизнь? Ассоциации к слову жизнь

2. Какое прекрасное искусство начинается на букву Ж? Показ репродукции картин живописцев:  И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Б. Кустодиев «Масленица», К. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку». Что самое главное в работе каждого живописца? Что объединяет эти работы?

3. Буква Ж превратилась в Фею Жизни, у которой есть ларец с прекрасными жемчужинами жизни. Назовите эти жемчужины жизни.

4. Представьте, что Фея Жизни дала вам несколько советов о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым в жизни. Что это за советы?

5. Закройте глаза и представьте разные картины жизни. Если бы вы были художником, и вам надо было нарисовать картину с названием «Жизнь», что вы нарисовали бы? Нарисуйте все, что вы представили, и подпишите свой рисунок «Жизнь». (Звучит музыка  Ф.Шопена  Ноктюрн №2).

6.С какой буквой мы познакомились?

7. Какое главное слово начинается с буквы Ж?

- развивать умение  внимательно слушать, следить за событиями, оценивать поступки

- развивать творческое мышление, познавательную активность

- развивать эстетическое восприятие окружающего мир

- формировать устойчивый интерес к художественной литературе

- воспитывать нравственные качества  

-  развивать ассоциативные связи

- аргументировано доказывать свою точку зрения

-  формировать интерес к изобразительному искусству, понимать его основную мысль

-знакомить с творчеством русских художников

- развивать способность размышлять, делать выводы

- умение точно выражать свои мысли

- воспитывать жизненную позицию

- развивать творческие способности: умение находить нужный материал и подавать его в интересной форме

- воспитывать интерес к классической музыке

- развивать диалогическую речь, слушать своих собеседников

- развивать способность размышлять, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы

  1. Рефлексия

Уважаемые коллеги, ознакомьтесь с «Заветами учителя» Л.Н.Толстого и ответьте, соответствует ли мастер-класс Заветам Великого учителя Л.Н. Толстого.  

Заветы учителю!!! 

Для того чтобы ученик учился хорошо нужно, чтобы он учился охотно, для того чтобы он учился охотно, нужно: 

1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно. 

2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях… 

Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно: 

1. Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится. 

2. Чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей. 

3. Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями. 

4. Чтобы ум не утомлялся. 

5. Чтобы урок был соразмерен силами ученика: не слишком легок, не слишком труден.  

              Л.Н.Толстой                                                                            

 - развивать навыки рефлексии, адекватно оценивать результаты своей и коллективной деятельности

 -воспитывать способность радоваться общему успеху, видеть сильные и слабые стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ № 47 г. Томска «Метод сказки в комплексе коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ при обучении грамоте» Учитель-логопед Каткова Т.Б.

Слайд 2

«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира» В.Сухомлинский

Слайд 3

Образовательная методика «Сказки о буквах и словах» А.Лопатина и М. Скребцова

Слайд 4

«Сказки о буквах и словах» Сказки о буквах помогают детям: без труда запомнить буквы; почувствовать понятия языка: буква, слово, чтение. Легче запоминается то, что не обязательно запомнить; эмоциональная окраска воспринимаемых образов играет исключительно большую роль в запоминании.

Слайд 5

Через сказки о буквах дети получают знания: - об окружающем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо »; обогащается лексический запас, грамматическое значение слов; развивается умение творчески мыслить, обобщать, наблюдать, изучать себя с позиции добра, справедливости, любви.

Слайд 6

Сказка о букве Ж

Слайд 8

Нерифмованное стихотворение - синквейн Слово-предмет Два слова-признака Три слова-действия Фраза Ассоциация

Слайд 9

Жизнь

Слайд 10

Какое прекрасное искусство начинается на букву Ж?

Слайд 11

«Утро в сосновом бору» И.Шишкин

Слайд 12

«Масленица» Б.Кустодиев

Слайд 13

«Не взяли на рыбалку» К. Успенская-Кологривова

Слайд 14

Что объединяет эти работы?

Слайд 15

Буква Ж превратилась в Фею Жизни, у которой есть ларец с прекрасными жемчужинами жизни. Назовите эти жемчужины жизни.

Слайд 16

Представьте, что Фея Жизни дала вам несколько советов о том, что нужно сделать, чтобы стать счастливым в жизни. Что это за советы?

Слайд 17

Если бы вы были художником , и вам надо было нарисовать картину с названием «Жизнь», что вы нарисовали бы? Нарисуйте все, что вы представили, и подпишите свой рисунок «Жизнь».

Слайд 19

«Для изучения букв есть много различных способов, и все они хороши, если ученик не скучает» Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Мастер – класс на тему: «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Цель мастер - класса: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с  детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушен...

Мастер-класс «Методы и приемы работы по обучению игры на классической гитаре»

Общее представление о методике обучения начальным навыкам игры на инструменте....

Методический комплекс "Изотворчество" для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данное пособие предназначено для педагогов школ, работающих с детьми с ОВЗ. Оно разработано с учетом психофизических и индивидуальных особенностей детей. Материал представлен в виде карточек по 3 блок...

Фрагмент урока (подготовительная группа), включающий комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки

Представлено содержание основного этапа урока (подготовительная группа), включающая комплекс мероприятий для работы с детьми, имеющими нарушения осанки (3 класс)...

Мастер-класс для педагогов «Использование LEGO технологий в работе с детьми ОВЗ»

Основная цель в работе с детьми с ОВЗ: развитие речи, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного воспр...

мастер-класс " Использование многофункционального ландшафтного стола для коррекционной работы с детьми ОВЗ"

Мастер-класс "Использование многофункционального ландшафтного стола  для работы с детьми слабовидящими с ОВЗ"...