Конспект урока "Деформированный текст"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Паскина Наталья Викторовна

Это подгрупповое  логопедическое занятие для учеников 2 класса. Я использовала его для учеников школы V вида. В него, кроме основной темы "Деформированный текст" включены различные задания: на логику, на повторение пройденного материала, на обогащение словаря. Дети знают - понятие "синквейн" и умеют его составлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Деформированный текст»

Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети разворачиваются в сторону гостей и кивают головой)

 Садитесь, пожалуйста! Помним о правилах поведения на уроке. Сидим красиво, слушаем задания внимательно. Ответы даем по правилу поднятой руки.

Задание 1.

У вас на парте лежит конверт. Достаем из конверта задание  под номером 1. И первое задание -  это игра «Четвертый лишний».  Нужно прочитать слова в строчке, найти, что лишнее и обвести это слово карандашом. Выполняем.

(Задание на логику, на закрепление знаний по частям речи)  Прошу прочитать каждого ученика по строчке. Выбрать лишнее, объяснить почему.

Весна – слайд 1

Солнышко - слайд 2

Ручей - слайд 3

Птицы - слайд 4

Подснежник - слайд 5

Посмотрите, ребята, на слова, которые мы с вами выбрали. О чем мы сегодня будем с вами говорить? (О весне)

Помогите мне рассказать о весне.

Задание 2.

 Подобрать прилагательное  каждому выделенному слову. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе.  Давайте подберем к каждому слову имя прилагательное. На  какой вопрос отвечает имя прилагательное? (Ответы детей)

Молодцы!

Весна (какая ?) слайд 1

Солнышко (какое?) слайд 2

Ручей ( какой?) слайд 3

Птицы ( какие?) слайд 4

Подснежник (какой?) слайд 5

А теперь давайте подберем к каждому имени существительному слова, которые отвечают на вопросы что делать, что сделать. Какая часть речи отвечает на этот вопрос.

Задание 3. 

Подобрать глагол к  каждому выделенному слову

Весна (что делает?) слайд 6

Солнышко (что делает?) слайд 7

Ручей (что делает?) слайд 8

Птицы (что делают?) слайд 9

Подснежник (что делает?) слайд 10

Молодцы! Вот как много мы знаем про весну.

Задание 4. 

Деформированный текст.

слайд 1

У меня есть маленький рассказ про это чудесное время года. Я положила его к вам в конверт   достаньте его,  пожалуйста. Есть текст в конверте? Нет? А что есть? (Предложения.)  Я складывала предложения аккуратно, но они как-то перепутались. Помогите мне составить текст снова.  Дети работают с текстом. Потом зачитывают его. Каждый по одному предложению. Остальные соглашаются или нет. А может кто-то один? При затруднении, помогаю наводящими вопросами.

Давайте отметим, цифрами какое предложение перовое, какое второе. Сколько у нас получилось предложений?  Текст мы с вами напишем на следующем нашем уроке.

Задание 5. 

Придумать и записать предложение. Работа над связной письменной речью.

А больше ничего нет  в конверте? (Есть чистый листок).

Я хочу, что бы вы придумали и написали сейчас еще одно шестое предложение. Конец нашего рассказа. Может,  вы напишите еще про какую-то примету весны. А может о своем отношении к этому времени года. Предложение не нужно писать длинным,  3-5 слов, не более. Придумываем и записываем самостоятельно. Чтобы каждый смог выразить свои мысли о весне, не навязывая своего мнения другому. Вполне возможно, что чьи-то мысли совпадут. Потом  зачитываем предложение. Если это примета весны, то это предложение надо вставить перед предложением «И расцвел подснежник». Союз «и»  как бы заканчивает текст. А если вы написали про свое отношение к весне, тогда это предложение будет итогом, концом нашего рассказа.

Разминка.

Совмещение движений с артикуляторной гимнастикой.

Слайд 11

 Сейчас мы с вами отправимся в лес на прогулку. Прогулка у нас будет с вами на лошадях. Как по-другому можно назвать лошадь? (если у нас лошадь мужского пола, то мы скажем как?) Мы поедем на прогулку на конях, а значит, прогулка будет, какая? (конная), при затруднении (прогулка пешком – пешая прогулка, а прогулка на конях?)

Слайд 12

Сели на лошадь – поехали, едем медленно наслаждаемся прогулкой. Цок-щелчок – четкий, звонкий, подъязычную складочку натягиваем и слегка приседаем

(упражнение «Лошадка» с полуприседом).

Слайд 13

Дорожка в лесу петляет между деревьями. То влево, то вправо. Где лево? (к окну) Где право? (к двери) Делаем маятник, показываем направление рукой.

(упражнение «Маятник» с сопровождением руки).

Слайд 14

А вот по краям дороги встречаются камни, валуны. И слева и справа. Делаем конфетку с наклоном в сторону.

(упражнение «Конфетка» с наклоном туловища).

Слайд 15

Впереди широкая полянка. Показали широкий язык-лопаточку. Раскинули руки в разные стороны. А на ней выросли нежные белые подснежники.

Слайд 16

Они тянутся тоненькими стебельками к солнцу. Показали узкий язык-иголочку. Потянули ручки вверх.

(чередование упражнений «Лопаточка»-«Иголочка» с чередованием рук в стороны-вверх).

Хотелось бы негромкое музыкальное сопровождение музыкой Чайковского «Времена года, апрель»

Дети, на красивую поляну мы приехали? Весна – чудесное время года. Нежные подснежники очаровательны. И мне хотелось бы закончить наше занятие сочинением стихотворения – синквейна.

Слайд 17 (для взрослых)

Задание 6. 

Деформированное слово.

 Про что мы будем сочинять синквейн, вы должны догадаться. Я разбила это слово на слоги, но слоги перепутались. Помогите узнать, что это за слово.

Правильно подснежник.

Слайд 18

 Как вы думаете, почему его у нас так называют? Действильно подснежник появляется одним из первых, практически из-под снега. Но рвать подснежники нельзя, они занесены в Красную книгу. А вы знаете, как называют подснежник в других странах?  Например, в Германии его называют «белоснежный колокольчик», в Испании -  «белая снежинка», а в Англии – «снежная сережка». В Англии отмечают день подснежника, и, кстати,  отмечается он завтра - 19 апреля. Мы тоже можем отметить этот праздник по-своему. Мы сейчас сочиним синквейн о подснежнике. А завтра вы на уроке труда можете сделать открытку с подснежниками. Туда можно будет вписать синквейн и подарить эту открытку своим близким с самыми теплыми пожеланиями.

Задание 6.

Начинаем придумывать синквейн.

Сначала идет наше слово, о чем будем писать.

Подснежник. Записываем на обратной стороне доски, для сохранения на завтра.

Потом идут какие два слова? Прилагательные. Какой подснежник? Ответы детей, выбираем самые поэтические.

Нежный, белый.

Теперь нам надо подобрать три каких слова? Глагола. Подснежник что делает?

Пробивается, цветет, радует.

Теперь придумываем предложение о подснежнике 4-5 слов.

Подснежник – самый первый цветок.

И последнее нам надо написать одно слово, главное слово. Ваше представление, ваше ощущения, когда вы слышите слово подснежник.

Весна!

Синквейн, если дети сильные, то успевают записать в тетрадь, но можно записать только учителю на доске.

Наше занятие подошло к концу. Мне бы хотелось узнать. Понравилось ли вам занятие? Узнали ли вы что-то новое? Что, например. У вас было достаточно много заданий. Были ли задания, которые показались вам сложными?

Спасибо всем за работу на уроке.

Все задания и презентация прикреплены ниже.

Задание №1 « Четвертый лишний»

  1. День, ночь, весна, утро
  2. Бежит, солнышко,  светит,  распускается.
  3. Белый, звонкий, нежный, ручей.
  4. Лев, лось, кот, птицы.
  5. Подснежник, Бобик, Мурка, Буренка.

Весна

Солнышко

Ручей

Птицы

Подснежник

Задание 2

(какая ?)

(какое?)

( какой?)

( какие?)

(какой?)

Задание 3

(что делает?)

(что делают?)

Задание 4

Наступила весна.

Солнце светит ярче.

Растаял снег.

Зажурчали быстрые ручьи.

И расцвел подснежник!

Задание 5

никснежпод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деформированный текст Логопедическое групповое занятие для 2-го класса учитель-логопед высшей квалификационной категории Паскина Наталья Викторовна ГБОУ школа №10 Калининского района Санкт-Петербурга 18.04.2019

Слайд 26

Спасибо За работу! За внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Текст"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса. УМК "Перспектива"...

Конспект урока: «Текст и предложение»

Цели: дать общее представление о тексте, учить различать текст и предложениеПланируемые результаты: ü Предметные: наблюдать над связью предложений в тесте, соотоносить содержание текста и рисунка, выб...

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

Конспект урока " Текст. Предложение"

Русский язык, 1 класс, Школа России...

Конспект урока "Текст-описание" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-описания; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планируем...

Конспект урока "Текст-рассуждение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...

Конспект урока "Текст и предложение"

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Текст и предложение" к учебнику по русскому языку "Школа России"...