Статья "Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью"
статья по логопедии

Махова Нина Михайловна

В статье представлен опыт работы учителя - логопеда ГКОУ "Коррекционная шкорла № 8" по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержание направлений работы логопедимческого сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-logopedich._sopr._uch-sya_s_tuo.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Махова Нина Михайловна

учитель – логопед

ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

                                                                 г. Арзамас, Нижегородская область

Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью

        Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя – логопеда по организации  логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью.  Раскрыто содержание направлений работы логопедического сопровождения.

       Ключевые слова: логопедическое сопровождение, жизненная компетенция, социальная адаптация, импрессивная речь, экспрессивная речь, диагностическая работа, зона актуального развития, психолого-медико-педагогический консилиум, продуктивная деятельность, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа, компетентность.

В связи с модернизацией системы специального образования большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. В частности, особенностям коммуникации учащихся и взаимодействию их с окружающим миром, как важных составляющих жизненной компетенции и социальной адаптации. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Данная категория детей недостаточно хорошо владеют вербальной речью, у них затруднено общение с окружающими, что мешает полноценному взаимодействию с окружающим миром. Многие дети вместо речи пользуются жестами, нечленораздельными звуками, «словами», которые имеют смысл только для них самих. У них нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи. Поэтому необходимо проводить коррекционно-логопедическую роботу с данной категорией детей.

         Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляется в соответствии с планом логопедического сопровождения, который составляется в начале учебного года и отражает традиционные направления работы учителя – логопеда: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское.                                                                         Диагностическая работа направлена на всестороннее изучение зоны актуального развития каждого ребенка и определение уровня речевого развития. При изучении особенностей речевого развития данной категории детей и подборе диагностического материала использовались элементы логопедических методик обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой модифицированные под возможности обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. В ходе обследования ведущим методом стал метод структурированного наблюдения. Обследование имеет комплексный характер и состоит из двух блоков: обследование импрессивной и экспрессивной сторон речи.  Для обследования используется предметный и картинный материал. По результатам обследования составляется карта обследования речи ребенка и логопедическое представление, отражающие характеристику уровня развития речи ребенка и актуальные для него направления работы,  а также рекомендации для педагогов и родителей. Логопедическое представление заслушивается на заседании школьного ПМПк и учитывается при составлении и реализации плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося.         В течение года отслеживаются результаты продуктивной деятельности учащихся с целью отслеживания динамики индивидуального развития ребенка и  определения перспективных направлений работы с ним.                                                                 Коррекционно-развивающая работа с учащимися с тяжелой умственной отсталостью предполагает посещение учебных занятий и общешкольных мероприятий с целью наблюдения за поведением и речью учащихся, а также проведение логопедических занятий и внеклассных мероприятий в рамках недель коррекционных курсов. В старших классах проводится курс коррекционно-развивающей области «Альтернативная коммуникация» и составляется рабочая программа курса, направленная на коррекцию недостатков письменной речи учащихся.                                                                                        Консультативная и информационно - просветительская работа осуществляется в соответствии с Программой сотрудничества с семьями учащихся и направлена на повышения компетентности, осведомленности родителей  об особенностях речевого развития  ребенка с  тяжелой умственной отсталостью и определения эффективных направлений работы с ним. Консультирование родителей осуществляется в рекомендательной форме, темы консультаций отражается в журнале консультаций учителя – логопеда.

Таблица 1

Примерная тематика консультаций для родителей

Сроки реализации

Коррекционно-развивающая поддержка семьи учителем-логопедом

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1 год обучения

Возрастные особенности речевого развития детей

Пальчиками играем, речь развиваем

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Развитие речевого дыхания у детей

2 год обучения

Развитие понимания обращенной речи

Если ребенок не говорит?

Виды средств альтернативной коммуникации

От молчания к звукам и звукоподражаниям

3 год обучения

Роль слухового внимания в развитие речи

Работа с пиктограммами

Как помочь ребенку заговорить?

Формируем пассивный словарный запас ребенка

4 год обучения

От пассивного словарного запаса  к активному

Что такое фонематический слух?

Речевая азбука для родителей

Ребенок засвистел, зашипел, зарычал?

5 год обучения

Как организовать логопедические занятия дома

Рекомендации по развитию  речевых навыков

Организация развивающей речевой среды

Роль семьи в преодолении речевых недостатков

Консультирование и информирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития учащихся осуществляется через коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы: родительские собрания, семинары, круглые столы, консультации (индивидуальные и групповые), индивидуальные и групповые занятия, мультимедийные презентации, логопедические игры и тренажеры, тетради для домашних заданий, информационный уголок логопеда, памятки и буклеты, страничку школьного сайта.

          Таким образом, логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляет на уровне проведения диагностического обследования, наблюдений за учащимися во время проведения учебных занятий и общешкольных мероприятий, консультирования и просвещения родителей и педагогов, анализа результатов продуктивной деятельности учащихся. Только при условии тесного деятельностного взаимодействия с семьей учащегося, можно добиться положительных результатов  в использовании как вербальных, так и невербальных средств коммуникации, обеспечить гармонизацию отношений ребенка  с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество.        

Литература

1. АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (II вариант) 1 – 4 классы.

2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

3. Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся ГКОУ «Коррекционная школа № 8».                                                                                4. Программа сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к мылу". Классный час для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 2-го года обучения.

Отработка умения мыть руки (цепочка действий) - одна из первых  тем  по предмету "Гигиена" в классах для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и важная часть умений по гигиен...

Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главн...

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...

Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...

Рекомендации для родителей учащихся с тяжелой умственной отсталостью

В рекомендациях даны игры и упражнения по запуску речи у неговорящих детей...