Коррекционно-развивающая программа
рабочая программа по логопедии

Неугодова Наталья Николаевна

Коррекционно-развивающая программа (коррекционный компонент адаптированной образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchayaprogrammadlyadeteysffnr_1.docx85.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Дошкольное отделение № 1

                                                                                                         

                                                                                                               

Коррекционно-развивающая программа

 (коррекционный компонент адаптированной

образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим

 недоразвитием речи)

2019/2020учебный год

Возраст детей: 6–7 лет.

Период освоения

программы детьми: 9 месяцев

 

                               

Составитель:

Неугодова Наталья Николаевна

учитель-логопед

                                     

                           

                                                       

пгт. Излучинск, 2019

Содержание

  1. Целевой компонент коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда ОУ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты
  1. Содержательный компонент коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда ОУ
  1. Коррекционная образовательная деятельность в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
  2. Способы, методы, и средства реализации коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда
  3. Взаимодействие участников образовательного процесса
  1. Организационный компонент программы
  1. Материально-техническое, методическое обеспечение работы учителя-логопеда ОУ
  2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды   логопедического кабинета.
  3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

  1. Целевой компонент коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда ОУ
  1. Пояснительная записка

В программе представлена система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 6 – 7 года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта. Срок реализации – 9 месяцев. Данная программа разработана в соответствии Законом РФ «Об Образовании в Российской Федерации», с Федеральным  государственным  образовательным стандартом дошкольного образования,  и представляет собой локальный акт,  разработанный  на основе программно-методического комплекта:

  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., - М., Издательство «Просвещение», 2008.  
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014
  • Программа логопедической работы по преодолению общего  недоразвития речи у детей «Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Филичева Т. Б., Туманова Т. В., - М., Издательство «Просвещение», 2008.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения.- М.: Издательство «Просвещение», 1998.

        Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  • Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз
    "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
  • Инструктивное письмо Минобразования России «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2.  
  • Постановление «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года N 26.
  • Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого -  медико - педагогическом консилиуме»
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию. (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
  • Положение о психолого - медико - педагогическом консилиуме» МБОУ «Излучинская ОНШ» от 29.05.2014 № 25
  • Положение о логопедическом пункте в дошкольном отделении МБОУ «Излучинская ОНШ» от 05.05.2014 № 218
  • Устав ОУ «Излучинская  общеобразовательная начальная школа» от 21.04.2014 №754
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», 2017/2018 учебный год.
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», 2017/2018 учебный год.

В основу приоритетов коррекционно-развивающей программы положены следующие факторы:

  • Учет государственной политики.
  • Особенности контингента детей.
  • Учет запросов родителей.
  • Особенности региона.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. Коррекционная работа с детьми с недоразвитием речи осуществляется в соответствии с реализацией индивидуально-ориентированных программ обучающихся, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение равных стартовых возможностей и всестороннего гармоничного развития.

Образовательные области

 «Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально - коммуникативное  развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи педагогической деятельности

  • Охрана жизни и здоровья воспитанников.
  • Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для саморазвития детей;
  • Обеспечение физического, познавательного, речевого, социально - коммуникативного, художественно-эстетического развития детей.
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
  • Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости,  способности к сопереживанию.
  • Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Одной из основных задач коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда на 2017/2018 учебный год является овладение детьми грамматически правильной речью,  фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип природосообраности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Содержание, методы, приемы обучения направлены главным образом на то, чтобы помочь каждому ребенку быть субъектом: собственной жизнедеятельности, предметной деятельности, деятельности общения и самосознания. Каждый метод обучения выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, благодаря чему может быть достигнуто органическое единство обучения, развития и воспитания ребенка (словесные, наглядные, практические репродуктивные, частично-поисковые, творческие, подчеркивание достижений, мотивация учения, ситуация успеха, занимательность информации).

Формы и приемы организации образовательного коррекционно-развивающего процесса

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Организованная образовательная логопедическая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Подгрупповая ООД

2. Индивидуальная ООД

3. Дидактические игры

4. Настольно-печатные игры

5. Компьютерные обучающие игры и программы

6. Речевые задания и упражнения

7. Работа по нормализации звукопроизношения

1. Пальчиковые игры и упражнения

2. Мимические, логоритмические, артикуляционные дыхательные гимнастики

3. Речевые дидактические игры

4. Чтение

5. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

6. Праздники, развлечения

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

Структура образовательного процесса  

  • Совместная  деятельность  логопеда  и  детей  (организованная  образовательная  деятельность  и  деятельность  в ходе  режимных  моментов).
  • Самостоятельная  деятельность  детей.
  • Совместная  деятельность  с  семьями   воспитанников.

Виды деятельности

  • Двигательная
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Конструирование из различных материалов
  • Музыкальная

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями  употребления   правильно  произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. У детей со стертой формой дизартрии необходимо отметить нарушения координации движений, как в общей, так и в артикуляционной моторике. Наблюдается несоответствие между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. При относительной сохранности двигательных ощущений (кинестезии) обнаруживается явная недостаточность кинетического компонента двигательного акта. Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Наблюдается дефицитарность пространственных представлений. Отмечается недостаточность словаря, имеются нарушения согласования и управления, допускают ошибки словообразования, употребление предлогов  с нарушениями.

В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития обозначенные в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической  активности   как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Цель программы: коррекция недостатков и развитие речи у детей дошкольного возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи  коррекционно-развивающего обучения:

  • формировать   полноценные   произносительные   навыки;
  • развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза.
  • развивать у детей внимание к морфемному составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • формировать стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка;
  • обогащать словарь детей преимущественно привлечением  внимания  к  способам  словообразования,   к эмоционально-оценочному значению слов;
  • формировать пространственные представления и ориентацию;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению;
  • формировать произвольную регуляцию деятельности и поведения.
  1. Планируемые результаты  

Результаты освоения коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В данной программе обозначены целевые ориентиры для выпускников подготовительной к школе группы.

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:

  • правильно произносит все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцирует все изученные звуки;
  • различает понятия «звук», «слог», «предложение», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук» на практическом уровне;
  • определяет  последовательность  слов   в   предложении, слогов в словах;
  • производит элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владеет основными закономерностями грамматического и лексического строя речи на практическом уровне;
  • ориентируется в схеме собственного тела и на плоскости листа бумаги;
  • словесно обозначает пространственные отношения между предметами.

Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития представлены в речевой карте, протоколе обследования речевого развития детей дошкольного возраста. Проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая (приложение 1). Методики диагностики речевого развития разработаны на основе методик: Трубникова Н.М. Практическая логопедия. Учебно – методическое пособие.- Екатеринбург, 2002., Иншакова  О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998., Киселева В.А. «Диагностика стертой формы дизартрии» Пособие для логопедов. – М.: Школьная Пресса, 2007., Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития ребенка его возрасту.- М.:ОЛИСС, ЭКСМО, 2006., Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1996.

2. Содержательный компонент коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда

2.1. Коррекционная образовательная деятельность в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Планирование коррекционной образовательной деятельности составлено на основе программы: Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.,

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., - М., Издательство «Просвещение», 2008., Основная образовательная программа дошкольного образования. МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», 2017/2018 учебный год, Адаптивная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа», 2017/2018 учебный год (приложение 2).

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи  Основной образовательной программы дошкольного образования «МБОУ Излучинская ОНШ» и их интеграции в образовательном учреждении.

Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми (приложение 3).

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова).

2.Развитие фонематического восприятия (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Формирование грамматического строя речи:

а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

в) словообразование.

4. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение.

5. Развитие моторики и пространственных представлений.

Работа с детьми 6-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и соответствуют "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПин 2.4.1.3049-13. Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

Содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию. Учебный год  начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Основной формой работы с дошкольниками в логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся в 1-й и во 2-й половине дня, частота встреч – 2 раза в неделю. Количество занятий – 68. Продолжительность занятия 20 минут. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребенка организуются подгрупповые занятия. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушений звукопроизношения.

Средствами коррекции и развития речи детей с ФФНР являются:

  • общение детей с родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.;
  • культурная языковая среда (дома и в детском саду);
  • обучение родной речи на занятиях;
  • художественная литература;
  • изобразительное искусство, музыка, театр;
  • занятия по другим разделам образовательной программы ДО.

2.2. Взаимодействие участников образовательного процесса

Психолог

  • создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
  • отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатиии;
  • работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Воспитатель

  • фронтальные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;
  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Общие задачи направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей помощи.

Задачи, стоящие перед логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы

4.Обсуждение результатов обследования

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

9. Развитие фонематического восприятия детей

9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда

10. Обучение детей процессам звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений

10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

Музыкальный руководитель

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Руководитель физического воспитания

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

Сотрудничество логопеда с педагогами

№ п/п

Направление

Сроки проведения

1

2

3

Заполнение речевой характеристики

Консультации

Просветительские занятия

В течение года

В течение года

В течение года

Родители:

  • создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно;
  • игры и упражнения (артикуляционная моторика, автоматизация поставленных звуков и введение их в речь);
  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей (обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации,  родительские собрания).

Сотрудничество  логопеда с родителями

№ п/п

Направление

Сроки проведения

1

2

3

4

5

6

Индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

Обучающие занятия-практикумы.

Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей.

Оформление логопедического уголка для родителей.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Развитие ребенка происходит в системе субъект-субъектного взаимодействия с близкими ему людьми, взрослыми. Коррекционно-развивающя работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи педагогов, логопеда с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка. К образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Педагоги привлекают  родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Консультативная работа проводится в соответствии с тематикой оптимальных путей воздействия на выявленные нарушения. Результатом совместной деятельности является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, готовность ребенка к продуктивному самостоятельному действию на следующих этапах обучения.

3.Организационный компонент программы

3.1. Материально-техническое, методическое обеспечение коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Материально-техническая база реализации коррекционно-развивающей программы соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, предъявляемым к помещениям для осуществления образовательного процесса (кабинет учителя-логопеда): площадь, мебель, техническое оборудование, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных, подгрупповых занятий. Программа обеспечена специальными учебно-методическими пособиями, специальными дидактическими материалами, созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы. Материально-техническое, методическое, информационное оснащение образовательного процесса в ДО обеспечивает возможность эффективной коррекции нарушений речи.

3.2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды   логопедического кабинета.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда предусматривает коррекцию и развитие психомоторных, познавательных, речевых процессов. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой обеспечивают:

—  экспериментирование с доступными детям материалами;

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжными полками и детскими уголками содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей.
  • Методическая литература по коррекции дефектов речи детей.
  • Учебно-методическая литература по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи.
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда.
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса.

Информационная зона для педагогов и родителей расположена на стенде, содержит популярные сведения о развитии и коррекции дефектов речи детей, обновляется раз в месяц. В зоне индивидуальной коррекции дефектов речи располагается большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей. Зона подгрупповых занятий оборудована магнитной доской, детскими столами. Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  • Речевая карта на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт.
  • Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда.
  • Ежедневный план работы на каждую группу воспитанников.
  • Планирование профилактической, просветительской деятельности.
  • Общий план деятельности учителя- логопеда.
  • Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда, годовой отчет.

3.2. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часа рабочего времени, из которых 4 часа в день отводятся на непосредственную работу с детьми. Основной формой работы с ребенком в логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся в 1-й и во 2-й половине дня, частота встреч – 2 раза в неделю. Количество занятий – 68. Период освоения программы: 9 месяцев.

Список используемой литературы

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по воспитанию голоса у детей. - М., 2005.
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – С-Петербург, 1995.
  3. Волина В.Р. Учимся, играя. - М., 1994.
  4. Забрамная С.Д., Борович О.В. От диагностики к развитию. - М.,  2004.
  5.  Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. - М., 1984.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
  7. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 1 период. - М., 1999.
  8. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 2 период. - М., 1999.
  9. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 3 период. - М., 1999.
  10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Р. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М., 2004.
  11. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом № 1, № 2, № 3, № 4. / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
  12. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М., 1995.
  13. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М,: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  14. Новикова Е.В. Зондовый массаж. - М., 2000.
  15. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /  Под ред. Волковой Л.С.- М., 2003.
  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.
  17. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических знаний. - М., 1994.
  18. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  19. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – С-Петербург, 2000.
  21. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – С-Петербург, 2000.
  22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

Приложение 1

Протокол обследования речевого развития детей дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка         

Дата рождения

Домашний адрес

Домашний телефон

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)

Родной язык

Речевое окружение

Речевой анамнез

Гуление  (в норме: с 2-х мес)

Лепет (в норме: с 4—6 мес)

Первые слова (в норме: около года)

Первые фразы  (в норме: от 1,5 до 2-х лет)

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата

Губы - норма, толстые, тонкие, шрамы, губа после хейлопластики справа; губа после хейлопластики слева; губа после двухсторонней хейлопластики.

Зубо-челюстная система - норма; ортогнатический прикус; мезиальный прикус; передний открытый прикус; боковой открытый прикус; диастема.        

Зубы - редкие, кривые, мелкие, кариозные, вне челюстной дуги, отсутстуют, двойной ряд зубов.

Язык – норма, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка.

Позиция языка в полости рта - норма, кончик языка сдвинут кзади.

Уздечка языка - достаточной длины, укорочена, короткая.

Твердое нёбо - норма, высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель.

Увуля - норма; расщеплена; отклоняется в сторону.

Обследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Исследование двигательной функции губ - вытянуть губы в «трубочку»; широко улыбнуться; «округлить» губы; воспроизвести «оскал» с закрытым ртом; воспроизвести «оскал» с открытым ртом; воспроизвести рисунок губ на все гласные звуки.

Исследование двигательной функции челюсти - раскрыть рот, как при произнесении звука а; полураскрыть рот; сделать движение нижней челюстью вправо; сделать движение нижней челюстью влево; выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Исследование двигательной функции языка - положить широкий язык на нижнюю губу; поднять кончик языка к верхней губе; подтянуть кончик языка к подбородку; дотронуться кончиком языка до верхних резцов; дотронуться кончиком языка до правого угла рта; дотронуться кончиком языка до левого угла рта; поднять среднюю часть спинки языка.

Исследование двигательной функции мягкого нёба - пропеть гласный а; произнести гласный а на твердой атаке; произнести гласный а на мягкой атаке; произнести гласный а на замедленной фазе выдоха; позевать с поднятием рук вверх и медленным втягиванием воздуха в рот.

Оценивается:

- амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный, чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).

- длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость движения);

- темп движений (нормальный, быстрый, медленный);

- тонус мышц артикуляционного аппарата (нормальный, вялый, повышенный);

- точность выполнения артикуляционных движений (точное выполнение, приближенное, поиск артикуляции, замена одного движения другим);

- наличие синкинезий (отсутствуют, наблюдаются содружественные движения языка и челюсти, языка и головы и т.д.);

- наличие гиперкинезов (отсутствуют, наблюдается «беспокойство» кончика языка или корня языка);

- наличие саливации (отсутствует, повышенное слюноотделение при выполнении артикуляционных поз, саливация).

Обследование орального праксиса

Мимическая мускулатура в покое - лицо живое или  амимичное; носогубные складки выражены, симметричны; рот открыт или закрыт; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры.

Мимическая мускулатура в движении - улыбнуться;  надуть щеки; втянуть щеки, поочередное надувание щек, нахмурить брови, поднять брови; сморщить нос.

Оценивается:

- правильность выполнения мимических и артикуляционных поз (нет, да, снижено)

-четкость выполнения мимических и артикуляционных поз  (нет, да, снижено)

- возможность воспроизведения мимических и артикуляционных поз (нет, да, снижено)

- поиски мимических и артикуляционных поз (нет, да, снижено)

- трудности переключения (нет, да, снижено)

- амплитуда движений (нет, да, снижено)

- наличие персевераций (нет, да, снижено)

Дыхательная система

Тип дыхания: ключичное; ключично-грудное; грудное; нижнее диафрагмальное; смешанное.

Носовое дыхание - норма; затруднено; отсутствует; возможность дифференциации носового и ротового дыхания; невозможность.

Ротовая воздушная струя - сформирована;слабая;короткая;отсутствует;

достаточной длины.

Координация вдоха и выдоха - норма;нарушена (укорочение фонационного выдоха).

Фонацционное дыхание -  наличие эмиссии воздуха через нос;отсутствует.

Голос

Характеристика голоса - без особенностей, крикливый, тихий голос, средней громкости, слабый, иссякающий к концу фонации.

Тембр голоса - охриплый - звонкий, хриплый – полетный, глухой – чистый, сдавленный – зажатый – мелодичный, грубый.

Темп речи

Темп речи - быстрый, медленный, норма.

Мелодико-интонационная сторона

Мелодико-интонационная сторона речи - возможность передавать интонемы –вопрос, восклицание, утверждение, удивление, страх, боль, восхищение, негодование.

Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Моторика пальцев рук - сжать правую руку в кулак; сжать левую руку в кулак; сжать одновременно руки в кулаки; сжать руки в кулаки и постукивать ими по столу; соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо,затем воспроизвести кольцо двумя руками одновременно; воссоздать «зайчика» одной рукой, затем другой, и одновременно двумя руками; поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки, затем произвести те же движения, начиная с мизинца; положить руки на стол и раздвинуть пальцы;

Оценивается:

 - точность движений пальцев рук (нет, да, снижено)

- дифференцированность движений пальцев рук (нет, да, снижено)

- координация движений пальцев рук (нет, да, снижено)

- способность синхронно выполнять движения двумя руками (нет, да, снижено)

Пространственные представления:

- Освоение схемы собственного тела: « Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п.»

- Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела: показывать - взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси - над, под, между; выше, чем; ниже, чем;взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (cпереди и сзади от тела);взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево.

- Ориентировка в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении: показывать предметы с заданным взаиморасположением относительно друг друга (ближе, дальше, между, перед (чем-либо), за (чем-либо), спереди от, сзади от); показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга (лево, право, слева, справа, левее, правее и т.п.)

Оценивается:

- умение ориентироваться в схеме тела(нет, да, снижено)

- умение ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела(нет, да, снижено)

- умение ориентироваться в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении(нет, да, снижено).

Ведущая рука _____________________

Исследование фонетической стороны речи

Б

В

Д

Н

Ц

Ж

Ш

К

Г

С

З

Л

Р

Банан клубок барабан

Ванна

сова гвозди (веник)

Дом  

радуга  (дерево)

Носки

окно

диван

Цепь

пуговица огурец

Жук

жираф ежи

Шапка машина душ

Кот паук кубик

Губы

попугай рога

Сумка, усы, нос.

Звезда

ваза зонт

Лампа молоток дятел

Рыба топор

корова

П

Ф

Т

М

Й

Щ

Ч

Кь

Гь

Сь

Зь

Ль

Рь

Паук

платье

Флаги

лев

Танк бант конфета

Мыло сом комар

Яблоко юбка

платье

трамвай

Щётка щука плащ овощи

Чайник мяч очки

Кит утки валенки

гитара

бегемот

сапоги

Сети, апельсин, гусь

Зебра, обезьяна, земляника

Лейка

лимон

телефон

Ремень фонари дверь

Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова

4 года

5 лет

6 лет

 Кот

Вода

Стук

Мост

Спина

Банка

Фантик

Капуста

Помидоры

Самолет

Скворец

Фотограф

Свисток

Микстура

Погремушка

Мальчики слепили снеговика

Милиционер ездит на мотоцикле

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Регулировщик

Милиционер

Температура

Простокваша

Сестренка развешивает простыни

Парашютисты готовятся к прыжку

Водопроводчик чинит водопровод

Допускает ошибки.

Допускает незначительные ошибки

Слоговая структура в норме.

 Состояние фонематического слуха

4 года

5 лет

6 лет

ба-па

 па-ба

ба-па-ба

 па-ба-па

са-ша-са

 ша-са-ша

га-ка

ка-га

да-та-да  

 та-да-та

жа-ша-жа

 ша-жа-ша

да-та

 та-да

га-ка-га

 ка-га-ка

са-ца-са  

 ца-са-ца

ма-ба

 ба-ма

за-са-за

 са-за-са

ча-тя-ча  

 тя-ча-тя

ва-ка

 ка-ва

та-тя-та

 тя-та-тя

ла-ля-ла

ля-ла-ля

ня-на  

 на-ня

ба-па-ба

 па-ба-па

са-ша-са

 ша-са-ша

4 года

5 лет

6 лет

кот — кит

мышка — мишка

мышка — мошка

дом — дым

почка — бочка

пашня — башня

уточка — удочка

катушка — кадушка

сова — софа

киска — миска

корка — горка

крот — грот

коса — коза        

речка — редька

лук — люк

мишка — миска

цвет — свет

марка — майка

кочка — кошка        

челка — щелка

ель — гель

малина — Марина

рейка — лейка

плач — плащ

Состояние  фонематического анализа и синтеза

5 лет

6 лет

Выделение ударного гласного в начале слова: Инна  астра    арка осень  озеро улей уши

иглы искры

Определение последнего звука: дом, мак, камыш, танк, муха, барабан.

Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей.

Определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша.

Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, банан.

Выделяет только акустически сильные звуки.

Затрудняется в определении наличия звука в слове.

Определяет наличие звука в слове, но не может последовательно выделить звуки в слогах и в простых словах.

Последовательно выделяет, но не дифференцирует оппозиционные звуки.

Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

Затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

Не дифференцирует звуки близкие по артикуляционным признакам.  

Не дифференциацирует звуки близкие по акустическим признакам.

Не определяет последовательность и количество звуков и слогов, место звука по отношению к другим звукам.

Не выделяет конкретную фонему:

- ударный гласный в середине слова;

- гласный в конце слова;

- согласный в начале слова;

- согласный в конце слова.

Фонематические процессы в норме.

Исследование словарного запаса.

4        года

5лет

6        лет

Игрушки:

Мебель:

Ягоды:

Посуда:        

Овощи:

Насекомые:

Одежда:

Фрукты:

Животные:

Обувь:

Птицы:

Транспорт:

4        года

5 лет

6 лет

Ноги, спинка стула,

руки,  сиденье, стула, голова, ножки стула, глаза, кузов  машины, уши,колеса машины.

Голова, руки, ноги, нос, рот, грудь, живот, шея.

Голова, руки, ноги, нос, рот, грудь, живот, шея, локоть, колено, пальцы, ноготь.

Рукав, воротник, пуговица.

Воротник, петля, манжета.

Спинка, ножка, сиденье.

Кузов, кабина, фары, мотор.

Колеса, дверца, руль, кабина.

Рама, стекло, подоконник

Доктор, швея, повар, плотник, продавец, шофер, воспитатель.

доктор, швея, повар, плотник, продавец, шофер, воспитатель, учитель, строитель, военный, нефтяник, летчик, капитан.

4        года

5 лет

6 лет

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

Как передвигается:

  • Птица,
  • Заяц,
  • Рыба,
  • Змея,
  • Машина?

Кто какие звуки издает:

  • Свинья,
  • Лошадь,
  • Гусь,
  • Курица,
  • Ворона,
  • Воробей

Как кричит:

  • Кошка,
  • Собака,
  • Корова,
  • Петух,
  • Утка

Что делает:

  • Доктор,
  • Учитель,
  • Водитель,
  • Повар,
  • Летчик,
  • Строитель

4 года

5 лет

6 лет

Подбери признак к предмету

(2-3):

Собака-

Яблоко-

Подбери признак к предмету (3-5):

Мяч –

Стол -

Подбор антонимов:

Хороший  

Большой

Широкий

Высокий

Легкий

Поднимать

Давать

Покупать

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

4        года

5        лет

6        лет

Мяч, кукла, машинка         

Стул, стол, шкаф

Клубника, смородина, черника

Рубашка, платье, шорты

Огурец, помидор, морковь

Муха, комар, бабочка

Тапки, туфли, ботинки

Яблоко, банан, апельсин

Кошка, собака, корова

Воробей, голубь, сова

Самолет, автобус, машина

Допускает неточность в подборе определения к слову.

Не использует слова, обозначающие абстрактные понятия.

Недостаточное усвоение антонимических отношений языка.

Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.

При назывании частей предметов допускает ошибки.

Забывает слова с низкой частотностью употребления.

Имеются замены в лексическом значении слов.

Владеет простыми обобщающими понятиями.

Владеет обобщающими понятиями.

Использует все части речи, при поиске нужного слова встречаются

единичные близкие словесные замены.

Активный словарь близок к возрастной норме, при поиске нужного слова

встречаются примеры непродуктивной лексики.

Употребляет слова различных частей речи.

Достаточный объем активного словаря.

Словарь в пределах возрастной нормы.

Состояние грамматического строя речи.

4 года

5        лет

6        лет

Стол — столы

Рот — рты

Глаз — глаза

Кот

Лев

Лист

Дом

Река

Стул

Кукла

Ухо

Дерево

Рука

Кольцо

Пень

Окно

5        лет

Воробей

5 лет

6        лет

Шаров

Карандашей

Ключей

Листьев

Берез

Книг

Ложек

Вилок

Окон

Ведер

4        года

5        лет

6        лет

Красный мяч

Оранжевый апельсин

Фиолетовый колокольчик

Синяя шапка

Голубая бабочка

Серая ворона

Желтое ведро

Белое блюдце

Розовое платье

4        года

5        лет

6        лет

Где стоит ваза? (на столе)

Где сидит снегирь? (на дереве)

Где лежит мяч? (под столом)

Где лежат фрукты? (в корзине

Где стоит машина? (в гараже)

Где летает бабочка? (над цветком)

У кого мячик? (у мальчика)

У кого кукла? (у девочки)

Откуда вылетает птичка? (из клетки)

Где стоит коза? (за забором)

Откуда прыгает котенок? (с кресла)

4        года

5        лет

6        лет

Стол — столик

Забор — заборчик

Палец — пальчик

Чашка — чашечка

Носок — носочек

Изба — избушка

Сумка — сумочка

Лента — ленточка

Крыльцо — крылечко

Ведро — ведерочко

Окно — окошечко

Кресло — креслице

6 лет

6 лет

Стол из дерева (какой?) — деревянный

Мальчик выходит из дома.

Аквариум из стекла (какой?)

Мальчик отходит от дома.

Крыша из соломы (какая?)

Мальчик подходит к магазину.

Стена из кирпича (какая?)

Мальчик переходит улицу.

Шапка из меха (какая?)

Мальчик обходит лужу.

Носки из шерсти (какие?)

Мальчик входит в дом.

Сапоги из резины (какие?)

Недостаточно овладел предложным управлением – пропускает предлоги, заменяет один предлог другим.

Недостаточность усвоения норм падежного и предложного управлений.

Допускает ошибки в падежном управлении.

Не всегда правильно употребляет сложные предлоги - пропускает предлоги, заменяет один предлог другим.

Способен моделировать предложение из определенного лексического материала.

Способен структурировать различные типы предложений.

Допускает ошибки:

- структурирование словосочетаний с существительными в творительном, родительном, предложном падежах;

- структурирование словосочетаний на основе вопросов какой, какая, какое?

- структурирование словосочетаний с глаголами совершенного и несовершенного вида;

- структурирование словосочетаний с возвратными  глаголами единственного и множественного числа настоящего времени.

Словообразование

допускает ошибки:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование притяжательных прилагательных от существительных;

- образование глаголов с помощью приставок от глагольных основ.

Негрубые аграмматизмы, неправильный порядок слов, пропуск нескольких членов предложения, использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки.

Единичные негрубые аграмматизмы с коррекцией после незначительной стимулирующей помощи. При построении предложений имеются нарушения порядка слов.

Наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы с самокоррекцией. Предложения построены грамматически правильно, но однообразно. Преимущественно используются простые распространённые. Сложные предложения встречаются редко.

Незначительный аграмматизм.

Развитие грамматического строя речи в норме.

Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

4 года

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

5 лет

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

6 лет

Рассказывание по серии сюжетных картин:

Оцениваются умения:

- устанавливать причину и следствие поступков изображенных персонажей (нет, да, снижено)

 - выявлять мотивы поступков изображенных персонажей (нет, да, снижено)

- соотносить последовательные части рассказа с предыдущим содержанием (нет, да, снижено)

- владеть операцией грамматического структурирования и лексического отбора (нет, да, снижено)

Рассказывание по сюжетной картине:

Оцениваются умения:

- самостоятельно выделять компоненты ситуации (нет, да, снижено)

- раскрывать смысловую сторону ситуации изображенной на картинке (нет, да, снижено)

- расположить события в логической последовательности (нет, да, снижено)

- владеть операцией грамматического структурирования и лексического отбора (нет, да, снижено)

Состояние связной речи

Не всегда придерживается обобщающей сюжетной линии.

Есть трудности в установлении связи между частями рассказа.

При установлении связи между частями рассказа поиск связующих элементов с актуализацией непродуктивной лексики и единичные повторы связующих элементов.

При оставлении рассказа по серии сюжетных картин – понимает связь между отдельными картинками, устанавливает причину и следствие поступков изображенных персонажей, их мотивы, но иногда не соотносит последовательные части рассказа с предыдущим содержанием.

При оставлении рассказа по сюжетной картине – правильно и самостоятельно выделяет компоненты ситуации, изображенной на картинке, раскрывает смысловую сторону ситуации, но иногда допускает пропуск второстепенных смысловых звеньев

При рассказе пользуется простыми нераспространенными предложениями.

При пересказе передает общий смысл текста, точно воспринимает и воспроизводит логическую взаимосвязь и последовательность событий, оформляет смысловую программу в виде развернутого связного высказывания, но иногда наблюдается нарушение грамматического структурирования при воспроизведении сложных логико-грамматических оборотов.

Рассказ недостаточно развернут, последователен, состоит в основном из простых предложений.

Рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, имеются нарушения порядка слов и единичные пропуски отдельных смысловых звеньев.

Картинки разложены самостоятельно и правильно. В рассказе верно и последовательно передан смысл происходящего. Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин.

Развитие связной речи ниже возрастной нормы.

Развитие связной речи в пределах возрастной нормы.

        

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИО ______________________________      Год рождения__________________________

Домашний адрес_____________________      Начало занятий________________________

___________________________________       Окончание занятий_____________________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы ________________________________________________________________________

Зубы ________________________________________________________________________

Язык ________________________________________________________________________

Твердое нёбо__________________________________________________________________

Зубо-челюстная система_______________________________________________________

Уздечка языка_________________________________________________________________

Звукопроизношение________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фонематические процессы____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Слоговая структура слова_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 Словарь_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Грамматический  строй речи______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Связная  речь ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи

Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

1.   Выработка четкого, координированного движения органовречевого аппарата.

2.   Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3.   Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.   Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом

1.   Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2.  Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

1.  Продолжить работу над речевым дыханием.

2.   Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.   Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.  Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков

3.   Постановка  и   первоначальное   закрепление   неправильно произносимых  и   отсутствующих  в  произношении  детей  звуков (индивидуальная работа)

1.  Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.  Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1.   Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.  Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.   Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2.   Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3.  Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

1.  Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.  Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

1.   Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.

2.   Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.   Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков .

2.  Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3.  Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4.   Выделение гласного в начале слова (Аня), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

5.  Подбор слов на гласные звуки.

6.  Знакомство с согласными звуками

7.   Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8.  Знакомство   с   понятиями   «гласный   звук»   и   «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».                                                                                

9.  Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мои т.п.)                                                                                

10. Полный  звуковой  анализ  и  синтез трехзвуковыхслов  с  изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

1.  Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш]> [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

2.  Обучать звуковому анализу слов из 3—4 звуков (на материале изученных звуков).

3.  Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные.

4.  Учить детей преобразовывать слова путем замены или  добавления звука.

5.  Учить детей делить слова на слоги.                     6.  Знакомство с понятием «предложение»

7.  Продолжить знакомство с буквами.

1. Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2.   Обучать звуковому анализу слов из 3—5 звуков.

3. Определение последовательности слов в предложении.

Грамматический строй речи

1.  Отработка   падежных   окончаний   имен   существительных единственного числа.

2.   Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4.   Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.  Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

6.   Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.

7.   Согласование числительных два и пять с существительными.

1.  Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.   Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.   Согласование существительных с числительными.

4.  Образование названий детенышей животных.

5.  Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных

6.  Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7.  Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

1.  Уточнить значение простых и  сложных предлогов  (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2.  Отработать   правильное   употребление   в   речи   различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.  Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее самый быстрый).

4.  Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5.  Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход,  самолет, кашевар).

Приложение 3

Календарно-тематический план

коррекционно-развивающих занятий

К-во час

Дата

Тема

Фонематическое восприятие

Навыки звукового анализа

Пространственная ориентировка

Звукопроизношение

1

1

У

Определение последовательности  гласных звуков. Знакомство с буквой У.

Ряд «Репка» - за, первый, последний

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные —

[м] — [м'],

[н] - [н'], [п] - [п'],

[т] - [т'], [к] - [к’],

[ф] – [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и нтонацией:

изолированно;

в слогах (воспроизведение
звуко-слоговых рядов

с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

в словах;

в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии

с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: изолированно;

в открытых слогах (звук в
ударном слоге);

в обратных слогах;

в закрытых слогах;

в стечении с согласными;

в словах, где изучаемый звук
находится в безударном слоге.

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р']. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

изолированно;

в открытых слогах (звук в
ударном слоге);

в обратных слогах;

в закрытых слогах;

в стечении с согласными;

в словах, где изучаемый
звук находится в безударном
слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

по твердости — мягкости
[м] - [м'], [н] - [н'],
[п] - [п'], [т] - [т'],

[к] - [к’], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г’];

по глухости — звонкости:
[п] - [б], [к] - [г],

[т] - [д];

а также:

в обратных слогах;

в слогах со стечением двух
согласных;

в словах и фразах.

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования:

[с] — [ш], [з] — [ж];

[р] - [л];

в прямых и обратных слогах;

в слогах со стечением трех
согласных;

в словах и фразах;

 в стихах и коротких текстах;

закрепление умении, полученных ранее, на новом речевом материале.

2

1

А

Определение начального ударного гласного в слове. Знакомство с буквой А.

3

1

А

Определение начального ударного гласного в слове.

Ряд – начало, середина, конец (предметная наглядность)

4

1

А, У

Анализ и синтез ау-уа.

5

1

И

Анализ и синтез  иа. Последовательное называние гласных из ряда 2-3 гласных (аи, уиа). Знакомство с буквой и.

Ряд – первый, второй – пятый (предметная наглядность)

6

1

И

Определение в словах первого гласного звука.

7

1

П-Пь

Определение наличия звука [п] в слове.

Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.

Дифференциация звуков. Знакомство с буквой п.

«Пальчик-мальчик, где ты был?» (мелкая моторика рук)

8

1

Т-Ть

Определение наличия звука [т] в слове. Знакомство с буквой т.

Дифференциация звуков.

9

1

П-Т

Определение наличия звука  в слове. Дифференциация звуков.

«Две сороконожки» (мелкая моторика рук)

10

1

К-Кь

Определение конечного согласного в слове Знакомство с буквой К. Практическое усвоение понятий  «твердый — мягкий звук».

Дифференциация звуков.

11

1

П-Т-К

Определение конечного согласного в слове. Дифференциация звуков.

Ряд - «Разложим по порядку»

12

1

О

Деление слов на слоги (два открытых слога). Знакомство с буквой о.

13

1

Й- Ль

Деление слов на слоги (два открытых слога)

«Над – под» (анализировать части тела и их расположение по отношению друг к другу)

14

1

Х-Хь

Деление слов на слоги (три открытых слога). Знакомство с буквой Х.

15

К-Х

Определение количества слогов в слове. Дифференциация звуков.

«Выше – ниже» (ориентироваться в схеме тела анализировать расположение частей собственного тела по вертикальной оси)

16

1

Ы

Определение последовательности звуков в обратном слоге.

17

1

Ы

Определение последовательности звуков в обратном слоге. Знакомство с буквой ы.

«Право – лево» (ориентироваться в схеме тела анализировать расположение частей собственного тела по оси «право-левой» ориентировки).

18

1

Ы- И

Определение последовательности звуков в обратном слоге.

19

1

М-Мь

Определение начального согласного в слове. Дифференциация звуков. Знакомство с буквой м.

«Кто где стоит, что где лежит?» (определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга).

20

1

М-Мь

Определение начального согласного в слове. Дифференциация звуков.

21

1

С

Определение начального согласного в слове. Знакомство с буквой с.

«Робот» (освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

22

1

Сь

Определение начального согласного в слове.

23

1

С – Сь

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков.

«Машина» (определение расположения предметов в пространстве «от себя»).

24

1

Н-Нь

Определение позиции звука в слове. Дифференциация звуков.

Знакомство с буквой н.

25

Н-Нь

Определение позиции звука в слове. Дифференциация звуков.

«Моя комната»(определение расположения предметов в пространстве «от себя»).

26

З

Определение позиции звука в слове. Дифференциация звуков.

Знакомство с буквой з.

27

1

З - Зь

Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина).

«Капризный фотограф» (определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга)

28

1

С – З

Определение гласного звука в середине односложного слова.

Практическое усвоение понятий  «звонкий—глухой звук».

Дифференциация звуков.

29

1

Б - Бь

Определение гласного звука в середине односложного слова. Знакомство с буквой Б. Дифференциация звуков.

«Правильное зеркало»(анализировать части тела и их расположение по отношению друг к другу)

30

1

П-Б

Определение гласного звука в середине односложного слова.Дифференциация звуков.

31

1

В-Вь

Определение последовательности звуков в прямом слоге. Знакомство с буквой В. Дифференциация звуков.

«Неправильное зеркало»(анализировать части тела и их расположение по отношению друг к другу).

32

1

Д-Дь

Определение последовательности звуков в прямом слоге. Знакомство с буквой Д. Дифференциация звуков.

33

1

Т – Д

Определение последовательности звуков в прямом слоге. Дифференциация звуков.

«Двигательный диктант №1» (ориентироваться в направлениях пространства относительно собственного тела).

34

1

Ть - Дь

Определение последовательности звуков в односложном слове.

35

1

Г

Определение последовательности звуков в односложном слове. Знакомство с буквой Г.

«Царство зверей и птиц» (освоение внешнего пространства)

36

1

Г - Гь

Оопределение последовательности звуков в односложном слове. Дифференциация звуков.

37

1

Г - К

Определение последовательности звуков в односложном слове. Дифференциация звуков.

«Пространственный рисунок» (умение ориентироваться на плоскости листа)

38

1

Э

Определение последовательности звуков в односложном слове. Знакомство с буквой Э.

39

1

Е

Оопределение последовательности звуков в двусложных словах.

Знакомство с буквой Е.

«Конструирование из счетных палочек», (умение располагать предметы в указанном направлении).

40

1

Ё

Определение последовательности звуков в двусложных словах. Деление слов на слоги.

 Знакомство с буквой Ё.

41

1

Л

Определение последовательности звуков в двусложных словах типа луна. Знакомство с буквой Л.

«Мячик и кубик», располагать предметы (умение располагать предметы в указанном направлении).

42

1

Л - Ль

Оопределение последовательности звуков в двусложных словах.

Дифференциация звуков.

43

1

Ш

Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги.

Знакомство с буквой Ш.

«Схемы движения».(умение располагать предметы в указанном направлении).

44

1

С – Ш

Оопределение последовательности звуков в двусложных словах.

Дифференциация звуков.

45

1

Р

Определение последовательности и количества слов в предложении. Знакомство с буквой Р. Дифференциация звуков.

Ритм -1-2-1, 252

46

1

Р - Рь

Определение последовательности звуков в двусложных словахтипа луна. Дифференциация звуков.

47

1

Р – Л

Определение последовательности звуков в двусложных словах. Дифференциация звуков.

Ритм – правой, левой рукой.

48

1

Р – Л – Рь - Ль

Определение последовательности звуков в двусложных словах.

Дифференциация звуков.

49

1

Ж

Определение последовательности звуков в двусложных словах.

 Дифференциация звуков.  Знакомство с буквой Ж.

Ритм – правой, левой ногой.

50

1

Ж – З

Определение последовательности звуков в двусложных словах.

Дифференциация звуков.

51

1

Ж – Ш

Определение последовательности звуков в двусложных словах типа липа.

Дифференциация звуков.

Ритм – рукой, ногой

52

1

Ц

Определение последовательности звуков в двусложных словах.

Дифференциация звуков. Знакомство с буквой Ц.

53

1

С – Ц

Деление слов на слоги.

Дифференциация звуков.

Ритм – рукой, ногой.

54

1

Ч

Подбор слов с заданной позицией звука.

Знакомство с буквой Ч.

55

1

Ю

Определение последовательности и количества слов в предложении. Знакомство с буквой Ю.

«Цветок» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия)

56

1

Ч - Ть

Подбор слов с заданной позицией звука.

Дифференциация звуков.

57

1

Ч - Сь

Подбор слов по схеме. Дифференциация звуков

«Ветер» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

58

Ф - Фь

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков. Знакомство с буквой Ф.

59

1

Ф -В

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

«Трусливый птенчик» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

60

1

Щ

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Знакомство с буквой Щ.

61

1

Щ - Сь

Определение последовательности звуков в двусложных словах типа пушок.

Дифференциация звуков.

«Акула» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

62

1

Й

Определение последовательности звуков в двусложных словах.

Знакомство с буквой Й.

63

1

Щ - Ч

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

«Хомяк» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

64

1

Щ - Ть

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

65

1

Щ – Ч – Сь - Ть

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

«Улыбка – трубочка» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

66

1

Ш - Щ

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

67

1

Ш - Щ

Определение последовательности и количества слов в предложении.

Дифференциация звуков.

«Рыбки разговаривают» (артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия).

68

1

Итоговое

Определение последовательности и количества слов в предложении. Определение последовательности звуков в двусложных словах.

Деление слов на слоги.

Дифференциация звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...