Групповое логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-ш"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Зубина Кристина Рафаэльевна
Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_uchitelya-logopeda.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Структура группового логопедического занятия

I.Вводная часть

1. Организационный момент (цель).

2. Сообщение темы, расстановка цели.

3. Артикуляционная гимнастика.

II. Основная часть

  1. Беседа по теме.
  2.  Активизация словаря по теме.
  3. Выполнение упражнений.
  4. Динамическая пауза.
  5. Первичное закрепление.

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

Конспект занятия по дифференциации звуков

Тема: Дифферециация звуков «С» - «Ш».

Цель: Закрепить у учащихся умение различать звуки «с» - «ш» в устной и письменной речи.

Задачи:

1.Развивать фонематическое восприятие;

2.Развивать речеслуховую память;

3. Развивать умение соотносить звуки с буквами;

4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

5. Развивать связную речь

6. Развивать память, мышление, внимание.

7. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование:

  1. Дыхательные тренажеры.
  2. Индивидуальные зеркала.
  3. Ручки (синие, зеленые, красные) по количеству обучающихся.
  4. Стаканчики под канцелярские принадлежности.
  5. Простые карандаши по количеству обучающихся.
  6. Карточка звук «С».
  7. Карточка звук «Ш».
  8. Картинка девочки Сони и мальчика Миши.
  9. Карточка «Характеристика согласного звука».
  10.  Вывеска с артикуляционной гимнастикой.
  11.  3 набора геоборда.
  12.  1 набор камушек и деревянная подставка.
  13. Звуковая дорожка со стрелками.
  14. Карточки индивидуальные (4 - с, 4 - ш).
  15. Карточка со скороговоркой.
  16. Карточка с физминуткой.
  17. Картина со звуками («С» - «Ш») «Зимние забавы.
  18. Карточки звуко-буквенного анализа.
  19. Шляпа.
  20. Карточки (4 слова: шуба, поясок, листок, каша).
  21. Рабочие тетради.
  22. Карточки со словами в таблице.
  23. Карточка с предложением.
  24. Конфетки.
  25. Шарики.
  26.  Указка.
  27. Карточки с домашним заданием.
  1. Вводная часть.
  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада снова вас видеть.

Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу.

- Представьте, дети, что что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки вверх).

- Подул теплый ветерок, ш-ш-ш, зашелестели листья.

(Дети быстро-быстро шевелят пальчиками).

- подул холодный ветерок с-с-с, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками.

- Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются).

- Молодцы, ребята!!! Сядет на стульчик тот, кто назовёт ласково:

шар –шарик, сыр -  сырок, слово – словечко, шум – шумок.

- Хорошо, ребята!

2. Сообщение темы. Расстановка цели.

- Как шумела листва от теплого ветерка? (ш-ш-ш)

- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с)

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (ответы детей)

- Звуки «С» и «Ш».

 Сегодня мы с вами будем повторять звуки «с» и «ш».

А в гости к нам пришли девочка соня и мальчик Миша. Давайте выделим голосом наши сегодняшние звуки в именах ребят.

Проговариваются имена Сссоня, Мишшшша.

- Что мы будем делать с этими звуками? (Учиться правильно их произносить), выделять эти звуки в слогах, словах, сравнивать между собой, обозначать на письме буквами.

  1. Артикуляционная гимнастика

(По устной инструкции и показу дети выполняют артикуляционную гимнастику, наблюдение в индивидуальных зеркалах).

- А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка.

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», Чашечка», «Качели».

-Хорошо. Теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем работать с нашими дыхательными тренажёрами.

(Дети выполняют дыхательную гимнастику на тренажерах, которые у каждого стоят на столе в стаканчике).

  1. Основная часть
  1. Беседа по теме

Артикуляционная характеристика звуков С-Ш.

Характеристика звука «С». (Картинка на доске).

- Ребята, предлагаю спеть песенку холодного ветра и произнести звук с-с-с.

(наблюдение артикуляции в зеркале).

- Что заметили при произнесении звука «с»?

-При произнесении звука «С»:

- губы в улыбке

- зубы сближены в «заборчик»,

- кончик языка упирается в нижние зубы,

- спинка язычка выгнута,

- воздушная струя узкая, холодная

- голосовые связки не работают.

Характеристика звука «Ш» (картинка на доске).

- А сейчас споем песенку тёплого ветра (ш-ш-ш-ш).

(наблюдение артикуляции в зеркале).

- Что заметили при произнесении звука «ш»?

- губы округлены,

- зубы сближены в «заборчик»,

- язык поднимается вверх в форме «чашечки»,

- воздушная струя тёплая, широкая,

- голосовые связки не работают.

-  Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие)

- Чем отличаются эти звуки?

(при произнесении звука «с» губы улыбаются и кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная).

(при произнесении звука «ш» губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу «чашечкой», выдыхаемая струя воздуха тёплая).

- Вот сейчас мы узнали один секретик: звук «ш» - язычок наверх, (учитель показывает на доске стрелочку вверх маркером), звук «с» - язычок вниз , (учитель показывает на доске маркером стрелочку вниз маркером. Это главное различие этих звуков. Так мы никогда их не перепутаем.

  1. Активизация словаря по теме

          Игра «Звуковая дорожка»

Соня и Миша приготовили для нас Звуковую дорожку. Нам нужно правильно ее прочитать.

Стрелочка вниз – обозначает звук «с», почему? (ответы детей, язычок упирается вниз), стрелочка вверх – звук «ш», почему ? (ответы детей, язычок поднимается вверх).

Дети все вместе читают звуковую дорожку на доске. (2 раза). Соответствовать условным обозначениям.

Игра «Топни-хлопни» (развитие фонематического слуха)

-Ребята, Миша и Соня предлагают сыграть в игру «Топни-хлопни».

Если я произнесу в слове звук «с», то вы все будете хлопать, если вы услышите, что я говорю слово, и вы слышите звук «ш», то вы топаете.

Сначала я буду называть слоги, а затем слова.

Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш, се.

Слова: сила, мешок, нос, мышь, усы, уши.

- Молодцы, ребята, хорошо справились!

-Вам понравилось задание от наших гостей? (ответы детей).

- Тогда ловите следующее задание.

          Игра «Назови с картинки»

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Миша и Соня принесли нам картинку и хотят с нами поиграть в игру, которая называется «Назови с картинки».

(на доске учитель вывешивает картинку «Зимние забавы»).

Нам нужно по очереди называть все слова-предметы с картинки, в которых встречаются в названии которых есть наши звуки «с-ш».

(Дети по очереди называют слова с заданными звуками).

          Речевая разминка

- Ребята, давайте немного передохнем и предложим нашим гостям сделать речевую разминку. Думаю, им понравится.

Поиграем с мышками.

         Работа со скороговоркой (учитель вешает на доску скороговорку, дети выполняют инструкцию учителя).

Шесть мышей несли шесть грошей

- Прочитайте глазками.

- Прочитайте скороговорку вместе.

- Произнесите с весёлой интонацией.

- Произнесите с грустной интонацией.

- Произнесите в ускоренном темпе.

- Скажите очень быстро.

Очень здорово получилось! Соне и Мише тоже понравилось вместе с нами выполнять эту речевую разминку.

  1. Выполнение упражнений

          Игра «Выложи букву» (соотнесение звуков и букв, развитие мелкой моторики).

- Сейчас я попрошу вас обратить внимание на наш алфавит и посмотреть, как обозначаются на письме наши звуки?

- Какой буквой обозначается звук «С»? («эс»).

- Какой буквой обозначается звук «ш»? («ша»)

Мальчики, Миша принес для вас игру, которая называется геоборд, и вы должны с помощью резиночек выложить букву, которая обозначает звук «Ш»,

А для нашей девочки соня принесла волшебные камушки, с помощью которых нужно составить букву, которая обозначает на письме звук «С».

(после выполнения задания показывают полученный результат).

-Давайте возьмем в руки ручки и в воздухе попробуем написать сначала заглавную, а потом строчную букву «Эс», (дети выполняют задание), а теперь заглавную и строчную букву «Ша» (дети выполняют задание).

4. Динамическая пауза.

Физкультминутка .

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки «Хлоп! Хлоп!»

По коленкам - «Шлеп! Шлеп!»

По плечам теперь по хлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся не садись.

  1.  Первичное закрепление

Пришло время, ребята, закрепить на письме, всё, о чём мы сегодня говорили.

Свою тетрадь получит тот, кто ответит на мой вопрос:

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Какая сейчас часть суток?

- Какое сейчас время года?

(дети по очереди называют правильный ответ,  садятся на стульчики, готовятся работать письменно).

- Отлично, все тетрадочки у своих ребят.

Записываем сегодняшнее число.  

         Игра «Слово в шляпе»

Миша и Соня принесли с собой волшебную шляпу.

В ней спрятаны слова. Мы с вами будем по очереди вытягивать бумажку со словом и составлять фонетический разбор и на доске и в тетради (по очереди).

Обязательно указываем, в какой позиции находятся наши звуки (начало слова, середина или конец).

(Дети по очереди выходят к доске и составляют звуко-буквенный анализ слова)

Каша, шуба, поясок, листок

-Здорово! Очень интересная игра у нас свами получилась.

-Давайте, выполним задание на карточках.

          Игра «Правильная буква»

-Я раздаю вам карточки, на них вы видите слова с пропущенными буквами, прочтите слово, пожалуйста, вставьте нужную букву и обведите букву в самой карточке, как верно выбранный вариант.

Нужно выбрать правильный ответ, и обвести нужную букву.

…кольник

ш

с

…казка

ш

с

Мя…о

ш

с

…ляпа

ш

с

Пу…ка

ш

с

Поду…ка

ш

с

Лягу…ка

ш

с

…екрет

ш

с

Но…ок

ш

с

(Дети выполняют задания на карточках. Вместе с учителем проверяют, правильно ли выбрана буква.)

- Это лишь первое задание игры «Правильная буква». Сейчас вам необходимо справится со второй частью задания: поделите страничку в тетради на 2 части и запишите справа букву Ша, слева букву Эс. А теперь из нашей карточки мы с вами должны распределить слова по колоночкам с нужной и правильной буквой. Начинаем выполнять. (Дети выполняют задание, далее вместе с учителем проверяют правильность выполнения).

          Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Нашим пальчика нужно отдохнуть. Выполняем вместе пальчиковую гимнастику

«Вышли пальчики гулять».

Первый пальчик шел гулять (2 раза),

Стал его он догонять (2 раза).

Третий пальчик шел пешком (2раза),

А четвёртый кувырком (2 раза)

Пятый пальчик шел гулять (2 раза)

Своих братьев догонять (2 раза).

Немного отдохнули.

А у сони и Миши для нас последнее задание на сегодня.

          Составь предложение

Нам нужно составить предложение из данных слов и записать его.

Слова: Саша, под, собирает, шишки, сосной.

Саша собирает шишки под сосной.

(Дети составляют предложение и вместе с учителем записывают в тетрадь).

  1. Заключительная часть

Итог занятия:

 - К сожалению наше занятие заканчивается.

Вопросы-ответы:

- О каких звуках мы говорили сегодня на занятии? (ответы детей)

- Что мы о них узнали? (ответы детей).

- Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки? (ответы детей).

- Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

- Что для вас было сложно? (ответы детей).

- А мне понравилось, что вы все старались и очень хорошо работали.соня и Миша подготовили для вас карточки с домашним заданием, а еще маленький сюрприз (шарик для дыхательной гимнастики и конфету).

   - Я говорю вам спасибо и до завтра! (занятие окончено)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Групповое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [Р]"

Открытое групповое логопедическое занятие с использованием Интерактивной доски. Презентация в программе Smart Notebook. В конспекте представлены игры "Доскажи словечко", "Поймай звук", "Слово пов...

Групповое логопедическое занятие на тему "Написание сочинения о весне"

Расширение и активизация словаря по теме «Весна», формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану....

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...