Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Посуда"
план-конспект по логопедии

Актуализация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, формирование умения образовывать относительные прилагательные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию речи

с детьми с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Тема: Посуда

Цель: Систематизация и обобщение знаний детей о посуде.

Задачи:

1) Актуализация словаря по теме «Посуда».

2) Совершенствование грамматического строя речи (образование существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, формирование умения образовывать относительные прилагательные).

3) Развитие диалогической речи.

4) Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

5) Уточнение и развитие пространственных представлений.

6) Развитие мышления.

7) Воспитание взаимопонимания, доброжелательности.

8) Формирование бережного отношения к посуде.
Оборудование:
предметные картинки (чайник, чашка, блюдце, сахарница, кастрюля, сковорода, дуршлаг, банка, тарелка, супница, солонка, хлебница, сахарница, хлебница, солонка, конфетница, масленка, фруктовница, сахар, хлеб, соль, конфеты, масло, фрукты), разрезные картинки по количеству детей, 4 лишний (Чашка, чайник, кастрюля, диван; 3 целых чашки и одна разбитая; металлический чайник, металлическая кастрюля, металлический дуршлаг, стеклянный стакан; чайник, чашка, сахарница, кастрюля)

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

- Здравствуйте, дети!

- Садитесь, пожалуйста.

- Здравствуйте!

- Дети садятся.

Вводная часть

- Сегодня к нам на занятие пришла кукла Наташа. Наташа приготовила для вас интересные загадки.

Загадки.

1) У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос,
На плите как паровоз.

2) Кофе, чай и молоко

Из нее нам пить легко.

У нее круглы бока.

Жаль, что ручка лишь одна.

3) В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.
Ну, а мама для сынули
Варит щи в большой …

4) Я с длинной ручкой, так удобней для руки.
На мне картошку, рыбу жарь, блины пеки.
На печке от огня мне нет вреда.
Узнал? И кто же я? -…

5) Глубока или мелка-

все равно нам всем нужна.

Из нее мы всё едим,

А, поев, помыть спешим.

После каждой отгаданной загадки на доску выставляется картинка с изображением соответствующей посуды.

- Ребята, как одним словом можно назвать чайник, чашку, кастрюлю, сковороду, тарелку?

- Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде.

Чайник

Чашка

Кастрюля

Сковорода

Тарелка

- Посуда.

Основная часть

Игра «Расставь посуду по местам».

- Кукла Наташа хочет расставить посуду по полкам, но одной ей не справиться. Ребята, давайте можем Наташе расставить посуду по полкам.

- Юля, возьми картинку с чайником, поставь чайник на верхнюю полку слева.

- Катя, возьми картинку с чашкой и поставь справа от чайника.

- Арсений, возьми картинку с сахарницей и поставь справа от чашки.

- Саша, возьми картинку с блюдцем и поставь справа от сахарницы.

- Дети, какую посуду мы поставили на верхнюю полку?

- Для чего нужна эта посуда?

- На вторую полку Наташа решила поставить столовую посуду.

- Ваня, посмотри внимательно на картинки. Выбери одну картинку с посудой, которая относится к столовой. Какую посуду ты выбрал?
Поставь тарелку на вторую полку слева.

Таким же образом расставляем на полку супницу, солонку и хлебницу.

- Ребята, почему эта посуда называется столовой?

- На третью полку Наташа будет ставить кухонную посуду.

- Юля, посмотри внимательно на картинки. Выбери одну картинку с посудой, которая относится к кухонной. Какую посуду ты выбрала?
Поставь кастрюлю на третью полку слева.

Таким же образом расставляем на полку сковороду, дуршлаг.

- Ребята, почему эта посуда называется кухонной?

- Молодцы! Вы очень постарались. Теперь на кухне у Наташи порядок.

Игра «Где стоит?»

- Наша гостья, кукла Наташа, была невнимательной, когда мы расставляли посуду. Она совсем забыла, где стоит посуда. Давайте ей подскажем.

- Саша, скажи, пожалуйста, что стоит под чашкой?

- Ваня, скажи, пожалуйста, что стоит над сковородой?

- Юля, скажи, пожалуйста, что стоит между чайником и сахарницей?

- Катя, скажи, пожалуйста, что стоит слева от супницы?

- Арсений, скажи, пожалуйста, что стоит справа от блюдца?  и т.д.

Игра «Назови большой и маленький предмет».

- У нас посуда большая, а у куклы Наташи маленькая посуда.

- Я буду вам кидать мячик и называть большую посуду, а будете делать ее маленькой.

Чашка-

Блюдце-

Чайник-

Кастрюля-

Сковорода-

Тарелка-

Физкультминутка

Раз, два, три повернись – и в посуду превратись. 
Я – маленький чайник

На столе начальник. 
Вот мои подружки – 
Блюдца и

Кружки, 
Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Игра «Что из чего?»

- Давайте расскажем нашей гостье, из чего делают посуду.

Посуда из дерева (какая?)…

Посуда из пластмассы (какая?)…

Посуда из бумаги (какая?)…

Посуда из чугуна (какая?)…

Посуда из стекла (какая?)…

Посуда из металла (какая?)…

Посуда из глины (какая?)…

Посуда из фарфора (какая?)…

Разрезные картинки
- Ребята, Наташа случайно разбила чашки

- Помогите, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Игра «Где это хранят?»

- Кукла Наташа решила разложить продукты питания по местам, но она не знает, где, что хранят. Давайте, поможем Наташе.

- Ребята, посмотрите, как много разной посуды на доске. А на моем столе лежат картинки с продуктами питания. Вам нужно будет взять любую картинку, сказать, что там нарисовано и определить, где это  хранят. Первой это сделаю я: «У меня сахар. Сахар насыпаем в сахарницу».

«Четвертый лишний»

- Ребята, посмотрите внимательно на картинку и найдите лишний предмет.

  • Чашка, чайник, кастрюля, диван
  • 3 целых чашки и одна разбитая
  • Металлический чайник, металлическая кастрюля, металлический дуршлаг, стеклянный стакан
  • Чайник, чашка, сахарница, кастрюля

Юля берет картинку с изображением чайника и помещает на соответствующее место.

Катя берет картинку с изображением чашки и помещает на соответствующее место.

Арсений берет картинку с изображением сахарницы и помещает на соответствующее место.

Саша берет картинку с изображением блюдца и помещает на соответствующее место.

- Чайную посуду.

- Чтобы пить чай.

- Я выбрал тарелку.

Ваня ставит картинку с изображением тарелки на соответствующее место.

- Этой посудой пользуются за столом во время обеда.

- Я выбрала кастрюлю.

Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу.

- Под чашкой стоит супница.

- Над сковородой стоит супница.

- Между чайником и сахарницей стоит чашка.

- Слева от супницы стоит солонка.

- Справа от блюдца стоит сахарница.

- чашечка

- блюдечко

- чайничек

- кастрюлька

- сковородочка

- тарелочка

рука на поясе, другая отставлена в сторону, как носик. 

Руки перед собой сомкнуты в круг 
присесть, одна рука на поясе
руки поднять вверх, сомкнуть 
над головой «овалом» 

подняться на цыпочки 

прямые руки соединить перед собой 
ладонями вверх, 
наклон вперёд, руки в том же положении 



- Деревянная

- Пластмассовая

- Бумажная

- Чугунная

- Стеклянная

- Металлическая

- Глиняная

- Фарфоровая

Дети собирают разрезные картинки по образцу.

- У меня хлеб. Хлеб кладем в хлебницу.

- У меня соль. Соль насыпаем в солонку.

- У меня конфеты. Конфеты кладем в конфетницу.

- У меня масло. Масло кладем в масленку.

- У меня фрукты. Фрукты кладем в фруктовницу.

Диван

Разбитая чашка

Стеклянный стакан

Кастрюля

Заключительная часть

Итог занятия.

- Что нового мы с вами узнали на занятии? 
- Какую посуду вы знаете?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

- Вам понравилось занятие?

Оценка деятельности детей.

- Молодцы! Мне сегодня понравилось с вами заниматься.

- До свидания!

- Сегодня на занятии мы говорили о посуде. Мы узнали, что посуда бывает чайной, столовой и кухонной.

Дети отвечают.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Занятие по уточнению представлений о звуке и букве....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме  "Весна"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Поможем Буратино. Звуки А-О-У-И"

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....