Отчет по самообследованию учителя - логопеда
материал по логопедии

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Гилевой Наталии Владимировны

За 2019-2020 учебный год

В 2019-2020 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного методического плана работы.  

Цель логопедической  работы – создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации, учащихся с особыми образовательными потребностями посредством логопедического и психолого-педагогического сопровождения, своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи.

В начале года ставила перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия.
  3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.
  4. Систематизация компьютерных коррекционно-развивающих игр и программ на портале «Мерсибо».
  5. Консультирование родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

Основные направления работы:

  • Диагностическая работа

 Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания,  коррекция звукопроизношения);

 Развитие речеслухового внимания;

 Развитие фонематического слуха;

подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова);

 Развитие слоговой структуры слова;

 Расширение пассивного и активного  словаря,  через расширение семантических полей слов.

 Развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);

               Развитие фразовой и связной речи

   Развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на    посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

 Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);

I. Организационно-методическая работа

В первые две недели сентября мною были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

3. Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

4. Мониторинг  письменной речи учащихся 1-6 классов.

5. Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

6. Углубленная комплексная диагностика с целью выявление структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявление первичности и вторичности структуры дефекта.

7. Речевое заключение на основе диагностики.

8. Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка.

9.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

10.Ознакомление членов школьного ППК и других педагогов с результатами логопедического обследования.

11.Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.

12. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей.

13.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

14.Ознакомление педагогов школы с направлениями логопедической работы на текущий учебный год.

Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.

         Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как  система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.  

В логопедическую группу зачислены дети с учётом возраста обучающихся и структуры речевого дефекта:

учебный год

Зачислено в логопедическую группу

кол-во учащихся

Закончена работа

1

2018-2019

0,3 ставки по должности учителя логопеда

10 учащихся:

Из зачисленных детей была сформирована логопедическая группа с учётом возраста обучающихся  и структуры речевого дефекта:

8 учащихся с особыми образовательными потребностями:

ФФНР – 2 учащихся

Лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия - 4 учащихся ( из них  1 ученик – стертая форма дизартрии)

- Дисграфия и дислексия, обусловленная общим недоразвитием речи (ОНР  III   уровень)  - 3 учащихся  

ТНР – умственная отсталость синдром Дауна – 1 учащаяся

2 учащийся

2

2019-2020

0,5 ставки по должности учитель- логопед

19 учащихся:

ФФНР, дислалия - 8 учащихся  

Лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия - 4 учащихся ( из них  1 ученик – стертая форма дизартрии)

- Дисграфия и дислексия, обусловленная общим недоразвитием речи (ОНР  III   уровень)  - 5 учащихся  

ТНР – умственная отсталость синдром Дауна – 1 учащаяся

 4 подгруппы

12 индивидуальных занятий

4 ученика

Все дети, посещающие логопедические занятия – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из них –1 ребёнок-инвалид Синдром Дауна, 1 учащихся со сложным речевым дефектом.

В течение года были внесены изменения в циклограмму рабочего времени в связи с зачислением на логопедические занятия вновь прибывших учащихся, нуждающихся в индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Было проведено обследование речи вновь прибывших учащихся, написаны индивидуальные планы работы, составлено календарно-тематическое планирование и расписание занятий.

         В течение года проводились консультации и индивидуальные обследования учащихся, имеющих трудности в обучении, по запросу учителей. Для этих учащихся разрабатываются индивидуальные рекомендации. Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Рекомендовались игровые упражнения для развития у детей фонематического слуха, закрепления поставленных звуков, а так же упражнения для коррекции дисграфических и дислексических ошибок. По мере необходимости педагоги информировались о динамике речевого развития детей и мерах, которые они могли бы предпринять для содействия логопеду в его коррекционной работе.

Таким образом, логопедической помощью были охвачены   учащихся с ОВЗ 100% , имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.

Количество обучающихся   имеющих речевые нарушения различной степени тяжести

Посещают индивидуальные и групповые занятия логопедов

Учащиеся, выпущенные с логопедического пункта с исправленными речевыми нарушениями

Всего получают логопедическую помощь (%) учащихся с ОВЗ

Количество человек

% от общего количества

Количество человек

% от общего количества

19

19

100%

4

21%

100%

В течение года при обследовании, при подготовке к занятиям использовала в своей практике,   наиболее  эффективные методы, технологии, приемы и средства выявления, устранения речевых нарушений, коррекции высших психических функций, личностных особенностей. На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, направленные на реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции. Были использованы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, элементы логоритмических занятий, при совместной работе учителя-логопеда и учителя музыки,  технологии моделирования и проигрывания сказок, информационно-коммуникативные технологии, элементы Су-Джок терапии, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук (кинезеология), компьютерные развивающие программы:

• Технология логопедического обследования. (Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой; методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»; Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников О.И. Азова)

• Технология коррекции звукопроизношения.

•Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология интерактивного обучения через логопедический портал «Мерсибо».

II. Научно-методическая деятельность.

В течение года, в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию принимала  участие в заседаниях МО   учителей начальных классов.  Принимала участие в  работе ППК школы. В середине и в конце первого полугодия было проведено дополнительное обследование учащихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении образовательной программы. На них были подготовлены логопедические характеристики и разработаны индивидуальные образовательные маршруты с целью определения направлений наиболее эффективного коррекционного воздействия на учащихся и выработки единства требований к ним со стороны всех участников образовательного процесса.  Участвовала в работе методического совета школы.  

В течение года веду работу по теме самообразования «Профилактика и коррекция нарушения письма у младших школьников при ОНР у детей в соответствии с ФГОС». Выступила на круглом столе   для   педагогов школы и детского сада  «Итоги психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов в условиях реализации ФГОС НОО».

В октябре 2019 года прошла курсы повышения квалификации  по теме: «Коррекционная работа над звукопроизношением при ОНР у детей в соответствии с ФГОС»  НОЧУВО «МИ информатики, управления, экономики и права» г. Москве 2019, 72 часа.

В декабре 2019 года  прошла курсы повышения квалификации  по теме: «Эффективные нейропсихологические приёмы и методы в практике логопеда и дефектолога в работе с детьми ОВЗ», 72 часа, НОЧУВО «МИ информатики, управления, экономики и права» г. Москве 2019.  Полученные знания применяю в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта, при проведении теоретических и практических семинаров-практикумов, круглого стола для консультирования педагогов.  

Работа с педагогами.

В течение 2019-2020 учебного года осуществляется тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного  процесса учителями-предметниками, педагогом-психологом.

Проводилось ознакомление учителей  с итогами диагностики детей, посещающих логопедические занятия; информирование участников образовательного процесса о задачах обучения; совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий учителей и специалистов школы с учетом возрастных психофизических возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению. 

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Учителя обращались по различным интересующим их проблемам. В ходе консультирования педагогам давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Работа с родителями

Проводила работу с родителями. Ведутся  тетради взаимосвязи с родителями учащихся, посещающих индивидуальные логопедические занятия. Оформлен в кабинете уголок логопеда с консультациями для родителей. Материалы консультаций размещаются в классных уголках. Принимала участие в классных родительских собраниях (1 «а» класс, 1 «б» класс), на которых провела консультации и практикумы для родителей по темам:  «Как расширять словарь ребенка», «Почему нужно обязательно  занятия с логопедом».   Информировала  родителей об успехах и трудностях детей.

Разместила материалы консультаций по темам «Советы родителям», «Памятка логопеда для родителей»,  «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов»  на сайте школы.

III. Коррекционно-развивающая деятельность

В конце  I полугодия был проведён промежуточный логопедический мониторинг с целью отслеживания динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка, посещающего логопедические занятия.

Работа по коррекции звукопроизношения велась  с 19 детьми. У 4 учащихся звуки поставлены, автоматизированы, динамика коррекции звукопроизношения высокая. Наблюдается  улучшение артикуляционной моторики. Улучшилось общее звучание речи, речь стала более разборчивой, более понятной для окружающих. Динамика развития речи положительная, значительная, увеличилась скорость чтения. Кроме этого работа по коррекции звукопроизношения, работа по развитию устной речи включала  работу по развитию фонематических процессов, обогащению словарного запаса и развитию практического умения пользоваться им, развитию грамматического строя речи, развитию связной речи. Индивидуальные занятия  в течение полугодия   были направлены на развитие моторики рук, зрительного восприятия  и зрительного гнозиса, на обучение учащегося навыкам безошибочного письма.  

У 5 учащихся с ОВЗ, посещающих логопедические занятия, звукопроизношение изолированно не нарушено, но отмечаются   нарушения письменной речи. Анализ полученных результатов показал, что  у обучающихся сократилось количество логопедических ошибок на письме по результатам работы за полугодие.

В конце года (с 15 по 30 мая) будет  проведено фронтальное обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Будет проведена оценка результативности коррекционной работы. Количественный и качественный анализ письменных ошибок. Подведены итоги работы за год.

Запланированная работа в  2019 - 2020 учебный год считаю выполняется в полном объеме по плану.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4.  Положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся.

5. Активное взаимодействие всех членов образовательного процесса.

Отрицательными моментами считаю:

Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы дети ежедневно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, регулярно посещали занятия в соответствие с расписанием. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, незначительная динамика речевого развития, допуск прежних ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы учителя-логопеда Цыпуштановой К. С. за 2013-14 учебный год.  

В данной презентации  показано: общее количество учащихся, зачисленных на логопедические занятия, структуре речевых нарушений, направления коррекционной работы, мониторинг эффективности логопедич...

Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании воспитателя ГПД Соболевской Р.З....

Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

годовой отчет работы учителя-логопеда

УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ Шаталовской СШ__________________Мамичева И.С       Годовой план работы учителя-логопеда МБОУ Шаталовской СШна 2018-2019 учебный год№п/пНаправл...

отчет о самообследовании учителя начальных классов

отчет самообследования Коблик Н.Р....