Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы
учебно-методический материал на тему

Тукшинкина Карина Анатольевна

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью в условиях ОГКОУ «Школа №19» 

В настоящее время школа продолжает специализироваться на обучении детей с выраженной (F.71) и тяжелой (F.72) умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Процесс социализации глубоко умственно отсталого ребенка крайне затруднен прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе. Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, резонно предположить, что правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с выраженной умственной отсталостью.

«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».
/Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003./

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходят такие предметы как «навыки самообслуживания», «хозяйственно-бытовой труд», «домоводство», «социальная коммуникация».


СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам-имбецилам твердые навыки и привычки общения с людьми , поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации подростков с выраженной и тяжелой умственной отсталостью в их дальнейшей жизни.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей. Поэтому содержание предмета «социальная коммуникация» строится с учетом принципов:
- жизненная значимость;
- практическая необходимость.

Реализацию этих принципов можно пронаблюдать на примере нескольких тем.
Тема «Моя семья». Семья – первый социум, в котором умственно отсталый ребёнок учится основам общежития, уважению к старшим, умению подчинять свои желания требованиям старших и распорядку жизни, принятому в семье; учится выполнять закреплённые за ним обязанности и нести ответственность за порученное ему дело.
Тема «Моя школа». Школа – второй социум, в который попадает умственно отсталый ребёнок и на примере которого он учится выполнять требования старших(учителей) , подчинять свои желания режимным моментам учебного процесса, постигает принципы мирного (неконфликтного) сосуществования в детском коллективе. Темы «Улица», «Общественный транспорт», «Общественные места», «Службы быта» и др. позволяют сформировать у ребёнка правила поведения в общественных местах, познакомить с правилами речевого этикета (умению обратиться к другому человеку с вопросом, просьбой о помощи, построить беседу по телефону и т.д.)

Работа по формированию вышеперечисленных умений и навыков не ограничивается рамками уроков «социальной коммуникации», а продолжается на уроках чтения, письма, счёта, уроках изобразительной и трудовой деятельности. Например, начатое на уроках «социальной коммуникации» изучение темы «Правила пешехода», мы продолжаем на уроках чтения: читаем опорные слова по теме, составляем с этими опорными словами короткие предложения. Записываем опорные слова по теме и короткие предложения в тетрадь на уроках письма, раскрашиваем знак пешеходного перехода на уроке ИЗО и выполняем аппликацию «Светофор» на уроке труда. Такие межпредметные связи позволяют умственно отсталому ребёнку лучше и полнее усвоить изучаемую тему, тем самым способствуя максимально возможной его социализации.

Другой блок предметов, позволяющий успешно решать вопросы адаптации умственно отсталого ребёнка – это уроки обслуживающего труда и домоводства, на которых дети получают жизненно необходимые знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за собой и за жилищем.

Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.

Трудно переоценить роль родителей в вопросе социализации своих проблемных детей, поэтому тематика родительских собраний также призвана максимально способствовать процессу успешной адаптации учащихся в окружающей их действительности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

"В гости к мылу". Классный час для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 2-го года обучения.

Отработка умения мыть руки (цепочка действий) - одна из первых  тем  по предмету "Гигиена" в классах для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и важная часть умений по гигиен...

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...

Игровая деятельность с песком и водой как средство развития учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Данная статья предназначена для педагогов, работающих с учащимися с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. В ней представлены различные игровые упражнения, напрвленные на формирование и развитие пред...

Статья "Логопедическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью"

В статье представлен опыт работы учителя - логопеда ГКОУ "Коррекционная шкорла № 8" по организации логопедического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Раскрыто содержани...

Рекомендации для родителей учащихся с тяжелой умственной отсталостью

В рекомендациях даны игры и упражнения по запуску речи у неговорящих детей...