Использование дидактических игр при формировании навыков общения обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью особенно актуальна в настоящее время.Основная задача в работе с такими обучающимися максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры50.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр при формировании навыков общения  обучающихся

Решетникова Ирина Михайловна

учитель начальных классов

ГБОУ «СКОШИ № 2»,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках  происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства,

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью особенно актуальна в настоящее время.

Основная задача в работе с такими обучающимися максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Таким детям присуще: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности  учащихся  с интеллектуальной недостаточностью и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Процесс овладения коммуникативными навыками детьми с ОВЗ является долгим и требует влияния со стороны педагогов школы Успешность коррекционно-развивающей деятельности в школе в новых условиях ФГОС благоприятно отразится на предметных результатах обучающихся. В ходе планомерной и систематической работы перед собой ставлю основную цель: создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта.

Коммуникативные умения формируются несколькими этапами: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап:

Задачи:

  • создание доброжелательных отношений
  • формирование у учеников эмпатии по отношению друг к другу и учителю;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие понимания речи.
  1. Начальный этап

Задачи:

  • развитие невербальных средств коммуникации,
  • развитие языковых средств,
  • формирование диалогической речи.
  1. Тренировочный этап

Задачи:

  • создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать непосредственное общение детей;
  • использование адекватных средств общения.

         На начальном этапе большим подспорьем являются дидактические комплекты (символы –опоры, фразовые конструкторы, пиктограммы), разработанные самостоятельно, а также заимствованные у следующих авторов: Новикова-Иванцова, Травкина, Ананьева и т.д. Посредством этих пособий формируется предметно - развивающая среда для формирования у детей коммуникативных навыков. Актуальность подобных комплектов сохраняется для неговорящих детей и детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложения, а также с самостоятельным рассказом заученного наизусть текста или пересказом.

При формировании коммуникативных навыков на тренировочном этапе детей, большое значение имеет игра.

  1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Задачи:

• учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• развивать чувство ответственности за другого человека.

Замри

Оснащение: «волшебная палочка».

Описание игры

С помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.

Дети бегают по классу, изображая руками движения волн.

Педагог или водящий произносит: - Морс волнуется - раз.

Море волнуется. - два. Море волнуется - три.

Морская фигура на месте замри!

Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»

«Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.

Восстановление деформированного диалога. На уроках чтения и развития речи можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик. Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания кто говорит. Учащиеся устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.

Звери на болоте

Оснащение: дощечки или листы бумаги.

Описание игры

Педагог разделяет детей на пары, к каждой из которых один участник получает три лотом к-и, другой -одну.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью дощечек. Тот, у кого дощечек больше, помогает своему партнеру выбраться ил болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Оценивается готовность ребенка прийти на помощь своему другу, а также предложенные им варианты спасения.

2. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Задачи:

• развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое восприятие и память;

• учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;

• учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею

высказывания, подводить итог мысли собеседника.

Что случилось?

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил,

грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,

обиженный пингвин, удивленный филин.

Описание упражнения-

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к

магнитной доске и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Какое у него настроение?

- Какие чувства (эмоции) он испытывает?

- Почему? Что с ним случилось?

- Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Кто ты?

Описание игры.

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:

- Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеётся, тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

- Кто ты ?

- Метла.

- А что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- А на чем ты приехал в школу?

- На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.

Что в сундучке?

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

3. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.

Задачи:

  • развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
  • развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно- следственных связей, а также умозаключений;
  • развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Через стекло.

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Пойми меня.

Описание упражнения.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Учитель шепотом сообщает задание (например, подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.

Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.

Примеры заданий:

- открыть дверь;

- подойти и посмотреть в окно;

- поставить два стульчика рядом. и др.

4. Игры и упражнения на развитие умения «конструировать» текст для другого (умение говорить самому)

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
  • научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с

другом, а также с другими людьми.

Магазин.

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети –

«покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Угадай, кто это.

Описание игры.

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого –либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

- Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

         Игры способствуют выполнению важных методических задач: 

  • Психологически готовят детей к речевому общению.
  • Обеспечивают многократное повторение ими речевого материала.
  • Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
  • Формируют поведение школьников с ограниченными возможностями здоровья в ситуации общения.

          Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
        При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

 В ходе обучения школьников с интеллектуальными нарушениями происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе. Проводимая работа в который раз доказывает, что уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения в целом, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки и получить необходимый для общения социальный опыт. В заключении хочется отметить, что развитый уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде.  

Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

При планировании уроков включаю различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

«Организация формирования вычислительных навыков младших школьников с использованием дидактических игр»

Одна из главных задач обучения математике младших школьников – формирование вычислительных навыков, источником которых является осознанное применение вычислительных приёмов....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ «Использование поведенческой терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся»

Я считаю, что сформированность бытовых навыков и адекватных формсоциального поведения позволяет подростку применить свои возможности вреальной Я считаю, что сформированность бытовых навыков и аде...

Использование дидактических игр с целью совершенствования вычислительных навыков и умений на уроках математики

Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.Выч...

Использование средств ААК для формирования навыков общения и самообслуживания у учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование средств ААК для формирования навыков общения и самообслуживания у учащихся с ОВЗ (умственная отсталость)...