конспект открытого занятия:" Посуда"
план-конспект по логопедии

Дерезина Ольга Евгеньевна

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;

- формировать понятия: «кухонная», «столовая», «чайная» посуда;

- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных;

- воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга;

- развивать зрительное внимание, восприятие, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_posuda.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Лексическая тема: «Посуда»

Цель:

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана;

- формировать понятия: «кухонная», «столовая», «чайная» посуда;

- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки словообразования и образования качественных прилагательных;

- воспитывать умение уважительно относиться к сверстникам, не перебивать друг друга;

- развивать зрительное внимание, восприятие, память.

Демонстрационный материал: письмо, наборы посуды, картинки «Сказка про Язычок», предметные картинки с посудой, интерактивная панель.

Ход занятия:

Организационный момент

Ребята, к нам кто-то стучится в дверь, да это же почтальон! Он принес письмо, давайте с вами посмотрим, кто его прислал!

Это письмо от сказочных героев из русской народной сказки «Маша и медведь». Они передали нам с вами картинки, где нарисован Язычок и сказку про него, и что - то еще интересненькое. Хотите послушать сказку? Все, что мы с вами услышим должны показать, согласны? Тогда слушайте.

Артикуляционная гимнастика

      Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!).                                                               

 Повторить 3-4 раза.

«Месим тесто»

Пошел наш язычок на кухню, а там пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать: 

                                             Тесто мнём, мнём, мнём,

 Тесто жмём, жмём, жмём,

   После скалку мы возьмём,

                                             Тесто тонко раскатаем,

   Выпекать пирог поставим.

  Раз, два, три, четыре, пять

                                             Не пора ли вынимать? 

                                                                                     О. Перова

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами- та-та-та…; пошлепать язык губами- пя-пя-пя…; закусить язык зубами протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчики»

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. 

 Испекли блинов немножко,

                                           Остудили на окошке.

 Есть их будем со сметаной,

                                           Пригласим к обеду маму. 

                                                                                     О. Перова

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Вкусное варенье»

Стали, мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

        Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

  Чтоб варенье с губ убрать,

                                            Ротик нужно облизать. 

                                                                                 М. Синицына

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.                                                                                

  Повторить 4-5 раз.

«Чашечка»

  Вкусных мы блинов поели,

                                            Выпить чаю захотели.

                                           Язычок мы к носу тянем,

   Чашку с чаем представляем.

                                                                      М. Синицына

      Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. 

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. Молодцы ребята!

Пальчиковая гимнастика 

Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением, мелкая моторика.

Упражнение «Машина каша»

        Маша каши наварила,

 (указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

(загибают по одному пальцу на левой руке)

Жучке - в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыпляткам,

И в корытце – поросяткам

Всю посуду заняла,

(разжимают кулачок)

Все до крошки раздала.

(сдувают «крошку» с  ладошки)

Основная часть

- А еще Маша и медведь прислали нам загадки, и просят показать отгадку на картинке.

 - Ну, что ребята слушайте внимательно!

 «Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (кастрюля)».

«По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот…(ложка)».

«Скажите, как назвать ее:

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко…(тёрка)».

«Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться… (самовар)».

- Как можно назвать эти предметы одним словом?

-А для чего нам нужна посуда? (ответы детей)

 Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде и ее назначении. Наши сказочные герои просят  нас с вами помочь им распределить посуду по назначению (кухонную, столовую и чайную).

 (на интерактивной панели картинка кухни из сказки «Маши и медведя»)    

-Что можно варить в кастрюле?( ответы детей ) 

-Если суп из фасоли, значит, он какой?  (фасолевый.)

- А если суп из курицы, из мяса, из овощей? (ответы детей.)

- Для чего нужна сковорода?    (В сковороде можно жарить котлеты.)

- Что еще можно делать в сковороде? (Тушить овощи.)

- Если посуда сделана из металла, значит, она какая?

- А если из дерева, стекла, глины? (ответы детей.)

- Как одним словом можно назвать эту посуду?   (Кухонная.)                                                            - Ребята, посмотрите, а что эта за посуду, для чего она нужна?

- Куда кладут салат? (В салатницу.) 

- Селедку? (В селедочницу.) 

- Во что насыпают соль? (В солонку.)

- А перец? (В перечницу.) 

- Во что положим хлеб? (В хлебницу.) 

- Салфетки? (В салфетницу.) 

- Чем будем есть? (Столовыми приборами.) 

- Какие столовые приборы вы знаете? (Ложка, нож, вилка.)

- Как одним словом можно назвать её? (Столовая.)

После еды Маша и медведь предлагаю нам с вами выпить чаю.

- Какую посуду нам надо поставить на стол? (ответы детей)

- С чем мы будем пить чай?

- Во что налить варенье? (В вазочку. )

- Во что положим сахар? (В сахарницу.) 

- А масло? (В масленку.) 

- Где будут лежать конфеты? (В конфетнице.)

- Из чего будем пить чай? (Из чашек.) 

- На что поставим чашки? (На блюдца.) 

- А разливать чай из чего будем? (Из чайника.)

- Как одним словом назвать эту посуду? (Чайная.)

Физкультминутка

Я чайник - ворчун,  хлопотун, сумасброд,

(шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот,

(руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(хлопаем в ладоши)

-Эй, люди, я с вами попить чай хочу!

(прыжки на месте).

   - А теперь Маша и медведь предлагают нам немного поиграть.

Игра «Узнай по описанию»

Дети должны догадаться, о каких предметах посуды идет речь:

- тонкий, стеклянный, прозрачный (стакан);

- металлическая, длинная, острая, зубчатая (вилка);

- длинный, тонкий, острый, металлический (нож);

- фарфоровая, красивая, легкая, чайная (чашка).

Игра «Что лишнее и почему?»

кастрюля, сковорода, чашка, колбаса;

стакан, блюдце, сахар, чайник;

ложка, сухарь, вилка, нож;

картофель, морковь, тёрка, томат.

Итог занятия

- Какие вы молодцы, но к сожалению, нам пора прощаться с нашими сказочными героями.

- Давайте подведем небольшой итог, о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей)

Литература:

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова.- М.:Эскимо : ОЛИСС, 2011 – 192 с. : ил.
  2. ШипошинаТ.В., Иванова Н.В., Сон С.Л. 500 логопедических стишков для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.(500)
  3.  1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.; худож . : Куров В.Н., Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
  4. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. –СПб. : Издательский Дом «Литера»Э, 2008.-32 с.: ил – (Серия «Первые шаги»)
  5. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2 -е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 176 с. – (Библиотека Логопеда).
  6. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Ткаченко Т.А.; [ил. Е. нитылкиной]. – М.: Эскимо, 2010. – 64 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Презентация логопедического занятия "Посуда" для учащихся с нарушением интеллекта.

Презентация логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта по теме "Посуда" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...