Статья" Применение нейростимуляции в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии

Савченко Татьяна Викторовна

В статье описан опыт применения нейростимуляции в логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_savchenko_t.v._neyrostimulyatsiya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Савченко Татьяна Викторовна, учитель-логопед

ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»

Опыт работы по применению нейростимуляции в процессе освоения речевых функций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Речь является сильным фактором, формирующим психическую деятельность ребенка, активизирующим процессы развития внимания, памяти, воображения, мышления и действия. Нозологическая группа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлена самым широким спектром сложных системных нарушений психических и речевых функций. У обучающихся нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении  наиболее эффективных приемов коррекции становится актуальным. Один из таких приемов является нейростимуляция. Нейропсихологический подход представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию (развитие) поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Л.С. Выготский и А. Р. Лурия.

Значение нейростимуляции для активизации речевого развития обуславливают необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук. Чтобы повысить результативность логопедических занятий мы используем нейропсихологические технологии.

Включение в логопедическую работу приемов нейростимуляции положительно влияют на развитие:

• артикуляционной моторики,

• фонематического восприятия,

• речевого дыхания,

• правильного звукопроизношения;

• развитию общей и мелкой моторики:

• координации движений,

• мелкой моторики руки,

• снятие мышечного напряжения,

• эмоционального восприятия,

• игровых навыков и творческой самостоятельности.

 В ходе практической деятельности используем следующие упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:

  • Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком. Выкладывание цветными магнитами. Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы разными цветами или написать одновременно двумя руками простые слова
  • Двуручные упражнения для развития межполушарных связей Одновременно показать и назвать букву Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор Одновременно писать буквы или цифры
  • Игры на выкладывание одновременно двумя руками Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п. Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – З, а левой Ж Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.
  • Корреционные нейроигры При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно. Игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно делать работу одновременно. Игра: «Собери дорожку к мышкам»
  • Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками. С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.
  • Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон. Нейроигры с пинцетом На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый.
  • «Ухо-нос» «Ухо-нос» Упражнение применяю при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках Упражнение «Ухо-нос» способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
  • «Кулак-ребро -ладонь» Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук Ж — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
  • Упражнение: «Скакалка» Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).
  • Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения.  Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, а так же способствует развитию межполушарных связей. Упражнения для формирования и развития межполушарных связей
  • Чка-чка-чка бегает собачка. Чку-чку-чку – я люблю собачку. Мы лисичку смастерили, вместе звуки повторили Мы собачку собираем сразу звуки закрепляем Са-са са – в лесу живет лиса Су су су – я сделала лису. Коалу сделали мы сами, она поможет со слогами. Ла-ла-ла – у нас коала Лу-лу-лу – сделал сам коалу. Оригами как один из приемов нейроупражнений в коррекционной работе логопеда.

 Специально подобранный стимульный материал позволяет обучающимся сенсорно насытиться, вызывает мотивацию к обучению, развивает речевые функции и потребность к коммуникации. Для этого накапливаем яркий демонстрационный материал, карточки с заданиями,  распечатываем нейро-прописи, подбираем музыку, соединяем ее с движениями и речью, используем на занятиях бизиборды, природный материал (шишки, ракушки, семена разной величины), мелкие игрушки, конструктор, пуговицы, камешки Марблс, сенсорные коробки. Комбинируем различные компоненты нейростимуляции, добиваемся положительной динамики в развитии речевых функций.

Таким образом,  опыт применения нейростимуляции в процессе освоения речевых функций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), безусловно является положительным, а высокий уровень эффективности данного подхода, является научно обоснованным методом коррекции.

Список литературы:

  1. Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». М.: Центрполиграф, 2009. – 54 с.
  2. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М.: МПГУ, 2007.
  3. Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. М.: Медиакит, 2007. – 330 с.
  4. Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинография. Моделирование. Биоэнергопластика. М.: Учитель, 2017. – 59 с.
  5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. М.: Речь, 2007. — 336 с.
  6. Энн Айрес: Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: изд-во Терефинф, 2017. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...