конспект урока в 3 классе: "«Дифференциация звуков [с] - [ш]»
план-конспект урока по логопедии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 3 классе на тему:
«Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Цель – научить различать звуки [С] и [Ш] изолированно, в слогах и в словах.
Задачи:
- закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш];
- научить дифференцировать звуки [с] и [ш] на слух и в произношении;
- учить давать сравнительную характеристику звукам [с] и [ш];
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звукового анализа;
- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
- закрепление умения образовывать существительные с суффиксом – ист, обозначающие лица по занятиям;
- развитие логического мышления.
Оборудование: карточки с записанными на них словами; предметные картинки со звуками: С, Ш; карточки со звуками С и Ш; картинка с изображением мальчика, с изображением девочки, маленькое зеркало, тетради.
Ход урока
- Оргмомент
- Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы
Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает; шуметь, шум, шумный, шумок )
- Назовите первые звуки во всех словах.
- Как вы думайте, какая у нас сегодня с вами будет тема урока?
(формулировка темы и запись её на доске)
- Характеристика звуков
- Расскажите о звуке [с], какой он? (согласный, глухой, твердый, свистящий)
- В каком положении губы и язык во время произнесения [с]? (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы)
- А воздух мы какой выдыхаем при произнесении [с]? (холодный)
Аналогично вопросы со звуком [ш] (согласный, глухой, твердый, шипящий; губы вытянуты в трубочку, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е язык в форме «чашечки»; выдыхаемый воздух теплый)
- Какими буквами мы на письме обозначаем звуки [с], [ш]? (Эс, Ша: С, Ш)
- «Слушай внимательно»
- Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите Ш и С.
Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, с, ж, ш, с, ф, ш.
- «Прочитайте правильно!»
Прочитайте слоги, написанные на доске:
СА-ША-СА; СО-СО-ШО; СУ-ШУ-ШУ; ЫС-СЫ-ЫШ
- «Подарим картинки Соне и Алеше»
- Сейчас мы с вами будем дарить картинки Саше и Алеше, но Саше мы подарим только картинки со звуком [с], а Алеше - [ш].
- Например: Я подарю санки Соне, потому что в слове санки есть звук С.
Слова: машина, матрешка, слон, снеговик, шарик, собака, автобус, кошка, лошадка, бусы, шишка, капуста.
- Физкультминутка
Игра "Солнечный зайчик"
Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.
- «Кто чем занимается?»
Играет в шахматы: кто? (шахматист)
играет на баяне – баянист
играет на гармони – гармонист
на аккордеоне – аккордеонист
на пианино – пианист
на гитаре – гитарист
в волейбол – волейболист
в баскетбол – баскетболист
в хоккей – хоккеист
работает на такси – таксист
поднимает штангу - штангист
- «Кроссворд»
Подсказка при отгадывании слов: в отгадках присутствуют звуки, с которыми мы сегодня работаем.
1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток (шланг)
2. «Скачет…по полям, а корыто по лугам», - писал Корней Чуковский (сито)
3. Зимой всё белым-бело оттого, что всё покрыто им (снег)
4. Ножки у машины обуты в … (шины)
Дети по очереди выходят к доске и вписывают ответы в клеточки.
- «Есть такое слово или нет?»
- Сейчас каждый из вас получит карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вы будете вписывать сначала самостоятельно в модели слов буквы С и Ш. Проверьте себя, существует такое слово или нет.
Модели слов (на карточках): БА…НЯ, КА…КА, …УТКИ, …КАЛА, …ПОРЫ, ПЛЮ…
Вывод: басня – башня, каска – кашка, сутки – шутки, шкала – скала, споры – шпоры, плюс – плюш.
- Запишите пары слов на доске и сравните их по написанию, звучанию и значению.
- «Придумайте слова»
- Разделите тетрадный листок на 2 столбика: в первом придумайте и запишите 5 слов со звуком [С], а во втором - со звуком [Ш]. Но слова должны как с этими звуками в начале, также и в середине и в конце.
- Итог урока
- О каких звуках мы сегодня говорили с вами?
- Дайте характеристику этим звукам
- Чем они похожи и чем отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Конспект урока русского языка "Согласные звуки. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?"
Конспект урока русского языка во 2 классе....

КОНСПЕКТ (РАС 1 класс) «Дифференциация артикуляции гласных звуков»
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра«Дифференция артикуляции гласных звуков»...