Участие соматогнозиса в чтении и письме
статья по логопедии

Вольвич Наталья Игоревна

 О важности знания ребенком  схемы собственного тела и ориентировке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_somatognozisa_v_chtenii_i_pisme.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

           Участие соматогнозиса в чтении и письме.

Процессы письма и чтения реализуются системой, состоящей из 4 звеньев. Назовем их  по органам восприятия и реализации данных видов деятельности: «ухо» – «рот» – «рука» – «глаз». Каждое из этих звеньев, работая в параллели друг с другом, обеспечивает качественное чтение и письмо.

1 Координация «рука» – «рот» обеспечивает формирование регулирующей функции речи в дошкольном возрасте, а в школьном - последовательную диктовку звуков и, соответственно, правильное побуквенное написание слова.

2 Координация «рука» – «глаз» обеспечивает качественный визуальный контроль в процессе любой графической деятельности.

3 Координация «рот» – «ухо» обеспечивает качество самоконтроля произносимого при самодиктовании. Эта же связь является основой контроля при формировании осознанного чтения.

4 Координация «глаз» – «рот» обеспечивает правильное, без перестановки звуков прочтение слогов и слов.

Для обеспечения реализации этих процессов необходимы три условия:

  1. Наличие энергии. То, что в нейропсихологии называется нейродинамикой, а в психологии и телесно-ориентированной терапии энергетическим ресурсом. Одним из главных механизмов пополнения энергии служит движение. Именно оно гонит кровь, наполненную кислородом, к нашему мозгу и помогает питать его кислородом. Помните традиционные физминутки для учеников начальной школы? Они берегли осанку и помогали насыщать кислородом уставшие головы, если не восстанавливая, то существенно продлевая период работоспособности. Ребенок со сформированным соматогнозисом способен правильно и в ограниченный временной интервал выполнять компенсирующие упражнения. Т. е. самостоятельно помогать себе восстанавливать запасы энергии. Он не занят поиском правой и левой частей своего тела, он не задумывается о том, какая рука сейчас поднимается вверх, где находится то самое лево, в которое надо повернуть корпус и т.д. Он просто делает упражнения. Ребенок, не способный быстро ориентироваться в своем теле, не восстановит ресурс, а еще больше израсходует его в ходе такой гимнастики. Выход из этой ситуации есть - дать ребенку просто двигаться так, как он хочет. Но после этого нам придется ждать довольно длительное время, чтобы ребенок пришел в себя и успокоился. И тут мы с вами упираемся в другую составляющую:
  2. Саморегуляция! Именно она обеспечивает произвольность деятельности. Именно ею обеспечивается самостоятельное формирование и выполнение алгоритма выполнения задач.
  3. Восприятие, хранение и переработка информации. Чтение и письмо реализуются посредством обработки информации, получаемой по трем каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому. А теперь задумайтесь, каково качество обработки информации у ребенка, который путает право и лево, затрудняется собрать себя и действовать произвольно? Как такой ребенок может составить алгоритм написания хотя бы одной буквы? Ответ на эти вопросы вы знаете: «С трудом». И с огромными затратами энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Приказ об участии в пед.чтениях

5 зональные пед.чтения в г. Рославле...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....

Метапредметный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». 4 класс. Тема «Письма военных лет»

Цели и задачи: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны. Сформировать представление о празднике Дне Победы. Дать представление о жизни ...


 

Комментарии