Методы исследования предрасположенности к нарушениям чтения 2 часть
статья по логопедии

Борисова Зульфия Шамильевна

В статье  раскрыто содержание методик   для выявления степени    предрасположенности  к  нарушениям чтения у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_chteniya_i_pisma_chast_2.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  исследования предрасположенности к нарушениям чтения (2 часть)

Серия II.  Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложение.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Птичка свила гнездо.

В саду много красных яблок.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

  1. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена  слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка  выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3.Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной  форме.

Инструкция: я назову слова, а ты  составь из них предложение.

мальчик, открыть, дверь

сидеть, синичка, на, ветка

груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен  порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения  или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

  1. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

один – стол, а много – это…

стул –...           окно – ....            звезда – ...         ухо – .....

Инструкция: один – дом, а много чего?  – домов.

Один – стол, а много чего? - …

стул – .....               окно – ...

звезда – ....             ухо – ...

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно;  0 баллов – невыполнение.

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у …

у  козы -  …                    у волка - …      у собаки - …              у курицы - …

           у утки - …                        у лисы - …     у свиньи - …                  у льва - …

у коровы - …                    у овцы - …

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция:

 кукла из бумаги – бумажная,              салат из моркови -

шляпка  из соломы –                             суп из грибов -

варенье из сливы –                                     лист дуба -

варенье из вишни –                                лист осины -

кисель из клюквы –                                горка изо льда –

б) Качественных

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …

мороз –                      солнце –

снег –                         ветер –                      дождь -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

кошки – ...          медведя – ...        лисы - ...       волка – ...              льва – ....          

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная  форма; 0 баллов – невыполнение.

Серия  IV.  Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных 5 картинок  «Горка».

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:  5 баллов – соответствие ситуации, имеются все смысловые звенья, последовательно расположенные;      2,5 балла –незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;    1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание  ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:             5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ без аграмматизмов,  но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки, составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Коррекция нарушения чтения у учащихся с нарушениями зрения

Упражнения  по  коррекции  дислексии....

Нарушение письма. Нарушение чтения. (Таблицы).

Классификация нарушений. Проявления. Направления, задачи и методы коррекции....

Методы исследования предрасположенности к нарушениям чтения

В статье  подробно раскрыто  содержание методик исследования  нарушений речи   и критерии оценок за выполнение заданий...

Картотека игр по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов с нарушением интеллекта. (часть 2)

Перечень и содержание  игр по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов с нарушением интеллекта....