Конспект логопедического занятия на тему "Первый снег" в классе для детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Степанова Екатерина Евгеньевна

Форма проведения занятия: групповое или подгрупповое 

Лексическая тема: «Первый снег»

Грамматическая тема: «Части речи»

Общая характеристика занятия

        По содержанию занятие опирается на  программный материал по русскому языку во 2 классе для детей с ОВЗ и коррекционно-развивающую область АООП НОО  ОВЗ. Отмечается единство поставленных коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач, которые достигаются за счёт разнообразия используемых коррекционных приёмов; учёта индивидуальных особенностей детей и зоны их ближайшего развития; включения в работу различных анализаторных систем. Основная задача учителя-логопеда: создание таких условий, которые будут способствовать обогащению словарного запаса учащихся, его активизации при составлении устного рассказа на заданную педагогом тему. Для этого в структуре занятия использовались такие приёмы работы, как знакомство с художественной картиной, прослушивание классической музыки, работа со стихотворными текстами. Занятие имеет чёткий план, при этом автор постаралась соблюсти плавность перехода от одного этапа к другому,  целесообразность распределения времени между этапами занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному. Содержание учебного материала соответствует возрасту учащихся и поставленным задачам. Методы и приемы коррекционной работы отличаются разнообразием и решают как образовательные, так и воспитательные задачи. Деятельность детей, требующая усидчивости и внимания, чередуется с релаксацией и динамическими паузами. Учитель-логопед должен учитывать такие способы коррекции, как включение заданий с опорой на несколько анализаторов;  индивидуальная работа с теми учениками, кто не успел выполнить или не понял задание. Итогом занятия долдно стать выполнение учащимися задания по составлению рассказа-описания. Данная коррекционно-развивающая цель  достигается за счёт проведённой подготовительной работы по активизации словарного запаса, знакомству с художественными и музыкальными произведениями на заданную тему. Планируемые метапредметные и предметные результаты:

  • умение работать в коллективе и следовать предложенному плану;
  • способность выделять общие и отличительные свойства предметов и явлений;
  • активность и любознательность при знакомстве с различными произведениями искусства;
  • умение использовать слова русского языка с учётом их лексического значения, во всём их разнообразии;
  • умение выразительно декламировать стихи;
  • способность грамотно формулировать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1»

                        Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед Степанова Е.Е.

Класс: 2 (коррекционный)

Лексическая тема: устное сочинение «Первый снег»

Грамматическая тема: «Части речи»

2021 – 2022 учебный год

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

• Актуализация предикативного словаря и словаря признаков.
• Формирование навыка грамматически правильно оформлять высказывания.

Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
• Развитие мышления и связной речи.
• Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:
• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; отвечать на вопросы; включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные:

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе, сотрудничать со взрослым и сверстниками. 

Личностные:

Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности.

Предметные:

Развитие умения формировать высказывание, коммуникативной функции речи, правильно произносить поставленные звуки; выразительно произносить чистоговорки с опорой на образец учителя.

Оборудование: Презентация «Первый снег», бумажные заготовки для интерактивной тетради на тему «Части речи»

Ход занятия:

  1. Знакомство с темой - беседа по картине С.Тутунова «Зима пришла. Детство» (слайд № 2)

Логопед: Ребята, посмотрите на картину. Её написал художник Сергей Тутунов. Она называется «Зима пришла. Детство».  За окном мы видим белый снег, который лежит на деревьях. Заметно, что это первый снег в этом году, ведь на некоторых ветках еще остались пожелтевшие листья. Выпавший снег преобразил двор. Кажется, что все в одно мгновение накрылось бархатным одеялом. Даже забор словно окутан белой дымкой из снега. Наверное, мальчик удивлен, что буквально за одну ночь двор преобразился до неузнаваемости: еще вчера все вокруг было темным и серым, а с утра стало белоснежным. Просто невозможно оторвать взгляд от произошедших за окном перемен!

- Скажите, вам нравится эта картина?

- Какое у вас настроение, когда вы на неё смотрите?

- Радуетесь ли вы также первому снегу?

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Логопед сообщает тему занятия: сегодня мы с вами попробуем создать и описать свою картину под названием «Первый снег», но только не с помощью кистей и красок, а с помощью слов!

  1. Актуализация словаря признаков

  Логопед выразительно читает акростих И.Семёновой «С неба падали пушинки…» (слайд № 3) и просит составить из первых букв каждой строчки слово (СНЕЖИНКИ).

Логопед: Давайте придумаем как можно больше признаков к слову «снежинка». Она какая?

Дети отвечают: красивая, ажурная, лёгкая, белая, холодная и т.д.

Логопед обобщает: это слова-признаки, они отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Давайте запишем их в таблицу (шаблоны таблицы заготовлены заранее и вклеиваются в тетрадь).

Дети записывают слова в тетрадь, а логопед – в таблицу на слайде № 4.

  1. Актуализация предикативного словаря, физ.минутка

Логопед раздаёт каждому по одной строчке стихотворения И.Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Дети собирают из строчек стихотворение и декламируют его (по памяти). Затем можно предложить детям встать со своих мест, покружиться и медленно опуститься на ковёр.

Логопед: найдите, пожалуйста, в тексте стихотворения слова-действия: что делает снег?

Дети: кружится, падает, ложится.

Логопед: какие ещё действия может совершать снег?

Дети: идёт, летит, порхает, тает, метёт и т.д.

Логопед: давайте запишем эти слова в тетрадь.

Дети заполняют с помощью логопеда в таблице графу «слова-действия», а логопед вносит подобранные слова в таблицу на слайде № 4.

  1. Релаксация

Логопед: сейчас мы послушаем музыку композитора П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

Логопед: представьте, что вы сидите дома у окна и видите, как за окном весело порхают снежинки-бабочки: они то кружатся в танце под красивую музыку, то носятся из стороны в сторону, словно озорные девчонки и мальчишки, играющие в догонялки. Раньше люди говорили про снегопад: это бабушка Метелица взбивает свои перины. Закройте глазки и расслабьтесь.

Дети расслабленно сидят и слушают музыку.

  1. Составление сочинения

Логопед: перед вами план нашего сочинения про первый снег. Представьте, что вы отвечаете на вопросы… (слайд №5). Также вы можете использовать слова из таблицы в тетради.

Логопед читает вопросы и предлагает варианты ответов. Затем просит детей составить рассказ с опорой на наводящие вопросы.

  1. Рефлексия

Логопед: вы большие молодцы! У вас богатое воображение и хороший словарный запас! Что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? Как бы вы оценили свою работу?

Дети выбирают смайлы (весёлого или грустного) и объясняют свой выбор.

Заместитель директора  по УВР                                         Петролай В.С.

Директор школы                                                                  Савельева И.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л огопедическое занятие на тему: устное сочинение «Первый снег» 2 класс (коррекционный) Учитель-логопед СТЕПАНОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Слайд 2

Картина «Зима пришла. Детство» Художник Сергей Тутунов

Слайд 3

С неба падали пушинки Н а замёрзшие поля. Е ль закутали косынкой, Ж аркой шубой - тополя. И укрыли дом да площадь Н еобычным одеялом. К ак же их зовут?- ты спросишь. И мя здесь я написала. ( И.Семёнова )

Слайд 4

Слова-предметы (существительное) Слова-признаки (прилагательное) Слова-действия (глагол) СНЕЖИНКА СНЕГ

Слайд 5

План рассказа: Какой был день? Какая погода? Где ты наблюдал за снежинками? Какие были снежинки? Как падал снег? Какое настроение вызывает первый снег? Почему мы радуемся снегу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"

Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....

Программа логопедических занятий 1-ого дополнительного класса для детей с ЗПР

Рабочая программа  разработана в соответствии  с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 (подготовительный класс)....

Презентация к групповому логопедическому занятию для учащихся 3 класса для детей с ОВЗ «Звуки [C][Ц]»

Презентация состоит из 8 слайдов и рекомендуется к занятию по теме "Звуки С Ц"...