Лингвистические сказки
учебно-методический материал по логопедии (2 класс)

Светлана Николаевна Соколова

Лингвистическая сказка – это предметная сказка, героями которой

являются лингвистические понятия, например, пунктуация, словообразования, части речи, их признаки (род, число, склонение). Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.

Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

1) в качестве дидактического материала;

2) как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

3) как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Еще одна характерная особенность лингвистической сказки состоит в

том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной

форме, что значительно облегчает процесс запоминания.

По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить

на:

  • сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в

сказочном действии;

  • сказки-упражнения, которые являются интересным

дидактическим материалом;

  • информативные сказки, цель которых состоит в

ознакомлении с новыми фактами и понятиями; сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).

Такие сказки позволяют формировать коммуникативную

компетенцию, под которой понимают овладение всеми видами речевой

деятельности и культурой речи; способность учащихся решать языковыми

средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и

ситуациях общения; совокупность знаний, умений и навыков в области

вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и

отражения действительности в различных ситуациях общения.

Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно

должна рассказываться; может быть графической (текст написан в учебнике

или записан в тетради), а также может передавать информацию с помощью

рисунков, иллюстраций, аудиовидеозаписи.

Лингвистическая сказка может послужить для актуализации знаний,

полученными учащимися ранее, закрепления изученного материала,

повышение уровня теоретической подготовки, формирования практических

навыков учащихся.

Таким образом, лингвистические сказки и рассказы помогают в

увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают

процесс познания радостным и живым, облегчают работу над

грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями,

будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление; позволяют

включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала.

Лингвистическая сказка может следовать за ознакомлением с теоретическим

материалом учебника. В этом случае происходит не объяснение нового

материала, а закрепление уже объясненного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_skazki.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая сказка – это предметная сказка, героями которой

являются лингвистические понятия, например, пунктуация, словообразования, части речи, их признаки (род, число, склонение). Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.

Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

1) в качестве дидактического материала;

2) как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

3) как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Еще одна характерная особенность лингвистической сказки состоит в

том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной

форме, что значительно облегчает процесс запоминания.

По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить

на:

  • сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в

сказочном действии;

  • сказки-упражнения, которые являются интересным

дидактическим материалом;

  • информативные сказки, цель которых состоит в

ознакомлении с новыми фактами и понятиями; сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).

Такие сказки позволяют формировать коммуникативную

компетенцию, под которой понимают овладение всеми видами речевой

деятельности и культурой речи; способность учащихся решать языковыми

средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и

ситуациях общения; совокупность знаний, умений и навыков в области

вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и

отражения действительности в различных ситуациях общения.

Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно

должна рассказываться; может быть графической (текст написан в учебнике

или записан в тетради), а также может передавать информацию с помощью

рисунков, иллюстраций, аудиовидеозаписи.

Лингвистическая сказка может послужить для актуализации знаний,

полученными учащимися ранее, закрепления изученного материала,

повышение уровня теоретической подготовки, формирования практических

навыков учащихся.

Таким образом, лингвистические сказки и рассказы помогают в

увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают

процесс познания радостным и живым, облегчают работу над

грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями,

будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление; позволяют

включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала.

Лингвистическая сказка может следовать за ознакомлением с теоретическим

материалом учебника. В этом случае происходит не объяснение нового

материала, а закрепление уже объясненного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом "Буквинск" и лингвистическая сказка Л.В.Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»

Всё чаще в школу приходят дети 6,5 лет. Как сделать так, чтобы радость от встречи  не погасла, пытливый огонёк не угас? Предлагаю авторское пособие Дом "Буквинск" (адаптированное для традиционной...

Лингвистические сказки для уроков русского языка

Лингвистические сказки помогают разнообразить учебную деятельность учащихся, способствуют развитию интереса к предмету....

Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)

Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

лингвистические сказки

урок игра повторение по русскому языку...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

СКАЗКИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пробудить интерес к обучению можно при помощи лингвистических сказок, ведь сказка сопровождает ребёнка с самого рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и...