Эссе на тему: «Организация лечебно - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии»
статья по логопедии
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Организация лечебно - педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии»
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.
Первый этап — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной системы и детям группы риска. Эта помощь начинается с родильного дома и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.
На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение возможных дальнейших отклонений в психомоторном развитии. Первый этап наряду с лечебными задачами имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.
В родильных домах имеются специальные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врождёнными пороками развития или имеющих признаки повреждения центральной нервной системы. В лаборатории крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний центральной нервной системы.
В родильном доме имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями центральной нервной системы переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое кроме медикаментозного включает специальные комплексы лечебной гимнастики и массажа, физиотерапию, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педагогическую работу.
После выписки из стационара дети с поражением центральной нервной системы, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы). Существуют также специальные детские ясли для детей с отставанием в речевом развитии.
В специализированных яслях и санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия с участием врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, дефектолога, методиста лечебной физкультуры, воспитателя. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций.
На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, на которые детей направляют районные невропатологи или психоневрологи.
На втором этапе комплексных лечебно-оздоровительных мероприятий все большее внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи, логопеды. Детские сады различают в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.
Коррекционная педагогическая работа с детьми дошкольного возраста проводится по специально разработанным программам. Каждый раздел программы имеет как общеразвивающую, так и коррекционную направленность.
В специализированных детских садах проводят работу по следующим разделам: физическое воспитание, игра, изобразительная деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание, индивидуальная коррекционная работа по восстановлению нарушенных функций.
На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и специальными школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.
Новые формы организации коррекционно-педагогического процесса: группы кратковременного пребывания в специальном учреждении, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, интегрированные группы предоставляют родителям широкие возможности выбора маршрута развития своего ребенка.
Медицинские мероприятия являются составной частью реабилитационных программ, включающих педагогическую, психологическую и социальную помощь ребенку и его семье.
В последние годы в России создаются общественные организации, задача которых — помощь семьям в воспитании «особого» ребенка. В них родители могут получить консультации, принять участие в благотворительных мероприятиях.
Одной из новых форм помощи особым детям являются реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Атмосфера в таких центрах максимально приближена к домашней.
Такие центры заключают договоры с научно-исследовательскими организациями о научном и методическом сотрудничестве по реализации новых подходов к содержанию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
В негосударственных учреждениях для детей с отклонениями стремятся максимально привлечь родителей как партнеров к работе с ребенком: приглашают их на занятия, совместно с педагогами составляют планы индивидуальной коррекции.
Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно, но и нужно. Дети могут воспитываться и обучаться как в домах-интернатах, так и в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное учреждение не может дать ребенку той любви и поддержки, которую он получит в своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания детей с отклонениями в развитии
Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...

Статья "Организация специализированной помощи детям с проблемами в развитии в России.
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме об...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Краткая история психолого-педагогического изучения детей с отклонением в развитии
Презентация содержит информацию истории поэтапного развития психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
Особенности организации образовательного процесса для слабовидящих детей...
