Комплекс дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии
- Развитие речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.
- Развитие мышления. В играх дети учатся сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.
- Создание эмоционального настроя. Игра вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
- Повышение учебной мотивации. У детей формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс дидактических игр, направленных
на формирование лексико-грамматических категорий
у младших школьников с ОВЗ
1.Игра «Чего не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
2.Игра « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
3.Игра «Если бы, да кабы…»
Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Ход игры: вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).
4. Игра «Мебель для Мишутки»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице.
5.Игра « Где прячется Маша? »
(по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Ход игры: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
6. Игра «Что происходит в моём организме?»
Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: взрослый , бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: Что делает сердце? Руки – что делают? Нос – что делает? И т.д.), возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить.
7.Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Папа высокий, а сын…
Маша весёлая, а Лена…
Саша худой, а Витя…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Маша добрая, а Лена…
Ночью спим, а днем…
У Веры волосы длинные, а у Миши…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Формирование умения узнавать образцы связной речи В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов
В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР
Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....
Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте.
Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка. Сделать интересным и увлекательным не только ра...

Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ
Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...
