Использование средств ААК для формирования навыков общения и самообслуживания у учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)
статья по логопедии (1 класс)

Использование средств ААК для формирования навыков общения и самообслуживания у учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование средств ААК для формирования навыков общения и самообслуживания у учащихся с ОВЗ (2вариант)»

Развитие речи и коммуникативных способностей являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения и имеют сложности в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком с ОВЗ.

Вместе с тем не сформированность речевых навыков ведет к сложностям в понимании ребенка окружающими. Неумение ребенка выразить свои желания и просьбы понятным для нас способом чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения. Например, нормально развивающийся ребенок попросит с помощью слов, в то время как, ребенок с расстройствами аутистического спектра и с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать, топать ногами, валяться на полу и, возможно, проявлять агрессию в отношении окружающих.

В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на желаемый обьект.

Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом и в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей. Поэтому люди с ОВЗ нуждаются в альтернативных способах коммуникации, дополняющих или заменяющих речь.

Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться.

В своей работе при формировании навыков самообслуживания, я использовала систему коммуникации при помощи карточек PECS.

Конечная цель занятий – научить ребенка сообщать о желании получить определенный предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Направления практической работы по формированию у обучающихся навыков общения и самообслуживания с помощью альтернативной коммуникации.

В 2020-2021 учебном году была разработана система карточек для  обучения ребенка просить желаемый обьект в столовой. В данном случае, это 6 карточек с хлебом.

После проведения диагностики в начале учебного года для формирования навыков общения и самообслуживания была создана коммуникативная книга с карточками PECS для неговорящего учащегося. В первом полугодии в коммуникативной книге появилось много карточек с изображениями желаемых предметов.

В течение года ребенок 1 Доп класса учислся просить желаемый обьект в среде. Постепенно ученик переходил на следующие этапы овладения альтернативной коммуникацией.

Если рассматривать этапы, то процесс развивался следующим образом:

Первый этап состоял в том, чтобы научить ребенка отрывать карточку с изображением желаемого предмета от альбома и отдавать ее педагогу в руку. Предлагалась сначала только одна карточка – «хлеб». Мы формировали и отрабатывали у ребенка этот навык. Важным моментом является то, что никто из взрослых не должен обращаться к нему с инструкциями или с вопросом: «Что ты хочешь?». Взрослый может приблизить желаемый объект к ребенку, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Как только ребенок начинает тянуть руку к хлебу - направить его руку к карточке, помочь оторвать и отдать ее. Когда ребенок отдает карточку «хлеб», только тогда педагог произносит слово «хлеб» и дает кусок хлеба ребенку. Данным действием педагог озвучивает просьбу ребенка.

На втором этапе мы постепенно увеличивали расстояние между учеником и педагогом. Ученику, желающему получить «хлеб», приходилось встать с рабочего места и подойти к педагогу, привлечь внимание и отдать ему карточку,

А затем увеличивалось расстояние между учеником и коммуникативным устройством и ребенку приходилось сначала подойти к альбому и оторвать карточку, затем подойти к педагогу, привлечь его внимание и отдать карточку в руку.

На этих этапах целью является само действие ребенка указать на карточку, а не выбор действий и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка. После того как ребенок понял, что использование карточки имеет влияние на окружающих и что с ее помощью он может получить желаемое, пришло время научить ребенка различать два и более символа.

Третий этап обучения – это добавление второй карточки. Обучение различать две карточки происходит именно на этом этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились.

На этом этапе нужно учить ребенка различать предметы с помощью таких упражнений как «сравни с образцом, подбери одинаковый предмет, совместить предметы с рисунком».

Этап состоял из выбора между двумя карточками «хлеб» и «пить». Важно не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать. Во время обучения важно постоянно менять карточки в книге местами, для того, чтобы ребенок был более внимательным и не привык подавать карточку с определенного места.

Когда ребенок научился правильно различать две карточки, следует увеличивать уровень сложности и добавлять дополнительные. То есть научить ребенка выбирать из 3, 4, 5 карточек и т.д.

В настоящее время у нас в практической работе с ребенком находятся такие карточки PECS, как: хлеб, пить, кресло, игра с шариком, мамба.

В конечном итоге ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета/действия из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге.

Работая по системе альтернативной коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий терпения. Чтобы не остановиться преодолев часть пути, нужно превратить процесс обучения в интересное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...

Статья "Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей-инвалид...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Особенности формирования представлений о цвете предметов у учащихся с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены особенности формирования представлений о цвете предметов  у учащихся  с умеренной умственной отсталостью...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

Использование дидактических игр при формировании навыков общения обучающихся

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навык...