конспект урока в 3 классе: "«Дифференциация звуков [с] - [ш]»
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

конспкт логопедического фронтального урока-занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif_s-sh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе на тему:

«Дифференциация звуков [с] - [ш]»

Цель – научить различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах и в словах.

Задачи:

  1. закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш];
  2. научить дифференцировать звуки [с] и [ш] на слух и в произношении;
  3. учить давать сравнительную характеристику звукам [с] и [ш];
  4. развитие фонематического восприятия;
  5. развитие звукового анализа;
  6. упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
  7. закрепление умения образовывать существительные с суффиксом – ист, обозначающие лица по занятиям;
  8. развитие логического мышления.

Оборудование: карточки с записанными на них словами; предметные картинки со звуками: С, Ш; карточки со звуками С и Ш; картинка с изображением мальчика, с изображением девочки, маленькое зеркало, тетради.

Ход урока

  1. Оргмомент

- Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы

Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает; шуметь, шум, шумный, шумок )

- Назовите первые звуки во всех словах.

- Как вы думайте, какая у нас сегодня с вами будет тема урока?

(формулировка темы и запись её на доске)

  1. Характеристика звуков

- Расскажите о звуке [с], какой он? (согласный, глухой, твердый, свистящий)

- В каком положении губы и язык во время произнесения [с]? (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы)

- А воздух мы какой выдыхаем при произнесении [с]? (холодный)

Аналогично вопросы со звуком [ш] (согласный, глухой, твердый, шипящий; губы вытянуты в трубочку, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е язык в форме «чашечки»; выдыхаемый воздух теплый)

- Какими буквами мы на письме обозначаем звуки [с], [ш]? (Эс, Ша: С, Ш)

  1. «Слушай внимательно»

- Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите Ш и С.

Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, с, ж, ш, с, ф, ш.

  1. «Прочитайте правильно!»

Прочитайте слоги, написанные на доске:

СА-ША-СА;    СО-СО-ШО;    СУ-ШУ-ШУ;    ЫС-СЫ-ЫШ

  1.  «Подарим картинки Соне и Алеше»

- Сейчас мы с вами будем дарить картинки Саше и Алеше, но Саше мы подарим только картинки со звуком [с], а Алеше - [ш].

- Например: Я подарю санки Соне, потому что в слове санки есть звук С.

Слова: машина, матрешка, слон, снеговик, шарик, собака, автобус, кошка, лошадка, бусы, шишка, капуста.

  1. Физкультминутка

Игра "Солнечный зайчик" 

Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку. 

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:

Скачут побегайчики, солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут,

Были тут и нет их тут. 

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.

  1. «Кто чем занимается?»

Играет в шахматы: кто? (шахматист)

играет на баяне – баянист

играет на гармони – гармонист

на аккордеоне – аккордеонист

на пианино – пианист

на гитаре – гитарист

в волейбол – волейболист

в баскетбол – баскетболист

в хоккей – хоккеист

работает на такси – таксист

поднимает штангу - штангист

  1. «Кроссворд»

Подсказка при отгадывании слов: в отгадках присутствуют звуки, с которыми мы сегодня работаем.

1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток (шланг)

2. «Скачет…по полям, а корыто по лугам», - писал Корней Чуковский (сито)

3. Зимой всё белым-бело оттого, что всё покрыто им (снег)

4. Ножки у машины обуты в … (шины)

Дети по очереди выходят к доске и вписывают ответы в клеточки.

  1. «Есть такое слово или нет?»

- Сейчас каждый из вас получит карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вы будете вписывать сначала самостоятельно в модели слов буквы С и Ш. Проверьте себя, существует такое слово или нет.

Модели слов (на карточках): БА…НЯ, КА…КА, …УТКИ, …КАЛА, …ПОРЫ, ПЛЮ…

Вывод: басня – башня, каска – кашка, сутки – шутки, шкала – скала, споры – шпоры, плюс – плюш.

 - Запишите пары слов на доске и сравните их по написанию, звучанию и значению.

  1. «Придумайте слова»

- Разделите тетрадный листок на 2 столбика: в первом придумайте и запишите 5 слов со звуком [С], а во втором - со звуком [Ш]. Но слова должны как с этими звуками в начале, также и в середине и в конце.

  1. Итог урока

- О каких звуках мы сегодня говорили с вами?

- Дайте характеристику этим звукам

- Чем они похожи и чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

КОНСПЕКТ (РАС 1 класс) «Дифференциация артикуляции гласных звуков»

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра«Дифференция артикуляции гласных звуков»...