План – конспект логопедического занятия в 3 классе (ЗПР) по теме: "Суффиксы в названиях профессий"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

План -конспект фронтального логопедического (с ответами детей) занятия в 3 классе с детьми с ЗПР 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx25.17 КБ
Файл rabochiy_list.docx189.01 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект логопедического занятия

Авторы: уч.-логопед Хрящева Е.С. (МОУ Сш№56 г. Ярославля

уч.-логопед Баранцева Т.Г. МОУ СШ№27 г. Ярославля

Класс: 3 класс для учащихся с ОВЗ, 4 год обучения.

Дата: 10 апреля 2025

Тема: «Суффиксы в названиях профессий»

Цель: Закрепление навыка образования имен существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека, с помощью суффиксов.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять знания о суффиксах;

- развивать функции словообразования;

- уточнять, пополнять словарный запас;

- совершенствовать умение определять корень и суффикс в слова;

- учить образовывать имена существительные - названия профессий с помощью суффиксов;

Развивающие:

- развивать морфемный анализ и синтез;

- развивать умение выполнять мыслительные операции, выполнять задачу по алгоритму;

Воспитательные:

- повышать мотивацию к учению через использование инновационных

приемов ведения урока;

- расширять кругозор о разнообразии профессий;

Оборудование: мяч, компьютер, экран, проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданиями, наглядный материал, рабочие листы,

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята, меня зовут…., я учитель - логопед. Сегодня я проведу у вас занятие. Если вы забудете мое имя, можете называть меня - учитель. У нас сегодня гости. Давай повернемся к ним и поздороваемся, скажем им: « Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.»

Проверим, все ли хорошо меня слышат. Я буду говорить чистоговорки, а вы повторяйте за мной.

1. Чистоговорки:

чик – чик – чик – за штурвалом лётчик;

ист – ист – ист – на сцену вышел гитарист;

ер – ер – ер – платье придумал модельер;

ист – сит – ист – мой папа машинист;

ник- ник – ник - снег расчистил дворник;

ёр – ёр – ёр – за рулём шофёр.

Логопед: Молодцы, ребята! Кто из вас догадался, что объединяет все эти чистоговорки? На какую они тему?

Дети: Профессии

Логопед: А что такое профессия?

Дети: То, кем работает человек, чем занимается, с помощью чего зарабатывает деньги.

Логопед: Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Для овладения профессией требуется определенная подготовка.

Логопед: Ребята, а вы знаете, какая профессия у ваших родителей?

Дети: Продавец, водитель, менеджер и т.д.

2. Разгадывание шифра и называние темы урока.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами шифр, давайте его разгадаем. Обратите внимание на границы линий вокруг букв. Например, вокруг буквы И линии только слева и снизу, у буквы К - со всех сторон.

Кто догадался, какая буква первая зашифрована?

Дети: буква С.

Логопед: Верно.

И т.д все буквы

Какое слова у нас получилось?

Дети: Суффикс.

с

о

и

м

к

у

ф

л

п

Логопед: Правильно! Ребята, а что такое суффикс?

Дети: Часть слова, стоит после корня.

Логопед: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Тема: Ребята, давайте сформулируем тему нашего занятия! Для начала вспомним, о чем были чистоговорки?

Дети: О профессиях.

Логопед: Правильно. А сейчас мы с вами расшифровали слово – суффикс. Если объединить в слова: профессии и суффикс и добавить к ним « название» и предлог В, то у нас получится тема нашего урока. Как вы думаете, какая будет тема?

Дети: Суффиксы название в профессий.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о суффиксах в названиях профессий, будем учиться видеть эти суффиксы и образовывать с ними новые слова.

3. Выделение суффиксов

Логопед: А какие еще, кроме суффикса, части слова вы знаете?

Дети: Приставка, корень, окончание, основа.

Логопед: Правильно. Сейчас нам пригодятся корень и суффикс. У каждого из вас есть картинка на парте. Посмотрите на нее. Все ли узнали профессию?

Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть профессии, изображенные у вас на картинках, выделять в их названиях корень и прикреплять ваши картинки напротив нужного корня.

Дети: Футболист (футбол), фигурист (фигур), хоккеист (хоккей), фокусник (фокус), дворник (двор), художник (худож).

Логопед: Молодцы!

футбол фокус

фигур ист двор ник

хоккей худож

Логопед: Ребята, а вы догадались, с помощью какого суффикса образовались названия этих профессий?

Дети: ИСТ, НИК.

Логопед: Правильно.

4. Работа с карточкам «Найди профессию по суффиксу»

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какие еще суффиксы еще помогают образовывать названия профессий. Возьмите карточку№1. Давайте прочитаем задание.

Дети: Посмотри на картинки. Все картинки понятны? (журналист – человек ищет и сообщает новости устно или письменно, например, в журналах; дирижёр – человек, который управляет или дирижирует оркестром; сварщик – специалист, который соединяет при помощи сварки металлические детали). Выпиши название профессии, в которой есть суффикс – ЩИК, -НИК, -ИСТ, -ЁР.

Работа с карточкой.

Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. С суффиксом –ЩИК название какой профессии вы выписали? – НИК? –ИСТ? –ЁР?

Дети: Сварщик, фокусник, журналист, дирижёр.

Логопед: Молодцы! Все справились.

5. физкультминутка «Игра с мячом».

Логопед: А сейчас давайте поиграем с мячом. Вставайте рядом со своим местом.

Я вам буду бросать мяч называть действия человека, а вы возвращаете мяч и говорите профессию. (пахарь – тот, кто пашет-копает землю)

Водит автомобиль – Строит дома - Дрессирует зверей -

Разносит почту – Убирает во дворе - Пашет землю -

Воспитывает детей – Печет пироги - Играет на трубе -

Продает товары – Летает на самолете - Пишет рассказы -

Играет в баскетбол - Играет на скрипке - Спасает людей –

Дети: Водитель Строитель Дрессировщик

Почтальон Дворник Пахарь

Воспитатель Пекарь Трубач

Продавец Летчик Писатель

Баскетболист Скрипач Спасатель

6. «Составь словосочетание»

Логопед: Ребята, посмотрите на доску.

….. прочитай нам левый столбик.

Дети: Разговорчивый, сильный, загорелый, знаменитый, бесстрашный, первоклассный.

…. прочитай правый столбик.

Дети: Грузчик, скрипач, таксист, танкист, лётчик, моряк.

Логопед: Составьте словосочетания, подобрав к имени существительному подходящее имя прилагательное.

….выходи к доске, находи и соединяй линией слова так, чтобы по твоему мнению, получилось верное словосочетание.

разговорчивый

грузчик

сильный

скрипач

загорелый

таксист

знаменитый

танкист

бесстрашный

лётчик

первоклассный

моряк

Дети: Разговорчивый таксист, сильный грузчик, загорелый моряк, знаменитый скрипач, бесстрашный танкист, первоклассный лётчик (высшего класса, мастер своего дела).

Логопед: Запишите полученные словосочетания по памяти в рабочие листы. Задание №2 Названия профессий я убираю, а имена прилагательные будут вам в помощь. Давайте выделим суффиксы в профессиях.

Дети: ИК, АЧ, ИСТ, ЯК.

7. «Путаница»

Логопед: Ребята, прочитай слова на доске.

Дети: Барабанист, аптекщик, лётарь, шахматчик, жонглец, продавёр

Логопед: Существуют ли такие профессии?

Дети: Нет.

Логопед: Давайте исправим ошибки и поставим суффиксы на свои места. Выходите по очереди к доске и составляйте правильные слова (жонглёр – цирковой артист, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов; кузнец – человек, который куёт- обрабатывает горячий металл)

барабанист

барабанщик

аптекщик

аптекарь

лётарь

лётчик

шахматчик

шахматист

жонглец

жонглёр

кузнёр

кузнец

Дети: барабанщик, аптекарь, лётчик, шахматист, жонглёр, кузнец.

Логопед: Молодцы.

Придумайте с каждым словом предложение. Озвучьте свои предложения

Запишите понравившееся вам предложение в карточку.. Не забываем правильно оформлять предложение: начало с заглавной буквы, в конце точку, восклицательный или вопросительный знак. Задание№3.

8. Рефлексия

Логопед: 1). Ребята, давайте вспомним, какие суффиксы помогали нам образовывать названия профессий?

Дети: ЧИК, ЩИК, ИСТ, АРЬ, ЁР, ЕЦ, АЧ, и др.

Логопед: Правильно. Молодцы!

2). Какие новые профессии вы сегодня узнали?

Дети: Пахарь, журналист, жонглёр, дирижёр, сварщик, кузнец.

Логопед:3). Какое задание было самым легким? А какое самым сложным?

Дети: Исправлять слова, разгадывать шифр, играть с мячиком.

Логопед:4). Закройте глаза, представьте себя через 15 лет. Кем бы вы хотели стать?

Дети: Президентом, продавцом, водителем и т.д.

Логопед: Здорово! Я желаю вам в будущем выбрать такую профессию, чтобы работа приносила вам удовольствие!

Вы сегодня очень старались, хорошо занимались! В качестве небольшого поощрения от меня на память я вам дарю. Наклейки с профессиями. Подходите по очереди и вытягивайте из ….

Я прощаюсь с вами! До свидания!

Наклейки.



Предварительный просмотр:

Задание № 1

Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ЩИК?

____________________

Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - НИК?

______________________

Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ИСТ?

_____________________

Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ЁР?

_____________________

Задание № 2

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Задание № 3

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

План-конспект логопедического занятия

Занятие разработано на дифференциацию звуков ц-с. Основная коррекционная цель – дифференциация звуков ц-с в словах, в предложениях. Попутно решаются задачи по развитию фонематических процессов, ...

План-конспект логопедического занятия по развитию речи: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"

Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и со...

План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети  будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл...

План-конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С’]» для обучающихся 2-го класса со смешанной дисграфией

Класс: 2 класс. Логопедическая группа, программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся вторых классов»Тема: «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С&rsquo...

План-конспект логопедического занятия

План-конспект индивидуального занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития» по формированию лексико-гр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса  с ОНР-III- IV ур....