Формирование навыка чтения.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Зорникова Валентина Владимировна

Материал подготовлен на основе книги С. Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой  « Как преодолеть трудности в обучении чтению» изд. «Ось-89» 1999. к выступлению на городском семинаре по чтению.                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 « Чтение – это окошко, через которое

                                                                  дети видят и познают мир и самих

                                                                  себя».

                                                                                                В.А. Сухомлинский .

 Формирование навыка чтения.

 Материал подготовлен на основе книги С. Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой  « Как преодолеть трудности в обучении чтению» изд. «Ось-89» 1999. к выступлению на городском семинаре по чтению.                        

                                                                 

                                                                               

                                                                                                 

     Навык чтения включает в себя 2 компонента: техническую сторону чтения и смысловую. В техническую сторону мы включаем:

-способ чтения

-темп

-динамику

-правильность

В смысловую сторону:

-понимание

-выразительность

     Рассмотрим взаимоотношения между этими сторонами .Безусловно, главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребенок учится читать для того, чтобы узнавать новое. Техническая же сторона, подчиняется и обслуживает первую. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать так, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведенного до автоматизма. Л. С. Выготский писал: « Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершенствуются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

     Давайте рассмотрим цепочку становления технической стороны навыка чтения. Была установлена закономерность между способом чтения и скоростью чтения, скоростью и динамикой. Чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. В школе же порой происходит следующее: ребенок читает послоговым способом, т. е. он еще не научился читать целыми словами, а ему предлагают читать текст, причем на время. Эта ситуация для ребенка стрессовая  и она может привести к устойчивой фобии. Если ребенок читает по слогам, то  с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Постепенно ребенок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача -  сделать этот способ

устойчивым, т. е. довести до навыка. Дети по-разному справляются  с задачей

усовершенствования навыка чтения, кто-то быстро переходит на более совершенный уровень, а кто-то медленно, задерживаясь на каждом способе на некоторое время. Но никто не может перескочить через уровень, все проходят эти ступеньки.

     Проходит время, ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени, следит за динамикой скорости чтения. У одних скорость увеличивается значительно, а другие прибавляют мало. Дети, читающие со скоростью 20 слов в минуту и меньше, прибавляли 15 слов и меньше, а дети, читающие свыше 70 слов в минуту, прибавляли в 2 раза больше примерно 30 слов.

     Теперь разберем понятие правильность чтения. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок может допускать ошибки. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникать из-за неточного представления об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов и слов с этими буквами ребенок делает паузу, в этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Если говорить о правильности чтения на втором этапе, когда ребенок читает по слогам и целыми словами, то здесь мы можем обнаружить ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Эти ошибки объясняются недостаточно сформированным навыком однонаправленного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребенок читает орфографическим способом, и только им, а это создает трудности для понимания. Ребенок привык понимать смысл слов, которые звучат иначе.

     Постепенно, наряду с орфографическим способом, понемногу вводится в практику и орфоэпическое чтение. На третьем этапе, когда ребенок читает целыми словами, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Нередко дети испытывают при этом затруднения. Причина тому – множество требований, которые первоклассник еще не может запомнить:

- заменять «о» на «а» в безударной позиции;

- звонкий звук на глухой в словах: «зуб», «бровь», «дождь» и пр.

- «ч» на «ш» в словах «что», «чтобы»

Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость

     На четвертом этапе, когда ребенок начинает читать группами слов, формируется такая характеристика чтения, как выразительность. Научить читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы все другие стороны навыка чтения:

-темп

-правильность

-осознанность

только способствовали приданию читаемому материалу выразительности, а не отвлекали от его содержания.

      Итак, какие выводы мы сделаем, проанализировав становление навыка чтения:

  1. Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую.
  2. Каждый ребенок проходит все уровни: начиная с чтения по слогам и заканчивая синтетическим чтением.
  3. Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах.
  4. Выразительное чтение формируется на последнем этапе.

Для преодоления трудностей, возникающих на различных этапах формирования навыка чтения, я использовала упражнения и задания из книги С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой « Как преодолеть трудности в обучении чтению.

   

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...