Комплекс дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии

Клюквина (Иванова) Анастасия Павловна
Комплекс дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ, нужен для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и занимательным, а также помочь детям лучше усваивать материал. 
Некоторые преимущества использования таких игр:
  • Развитие речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.
  • Развитие мышления. В играх дети учатся сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.
  • Создание эмоционального настроя. Игра вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
  • Повышение учебной мотивации. У детей формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей.
Таким образом, использование дидактических игр помогает устранить или смягчить речевые и психофизические нарушения, что позволяет детям с ОВЗ в полной мере освоить основную образовательную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_didakticheskih_igr_na_publikatsiyu_klyukvina.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр, направленных

на формирование лексико-грамматических категорий

у младших школьников с ОВЗ  

1.Игра «Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

2.Игра « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

3.Игра  «Если  бы, да кабы…»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Ход игры: вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

4. Игра «Мебель для Мишутки» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице.

5.Игра « Где прячется Маша? »

 (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Ход игры: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

6. Игра «Что происходит в моём организме?»

 

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: взрослый , бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: Что делает сердце? Руки – что делают? Нос – что делает? И т.д.), возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить.

7.Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Папа высокий, а сын…

Маша весёлая, а Лена…

Саша худой, а Витя…

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Маша добрая, а Лена…

Ночью спим, а днем…

У Веры волосы длинные, а у Миши…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы  воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....

Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка. Сделать интересным и увлекательным не только ра...

Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...