Ударение
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Упражнения для обучения  учащихся с ТНР постановке ударения в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                                       УДАРЕНИЕ

      Правильное произношение в речи – залог  хорошего обучения в школе. И касается это как произнесения звуков, так  и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается в правильном произнесении?
ПОЧЕМУ ЭТО ТАК НЕОБХОДИМО? Постановка ударения напрямую влияет на  успеваемость ребенка. Если ударение ставится неверно, это влечет за собой различные сложности:

  • новые понятия, входящие в лексику школьника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
  • у ребенка  не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие  познавательной активности;  
  • неизбежно появятся трудности при обучении навыкам письма и чтения. Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов. Поэтому важно следовать двум важным правилам. С детьми нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений. Речевое окружение должно быть максимально активным: ребенку проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.

Упражнения.          Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше семилетнего  возраста – примерно после 4-5 лет, когда ребенок учится составлять  предложения, активно пополняет свой лексический запас. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов). После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков». Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.

«Позови меня». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «каааа-ша», «лоооож-ка», «ка-рееее-та». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.

«Молоточек». Когда ребенок говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).

«Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая ученику, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка. «Какое верное?». Предложите  перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.

«Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть ученик сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.

«Раскрась букву». Если ребенок  уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву. Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у школьника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение. Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».

Чтобы  ребенку  было легче отыскать ударный слог, не нужно

произносить слова, разделяя  их на слоги. Слова должны звучать слитно, с протягиванием ударного слога.

Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, с интересом познавать новое.

                        Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».

Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...