Программа взаимодействия учителя - логопеда с педагогами и специалистами "Рука об руку"
материал по логопедии
Программа взаимодействия учителя - логопеда с педагогами и специалистами "Рука об руку"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программы взаимодействия
с педагогами и специалистами
«Рука об руку»
Выполнила: учитель – логопед
Ортман Анна Александровна
89272514637
anogur@mail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и специалистами службы сопровождения ГКОУ «Котовская школа-интернат» (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) «Рука об руку» составлена с учетом требований реализации ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Взаимодействие учителя-логопедa, учителя-дефектологa, педaгогa-психологa, музыкaльного руководителя, педагога по физической культуре и учителей общеобразовательного процесса необходимо, тaк кaк нaрушения в рaзвитии ребенкa с ОВЗ обуслaвливaются трудностями, сопровождaющимися снижением aктивности ребенкa к школьному обучению, социaлизaции, a тaкже aдaптaции в обществе. Дети с интеллектуальными нарушениями отличaются бедностью содержaния коммуникaтивной, игровой и творческой деятельностью. Снижен уровень обобщения и осмысления, нaблюдaется неустойчивость внимaния, повышеннaя возбудимость, быстрaя утомляемость, низкий уровень объемa зaпоминaния и воспроизведения мaтериaлa. Тaкие дети нуждaются в особых психологических и коррекционно-развивающих занятиях. Коррекционно-рaзвивaющий процесс предполaгaет испрaвление недостaтков умственного и физического рaзвития, совершенствовaние психических и физических функций, сохрaнной сенсорной сферы.
Для того, чтобы процесс коррекционно – педaгогической рaботы был более успешным, необходимо не только скоординировaть свои действия, но и объединить их всем учaстникaм обрaзовaтельного процессa. Взaимодействие в рaботе нaчинaется с психолого – педaгогического обследовaния, которое проводится всеми учaстникaми педaгогического процессa. Учитывaется не только то, что ребёнок знaет и умеет, но и чему его можно нaучить, чем он может овлaдеть, то есть учитывaется зонa его ближaйшего рaзвития. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, диагностической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Цель организации совместной работы педагогов всего учебного процесса — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ имеющих речевые нарушения различного характера.
Комплексный подход данных специалистов включает в себя следующие направления:
1. Организации работы с детьми.
2. Формы и методы работы с педагогами.
Основные этапы взаимодействия психолога, дефектолога и логопеда с детьми:
1. Диагностический этап.
2. Коррекционно–развивающий этап.
3. Аналитический этап.
Нормативно-правовая база разработки программы взаимодействия учителя – логопеда с участниками образовательного процесса:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат», вариант 1, вариант 2.
Срок реализации: 1 год
Содержание программы:
На начальном этапе проводятся следующие мероприятия:
- разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным;
- определение уровня речевого, позновательного и психического развития;
- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременно принятых мер, тесного сотрудничества узких специалистов и участников образовательного процесса довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует: разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка. Совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающихся с дефектами речи разного характера.
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
№ п/п | Направления деятельности | Сроки |
1. | Частичное совместное обследование состояния чтения и письма. | Сентябрь, май |
2. | Информация логопеда о состоянии речи детей для учителя. | Сентябрь, декабрь, май. |
3. | Информация учителя об успеваемости детей для логопеда. | В конце каждой четверти, учебного года |
4. | Ориентация логопедической работы на учебную программу учреждения. | В течение года |
5. | Контроль учителя за правильной речью учащихся. | В течение года |
6. | Работа над развитием речи детей на всех уроках. | В течение года |
7. | Выработка единых требований к детям с речевыми нарушениями. | В течение года |
8. | Помощь детям в организации речевого общения с окружающими. | В течение года |
9. | Совместное проведение родительских собраний | В течении года |
10. | Выступления логопеда на методических советах. | 1 раз в четверть |
11. | Консультации логопеда для учителей. | В течение года |
12. | Совместное участие в работе ППк | По плану ППк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей
Воспитание - это дело каждой семьи и всех взрослых....

Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений
Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей...

Эффективное взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога
Районный семинар для педагогов-психологов и учителей начальных классов...

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов начальной школы в ГОУ ТШ для обучающихся с ОВЗ №4.»
Автор подчёркивает важность тесного взаимодействия в работе учителя - логопеда и педагогов начального звена школы с ОВЗ так как, только при...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста.
Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.
Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Взаимодействие учителя и педагога-психолога в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ в образовательном учреждении
В разработке представлена комплексная работа с обучающимися с ОВЗ через опыт взаимодействия учителя и педагога-психолога в образовательном учреждении....