Использование элементов профориентации на коррекционных занятиях для обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии

Науменко Татьяна Владимировна

Использование элементов профориентации на коррекционных занятиях для обучающихся с ОВЗ.

 

Тема преемственности на разных уровнях инклюзивного образования является чрезвычайно актуальной, поэтому материал, направленный на содействие педагогам в разработке специализированных заданий и сценариев, учитывающих возрастные и психологические особенности детей с ОВЗ, имеет большой практический интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkola_2044_prezentatsiya.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2044 имени А.М. Серебрякова » Гонтюрева Татьяна Леонидовна учитель-дефектолог Кормилицына Светлана Владимировна учитель-дефектолог Науменко Татьяна Владимировна учитель-логопед 19 февраля 2025 г. Круглый стол «Преемственность в работе педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования» для педагогических команд образовательных учреждений Межрайонного совета директоров № 6 в рамках московского проекта «Ресурсная школа» Секция « Аспекты коррекционно развивающей работы учителя - логопеда » Доклад: Использование элементов профориентации на коррекционных занятиях для обучающихся с ОВЗ

Слайд 2

Использование элементов профориентации на коррекционных занятиях для обучающихся с ОВЗ Цель - знакомство с трудовой деятельностью людей, формирование у обучающихся положительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, приобщение к труду через практическую деятельность

Слайд 3

Этапы и содержание профориентационной работы в школе 1-4 классы - формирование опыта различных видов деятельности и положительного отношения к труду, изучение задатков, ознакомление с окружающим миром профессий 5-7 классы - изучение личностных качеств и развитие способностей, базовых компетентностей, выявление интересов 8-9 классы - изучение интересов, профессиональных склонностей и определение способностей к определенной сфере профессиональной деятельности, ознакомление с миром профессий и с особенностями профессиональной деятельности на различных предприятиях

Слайд 4

Используемые задания и упражнения на занятиях учителя-дефектолога Пальчиковые водилки «Расскажи» «Шифровки, Буквенные примеры» Загадки Пальчиковая гимнастика Игра «Да или Нет»

Слайд 5

Упражнения «Шифровки», «Буквенные примеры» Задания связанные с расшифровкой или поиском какой-либо информации. Р Т К У Ш А 1 2 3 4 5 6 5, 2, 4, 3, 6, 2, 4, 1 – Штукатур • ДО+ЯМ+РТ-МТ+КА= • П+УО+М-УМ+ВА+РЕ-Е= • КА+РМ+ОЕ-РО+НУ+ЩИ+К-У= • Д+АВ+ОР-А+НЫ+ИШ+К-ЫШ=

Слайд 8

Используемые задания и упражнения на занятиях учителя-логопеда В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения автоматизация и дифференциация поставленных звуков часто проходит на речевом материале по теме «Профессии». На занятиях дети не только учатся правильно проговаривать названия профессий, но и узнают, чем эти люди занимаются.

Слайд 9

Звукопроизношение Автоматизация [Ш]

Слайд 10

Звукопроизношение Автоматизация [Р]

Слайд 11

Фонематическое восприятие, анализ и синтез Назови слово по первым звукам названий картинок

Слайд 12

Назови картинки со звуком «Н» Фонематическое восприятие, анализ и синтез

Слайд 13

Чистоговорки Для развития фонематического восприятия и улучшения звукопроизношения помогут чистоговорки. Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.

Слайд 14

Речевые упражнения «Название какой профессии начинается на звук….?» «Название какой профессии начинается на звук….?» «Собери слово» «Прохлопай по слогам» «Составь предложение из 2-3-4- слов про людей заданной профессии» Заштрихуй (обведи) то, что нужно для человека заданной профессии» «Допиши название профессии»(ломаные буквы ) Игры со счетными палочками и пластилином и т. д.)

Слайд 15

Словоизменение и словообразование

Слайд 16

Более сложный вариант при формировании навыков словообразования, это работа с «профессиональными» суффиксами Суффикс Название профессии - ЩИК - кто пилит лес? – пильщик, кто сваривает металл? – …,кто работает с бетоном? - …,кто работает на кране? - крановщик на экскаваторе – …, кто точит ножи? – …, кто вставляет окна? – …; - ТЕЛЬ - учит детей –учитель,воспитывает детей –…,строит дома –…, пишет книги –…; - НИК - кладет печки – печник, ухаживает за садом –…, убирает двор –…, добывает нефть –…; - ИСТ - в хоккей играет – хоккеист, в баскетбол-…, в футбол -…, в волейбол -…, в теннис -…, в шахматы -….играет на гитаре – гитарист, на гармони -…, на арфе -…, на органе -…; - АРЬ - печет хлеб – пекарь, работает в аптеке –…, точит детали – …, пашет землю –…;

Слайд 17

Для ознакомления детей с профессиями применяем различные дидактические игры 1. Лото «Профессии» 2. Развивающее лото «Кем быть?». 3. Обучающие карточки «Профессии» и т.д. Цель игр: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Эти игры можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний.

Слайд 18

Для более высоких результатов в коррекционной работе, необходимо: тщательно подбирать дидактический материал; использовать разнообразные формы и методы воздействия использовать компьютерные технологии и технические средства обучения. оптимально распределять время на каждый этап занятия ;

Слайд 19

Для детей с ОВЗ важна наглядность! Используются различные картинки, презентации, небольшие фильмы. По картинкам ребенок может угадать знакомую ему профессию или узнать о новой. Рассмотреть необходимые элементы: специальная одежда или форма у людей разных профессий, атрибуты. Для развития коммуникативной функции связной речи используется диалог и беседа Необходимо научить ребенка слушать внимательно вопросы, не перебивать собеседника. В беседе вопросы взрослого усложняются постепенно.

Слайд 20

На коррекционных занятиях с старшими школьниками ставятся следующие задачи: 1. Формировать информационное пространство о профессиях; 2. Развивать интерес к людям — труда и их профессиям, умение анализировать и сопоставлять ; 3. Активизировать процесс профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; 4. Обеспечить готовность к профессиональному самоопределению ; 5. Формировать адекватные установки на трудовую деятельность, рациональные ценностные ориентации 6. Формирование мотивов выбора профессии; 7. Ознакомить с содержанием и условиями труда по предпочитаемым профессиям.

Слайд 21

Предварительный выбор профессии не сделан Цель работы : оказать помощь в предварительном выборе наиболее подходящих профессий. Ведущие формы работы: формирование адекватного уровня самооценки и жизненных притязаний, развитие специальных способностей, творческие проекты. Предварительный выбор конкретной профессии уже сделан Цель работы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение. Ведущие формы работы: актуализация знаний обучающихся в выбранном виде деятельности на индивидуальных и групповых занятиях , предоставление информации о профессиональных учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»

Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства уча...

Мастер-класс "Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в ОО ДО"

В данной работе для расширения знаний педагогов дополнительного образования была показана методика использования элементов краеведческой направленности  на занятиях по экологии для младших школьн...

Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.

Игровая деятельность на коррекционных занятиях....

Использование элементов ТРИЗ для активизации познавательной деятельности обучающихся

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ....

Использование элементов профориентации на логопедических занятиях.

Благодаря разнообразным формам работы, у обучающихся с  ОВЗ формируются первичные представления о профессиях, происходит обогащение и активизация словаря по теме. Это создает основу для последующ...