План – конспект логопедического занятия в 3 классе (ЗПР) по теме: "Суффиксы в названиях профессий"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
План -конспект фронтального логопедического (с ответами детей) занятия в 3 классе с детьми с ЗПР 4 года обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.17 КБ | |
| 189.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект логопедического занятия
Авторы: уч.-логопед Хрящева Е.С. (МОУ Сш№56 г. Ярославля
уч.-логопед Баранцева Т.Г. МОУ СШ№27 г. Ярославля
Класс: 3 класс для учащихся с ОВЗ, 4 год обучения.
Дата: 10 апреля 2025
Тема: «Суффиксы в названиях профессий»
Цель: Закрепление навыка образования имен существительных, обозначающих профессии или род деятельности человека, с помощью суффиксов.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закреплять знания о суффиксах;
- развивать функции словообразования;
- уточнять, пополнять словарный запас;
- совершенствовать умение определять корень и суффикс в слова;
- учить образовывать имена существительные - названия профессий с помощью суффиксов;
Развивающие:
- развивать морфемный анализ и синтез;
- развивать умение выполнять мыслительные операции, выполнять задачу по алгоритму;
Воспитательные:
- повышать мотивацию к учению через использование инновационных
приемов ведения урока;
- расширять кругозор о разнообразии профессий;
Оборудование: мяч, компьютер, экран, проектор, презентация, индивидуальные карточки с заданиями, наглядный материал, рабочие листы,
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята, меня зовут…., я учитель - логопед. Сегодня я проведу у вас занятие. Если вы забудете мое имя, можете называть меня - учитель. У нас сегодня гости. Давай повернемся к ним и поздороваемся, скажем им: « Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.»
Проверим, все ли хорошо меня слышат. Я буду говорить чистоговорки, а вы повторяйте за мной.
1. Чистоговорки:
чик – чик – чик – за штурвалом лётчик;
ист – ист – ист – на сцену вышел гитарист;
ер – ер – ер – платье придумал модельер;
ист – сит – ист – мой папа машинист;
ник- ник – ник - снег расчистил дворник;
ёр – ёр – ёр – за рулём шофёр.
Логопед: Молодцы, ребята! Кто из вас догадался, что объединяет все эти чистоговорки? На какую они тему?
Дети: Профессии
Логопед: А что такое профессия?
Дети: То, кем работает человек, чем занимается, с помощью чего зарабатывает деньги.
Логопед: Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Для овладения профессией требуется определенная подготовка.
Логопед: Ребята, а вы знаете, какая профессия у ваших родителей?
Дети: Продавец, водитель, менеджер и т.д.
2. Разгадывание шифра и называние темы урока.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами шифр, давайте его разгадаем. Обратите внимание на границы линий вокруг букв. Например, вокруг буквы И линии только слева и снизу, у буквы К - со всех сторон.
Кто догадался, какая буква первая зашифрована?
Дети: буква С.
Логопед: Верно.
И т.д все буквы
Какое слова у нас получилось?
Дети: Суффикс.
с | о | и |
м | к | у |
ф | л | п |
Логопед: Правильно! Ребята, а что такое суффикс?
Дети: Часть слова, стоит после корня.
Логопед: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Тема: Ребята, давайте сформулируем тему нашего занятия! Для начала вспомним, о чем были чистоговорки?
Дети: О профессиях.
Логопед: Правильно. А сейчас мы с вами расшифровали слово – суффикс. Если объединить в слова: профессии и суффикс и добавить к ним « название» и предлог В, то у нас получится тема нашего урока. Как вы думаете, какая будет тема?
Дети: Суффиксы название в профессий.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о суффиксах в названиях профессий, будем учиться видеть эти суффиксы и образовывать с ними новые слова.
3. Выделение суффиксов
Логопед: А какие еще, кроме суффикса, части слова вы знаете?
Дети: Приставка, корень, окончание, основа.
Логопед: Правильно. Сейчас нам пригодятся корень и суффикс. У каждого из вас есть картинка на парте. Посмотрите на нее. Все ли узнали профессию?
Сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть профессии, изображенные у вас на картинках, выделять в их названиях корень и прикреплять ваши картинки напротив нужного корня.
Дети: Футболист (футбол), фигурист (фигур), хоккеист (хоккей), фокусник (фокус), дворник (двор), художник (худож).
Логопед: Молодцы!
футбол фокус
фигур ист двор ник
хоккей худож
Логопед: Ребята, а вы догадались, с помощью какого суффикса образовались названия этих профессий?
Дети: ИСТ, НИК.
Логопед: Правильно.
4. Работа с карточкам «Найди профессию по суффиксу»
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какие еще суффиксы еще помогают образовывать названия профессий. Возьмите карточку№1. Давайте прочитаем задание.
Дети: Посмотри на картинки. Все картинки понятны? (журналист – человек ищет и сообщает новости устно или письменно, например, в журналах; дирижёр – человек, который управляет или дирижирует оркестром; сварщик – специалист, который соединяет при помощи сварки металлические детали). Выпиши название профессии, в которой есть суффикс – ЩИК, -НИК, -ИСТ, -ЁР.
Работа с карточкой.
Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. С суффиксом –ЩИК название какой профессии вы выписали? – НИК? –ИСТ? –ЁР?
Дети: Сварщик, фокусник, журналист, дирижёр.
Логопед: Молодцы! Все справились.
5. физкультминутка «Игра с мячом».
Логопед: А сейчас давайте поиграем с мячом. Вставайте рядом со своим местом.
Я вам буду бросать мяч называть действия человека, а вы возвращаете мяч и говорите профессию. (пахарь – тот, кто пашет-копает землю)
Водит автомобиль – Строит дома - Дрессирует зверей -
Разносит почту – Убирает во дворе - Пашет землю -
Воспитывает детей – Печет пироги - Играет на трубе -
Продает товары – Летает на самолете - Пишет рассказы -
Играет в баскетбол - Играет на скрипке - Спасает людей –
Дети: Водитель Строитель Дрессировщик
Почтальон Дворник Пахарь
Воспитатель Пекарь Трубач
Продавец Летчик Писатель
Баскетболист Скрипач Спасатель
6. «Составь словосочетание»
Логопед: Ребята, посмотрите на доску.
….. прочитай нам левый столбик.
Дети: Разговорчивый, сильный, загорелый, знаменитый, бесстрашный, первоклассный.
…. прочитай правый столбик.
Дети: Грузчик, скрипач, таксист, танкист, лётчик, моряк.
Логопед: Составьте словосочетания, подобрав к имени существительному подходящее имя прилагательное.
….выходи к доске, находи и соединяй линией слова так, чтобы по твоему мнению, получилось верное словосочетание.
разговорчивый | грузчик |
сильный | скрипач |
загорелый | таксист |
знаменитый | танкист |
бесстрашный | лётчик |
первоклассный | моряк |
Дети: Разговорчивый таксист, сильный грузчик, загорелый моряк, знаменитый скрипач, бесстрашный танкист, первоклассный лётчик (высшего класса, мастер своего дела).
Логопед: Запишите полученные словосочетания по памяти в рабочие листы. Задание №2 Названия профессий я убираю, а имена прилагательные будут вам в помощь. Давайте выделим суффиксы в профессиях.
Дети: ИК, АЧ, ИСТ, ЯК.
7. «Путаница»
Логопед: Ребята, прочитай слова на доске.
Дети: Барабанист, аптекщик, лётарь, шахматчик, жонглец, продавёр
Логопед: Существуют ли такие профессии?
Дети: Нет.
Логопед: Давайте исправим ошибки и поставим суффиксы на свои места. Выходите по очереди к доске и составляйте правильные слова (жонглёр – цирковой артист, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов; кузнец – человек, который куёт- обрабатывает горячий металл)
барабанист | барабанщик |
аптекщик | аптекарь |
лётарь | лётчик |
шахматчик | шахматист |
жонглец | жонглёр |
кузнёр | кузнец |
Дети: барабанщик, аптекарь, лётчик, шахматист, жонглёр, кузнец.
Логопед: Молодцы.
Придумайте с каждым словом предложение. Озвучьте свои предложения
Запишите понравившееся вам предложение в карточку.. Не забываем правильно оформлять предложение: начало с заглавной буквы, в конце точку, восклицательный или вопросительный знак. Задание№3.
8. Рефлексия
Логопед: 1). Ребята, давайте вспомним, какие суффиксы помогали нам образовывать названия профессий?
Дети: ЧИК, ЩИК, ИСТ, АРЬ, ЁР, ЕЦ, АЧ, и др.
Логопед: Правильно. Молодцы!
2). Какие новые профессии вы сегодня узнали?
Дети: Пахарь, журналист, жонглёр, дирижёр, сварщик, кузнец.
Логопед:3). Какое задание было самым легким? А какое самым сложным?
Дети: Исправлять слова, разгадывать шифр, играть с мячиком.
Логопед:4). Закройте глаза, представьте себя через 15 лет. Кем бы вы хотели стать?
Дети: Президентом, продавцом, водителем и т.д.
Логопед: Здорово! Я желаю вам в будущем выбрать такую профессию, чтобы работа приносила вам удовольствие!
Вы сегодня очень старались, хорошо занимались! В качестве небольшого поощрения от меня на память я вам дарю. Наклейки с профессиями. Подходите по очереди и вытягивайте из ….
Я прощаюсь с вами! До свидания!
Наклейки.
Предварительный просмотр:
Задание № 1
Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ЩИК?
____________________
Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - НИК?
______________________
Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ИСТ?
_____________________
Посмотри на картинки. Выпиши название профессии, в которой есть суффикс - ЁР?
_____________________
Задание № 2
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Задание № 3
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

План-конспект логопедического занятия
Занятие разработано на дифференциацию звуков ц-с. Основная коррекционная цель – дифференциация звуков ц-с в словах, в предложениях. Попутно решаются задачи по развитию фонематических процессов, ...
План-конспект логопедического занятия по развитию речи: "Атлас профессий. Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]"
Новый информационный мир накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Интерес к информационным технологиям высок. Важно использовать не только традиционные методы обучения, но и со...
План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]
Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся разл...

План-конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С’]» для обучающихся 2-го класса со смешанной дисграфией
Класс: 2 класс. Логопедическая группа, программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся вторых классов»Тема: «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С&rsquo...
План-конспект логопедического занятия
План-конспект индивидуального занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития» по формированию лексико-гр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....