Статья: «Формирование фонематического восприятия учащихся 1 класса с ОВЗ»
статья по логопедии

Караваева Элина Владимировна

Одна из самых главных задач учителя – логопеда в  1  классе  – формирование фонематических процессов у обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Формирование фонематического восприятия учащихся 1 класса  с ОВЗ»

Одна из самых главных задач учителя – логопеда в  1  классе  – формирование фонематических процессов у обучающихся. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Фонематические процессы – широкое понятие, включающее в себя несколько структурных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом, а именно: фонематическое восприятие, или фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Сформированность более простых составляющих дает основание для дальнейшего развития более высоких и сложных структурных компонентов.

Фонематическое восприятие первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, мостик к орфографии.

На основе фонематического восприятия в сознании носителя языка формируется способность к операциям фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления, являющиеся важнейшими предпосылками для успешного овладения чтением и письмом.

Нарушение фонематического восприятия не даѐт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Кроме того, недоразвитие фонематического слуха не обеспечивает необходимой основы для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, что отражается в трудностях усвоения ребенком письменной речи. При правильной постановке учебного процесса дети эффективнее воспринимают и различают части слов, что неоценимо при становлении чтения и письма. Наряду с этим, без необходимой сформированности

фундамента фонематического восприятия проблематично построение следующей ступени – звукового анализа, действия мысленного разделения составных элементов фонем в сочетании звуков, слогов и слов. В прямой зависимости от развитости фонематического восприятия находится становление всей фонематической системы, а в последующем – и ход обучения чтению и письму.

Формирование фонематических процессов  – важное и необходимое условие для профилактики трудностей в овладении навыками чтения и письма, а также успешного обучения в начальной школе. Различными специалистами в области логопедии предложены собственные методики по формированию

фонематического слуха. В них авторы, опираясь на определенный круг задач и руководствуясь специфическими принципами, предлагают особую систему приемов и средств, благотворно воздействующих на психофизическое развитие ребенка и способствующих формированию у него фонематических процессов.

Основные задачи логопедической работы, которые необходимо реализовать с детьми в младшем школьном возрасте:

- уточнение и закрепление у детей произношения сохраненных звуков;

- формирование правильных артикуляционных укладов звуков, произношения которых нарушено, их автоматизация;

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

на основе этого осуществляется дифференциация поставленных звуков.

- формирование и развитие навыков звуко – буквенного анализа и

синтеза.

Сформированность процессов фонематического слуха и фонематического восприятия – непременное и главнейшее условие успешного овладения детьми чтением и письмом. Процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

При выборе различных методик учителю-логопеду необходимо учитывать комплекс задач, решаемых при коррекционном воздействии, особенности личности ребѐнка, обоснованность применения тех или иных методов с учѐтом закономерностей процесса.

Важнейшие дидактические принципы, используемые в работе с детьми: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимательность занятий с применением игрового материала.

Работу по формированию фонематического восприятия можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Основное условие успешности обучения детей работе со звуковой действительностью языка является специально организованное содержание обучения, когда деятельность ребенка с помощью различных дидактических средств направляется на обследование звуковой стороны речи. Содержание обучения включает как конкретный звуковой материал, так и знания, которые должны быть усвоены детьми в процессе занятий.

Некоторые примеры игротеки и ее назначение.

1 этап – узнавание неречевых звуков

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу

Игра «Внимательные ушки».

4 этап – дифференциация слогов

Игра «Какой звук отличается?»

Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.

5 этап – дифференциация фонем

Игра «Не ошибись»

Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Игра «Паровоз и вагончики»

Учитывая структуру дефекта у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи, использовались игры, направленные на расширение словарного запаса, закрепления правильного употребления грамматических категорий, на развитие фонематического восприятия, связанного с ним анализа и синтеза слова, а также на развитие высших психических функций. В систему коррекционной работы включены игры, формирующие целостное восприятие предмета, зрительно-моторные координации и моторики пальцев рук. Одновременно расширялся

активный и пассивный словарь на темах по ознакомлению с окружающим миром, дети приобрели опыт сознательного анализа языкового материала.

Работа по развитию фонематического восприятия  имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения, что способствует дальнейшему успешному обучению ребенка в школе и овладению им грамотой. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка языку в ОУ, в семье.

Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия, что доказано теорией и практикой логопедической работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Формирование фонематического восприятия на логопедических занятиях с помощью тренажёра «Дэльфа 142.1»

представление логопедического тренажёра ДЕЛЬФА - 142. помогает коррегировать устную и письменную речь у детей с  речевой патологией....

Формирование фонематического восприятия у младших школьников.

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...

Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...