Закрепление словообразовательных навыков у школьников с ОНР. Упражнения 1 этапа.
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов. В статье приведены примеры упражнений 1 этапа формирования и закрепления словообразовательных моделей существительных и прилагательных у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_u_shkolnikov_s_onr.uprazhn.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Закрепление навыков словообразования у школьников с ОНР. Упражнения 1 этапа

        Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нём моделей. Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в целом. В онтогенезе происходит активное достижение способов словообразования и практическое их применение. При нормальном речевом развитии такой скачок в когнитивном развитии происходит у детей на 3-4 году жизни. Способность к пониманию производных слов в онтогенезе формируется раньше, чем способность к созданию производных слов. Отмечается вторичность недоразвития словообразования у детей с ОНР. С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов.

        В процессе формирования словообразования основное внимание уделяется организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой формы осуществляется на основе определения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения её значения.

Специальная  работа включает словообразование существительных и прилагательных.

Формирование словообразование осуществляется в три этапа.

Работа над словообразовательными аффиксами(частями) осуществляется следующим образом:

  • образование слов с заданным значением с помощью педагога (взрослого). При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
  • выделение общей морфемы;
  • закрепление значение аффикса;
  • анализ звукового состава морфемы;
  • самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процесс лексико-семантических упражнений, т.е. в экспрессивной речи ребёнка, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация.

В нашем материале рассмотрим I этап коррекционной работы по усвоению и закреплению словообразовательных моделей.

Цель: закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей.

Задачи:

  1. Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам («Осень. Признаки осени», «Овощи», «Огород», «Фрукты», «Сад», «Ягоды», «Грибы», «Лес», «Игрушки», «Деревья осенью», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Зима»).
  2. Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

С целью развития словообразования на первом этапе используются следующие приёмы работы:

«Покажи, что я назову».

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, чётко выделяя суффикс -ИК-, объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные.

Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, — ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

Материал:

  • куст – кустик, сад – садик, стол – столик, корабль – кораблик, мяч – мячик, арбуз – арбузик;
  • шкаф – шкафчик, стул – стульчик, помидор – помидорчик, карман – карманчик, банан – бананчик;
  • лента – ленточка, юбка – юбочка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, яблоко – яблочко, ёлка – ёлочка, снежинка – снежиночка;
  • чашка – чашечка, ложка – ложечка, кружка – кружечка, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка;
  • зеркало – зеркальце, дерево – деревцо.

«Угадай»

Логопед раздаёт детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

«Услышь ласковое слово»

Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОК- (-ЁК-) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, ели они услышат «ласковое» слово.

Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-, -ОНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

Материал:

  • лес – лесок, снег – снежок, гриб – грибок, сапог – сапожок, огонь — огонёк;
  • берёза- берёзка, шуба – шубка, капля – капелька, ягода – ягодка, машина – машинка, туфля – туфелька;
  • берёза – берёзонька;
  • лиса – лисичка, вода – водичка;
  • зима – зимушка, зерно – зёрнышко, перо – пёрышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко, бревно – брёвнышко, солнце – солнышко;
  • вода – водица, каша – кашица, кожа – кожица, масло – маслице, кресло – креслице, платье – платьице;
  • пальто – пальтецо.

«Ласково – неласково».

Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

Игра «Назови ласково».

Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и поэтому её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т.д.)

«Волшебник».

Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки с изображением объектов: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, карман, лента, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, дерево, зеркало.

«Дюймовочка».

На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые её окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка – маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие.

Материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

«Два медведя».

Детям демонстрируются два медведя – большой и маленький – и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живёт в доме. Маленький медведь живёт в домике.

Материал:

  • У большого медведя … У маленького медведя …
  • Большой медведь надел … Маленький медведь надел …
  • Большой медведь взял … Маленький медведь взял …
  • Большой медведь собрал … Маленький медведь собрал …
  • Большой медведь испёк … Маленький медведь испёк …

«Доскажи слово».

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький.

  • Платок синий, и шарфик … (синенький)
  • Цветок красный, и цветочек … (красненький)
  • Яблоко сладкое, и яблочко … (сладенькое)
  • Груша жёлтая, и грушка … (жёлтенькая)
  • Солнце тёплое, и солнышко … (тёпленькое)
  • Кот пушистый, и котёнок (пушистенький)
  • Дом низкий, и избушка… (низенькая)
  • Морковь вкусная, и морковочка … (вкусненькая)
  • Пояс короткий, и ленточка … (коротенькая)
  • Берёза тонкая, и берёзка … (тоненькая)
  • Девочка красивая, и куколка … (красивенькая)

«Назови ласково».

Логопед называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умный – умненький.

Материал: белый, рыжий, пушистый, красивый, сладкий, хороший, синий, старый, добрый, тёплый.

«Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задаётся вопрос «какая?» («какой?»)

Материал:

  • Если на улице холод, то день …
  • Если на улице шум, то улица …
  • Если человеку сопутствует удача, то человек …
  • Если у человека талант, то человек …
  • Если весь день идёт дождь, то день …
  • Если корова приносит людям пользу, то корова …

«Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Материал:

  • Как назвать борца за силу? …
  • Как назвать песню, если она вызывает тоску? …
  • Как назвать ворону за крик? …
  • Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …
  • Как назвать фильм, если он вызывает скуку? …
  • Как назвать мальчика за драку? …
  • Как сказать про носок, если он с дыркой? …
  • Как назвать девочку, если у неё кудри? …
  • Как назвать человека, если он делает людям добро? …
  • Как назвать человека, если он делает людям зло? …
  • Как назвать лежебоку за лень? …
  • Как назвать книгу, если она вызывает печаль? …

     Игровые ситуации являются частью занятий или домашних заданий для детей с ОНР. Игры стимулируют эмоциональную включенность детей, благодаря этому дети могут быстрее вникать в суть происходящих изменений со словами и запоминать новые словообразовательные модели.

УДАЧИ ВАМ  И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"

Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"...

«Формирование словообразовательных навыков у младших школьников с ОВЗ».

У ряда детей с ОВЗ процессы словотворчества протекают не столь активно, а в тяжёлых случаях отсутствуют вовсе. В результате у детей сдерживаются процессы развития словарного запаса. Это приводит не то...

Урок по математике в 1 классе по теме «Обобщение и закрепление вычислительных навыков и навыка решения задач»

Урок по математике в 1 классе по теме «Обобщение и закрепление вычислительных навыков и навыка решения задач» Цель урока: Закрепить ранее полученные вычислительные навыки и навыки решения за...

Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ

В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....

Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ

В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта....

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...