Конспект индивидуального занятия в первом классе по автоматизации звука Ш
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Данный материал поможет логопедам разнообразить уроки при автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

по автоматизации звука [ш] в слогах, словах,

в словосочетаниях и предложении для учащегося1 класса.

Конспект индивидуального занятия для ребенка 1 класса.

Тема: автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизация звука  [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  1.  воспитательные:

- развивать стремление говорить красиво;

- воспитывать желание и стремление выполнять задания;

- воспитывать внимание к собственной речи и самоконтроль при произношении звука [ш].

  1. обучающие:

- закрепление звука [ш]  в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно;

- обогащать активный словарь.

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат;

- автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развивать силу голоса;

- развивать общую координацию ребенка;

- развивать пространственную ориентацию.

Предшествующая работа:  разучивание комплекса артикуляционной гимнастики; постановка звука [ш]; формирование правильного произношения звука [ш]; автоматизация звука [ш] изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: макет звука [ш], игрушечный самолет,  картонный гусь, предметные картинки, мяч, схема для звукослогового анализа, зеркало, буклет с наклейками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Время: 2 мин

Оборудование:

Игрушка самолет

Развитие внимания, мышления

Логопед: Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,
Если хочешь с ним с играть - нужно только “Да” сказать”

(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)

“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”

Ребенок: Да

Логопед: “Тогда отправляемся в полёт”

“А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг
Шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”

Ребенок: Да, это звук [Ш].

  1. Основная часть.

Время: 2мин

Оборудование: зеркало

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие речевого дыхания.

2.1 Артикуляционная гимнастика.

Логопед: первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш] это зарядка для язычка. Посмотри в зеркало.

Улыбочка. Вытягивание губ в улыбке.

Трубочка. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Бублик. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Между зубами небольшая щель.

Вкусное варенье. Широким языком облизать верхнюю губу  и убрать язык в глубь рта.

Чашечка. Рот широко открыт. Передние края языка широко подняты, но не касаются зубов.

Теперь давай представим что ты футболист. Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Ребенок помнит, что дуть нужно долго и не надувать щеки.

Время: 1мин

- автоматизация звука [ш] изолировано

  1.  Автоматизация звука [ш] изолировано.

Во время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.

Логопед: Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”

Ребёнок: Да, это гусь.

Логопед: “Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш).

Положение органов речи при произношении (ш): чашечка, бублик, воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая.

Теперь шипи как большой гусь - громко. Теперь представь, что ты маленький гусёнок - шипи тихо”

Время: 2мин

- автоматизация звука [с] в слогах;

- развитие мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха

2.3  Автоматизация звука [ш] в слогах

Логопед: “Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь: слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ.

Ребенок поднимает руку, стоя.

Время: 3мин

Оборудование: мяч.

- развитие фонематического слуха;

- согласование числительных с существительными мужского и женского родов;

- автоматизация звука [ш] в словах;

Предусмотрена двигательная активность.

2.4  Автоматизация звука [ш] в словах

Логопед: молодец, какой ты внимательный! Попробуем  теперь поймать звук [Ш] в словах. Как услышишь звук [ш] в словах, которые я буду называть, сразу хлопай в ладоши.

Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус.

Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук [ш] в слове.

Логопед: ты хорошо выполняешь задание! Звук [Ш]  предлагает нам поиграть в игру «1,2,5». Ты должен посчитать предметы, которые я тебе скажу. Я буду кидать тебе мяч со словом «один», «два», «пять», а ты мне кидай мяч обратно, считая. Например: один шкаф, два шкафа, пять шкафов.

Ребенок считает заданные предметы: шуба, шарф, шишка.

Время: 2 мин

- развитие общей координации ребенка;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие внимания.

Предусмотрена двигательная активность: выполнение упражнений.

  1. Физкультминутка

Логопед: сейчас мы с тобой немножко разомнемся.

Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?

За окном листва летает
Ветер тучи рвёт в клочки,
Снег наверно не растает,
Улетели прочь грачи.

“Ты понял о каком времени года идёт речь?”

Ребёнок:  Да, это осень.

Логопед: Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями):

1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.

2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.

3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.

4. Имитируем полёт грачей.

Время: 3мин

Оборудование: картинки к игре; схемы для вукоанализа.

- автоматизация звука [ш] в предложениях;

- звукослоговой анализ слов с использованием схем

- развитие мышления.

2.6 Закрепление звука [ш] в словах.

Логопед: Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”

“Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему”. (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова.  Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).

Время: 3мин

Оборудование: картинки к игре.

- автоматизация звука [ш] в предложениях;

2.6 Закрепление звука [ш] в предложении.

Логопед: Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.

Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?

Ребёнок: шарф, шапка, шуба.

“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”

  1. Подведение итогов занятия.

Время: 2 мин

рефлексия

Логопед: какой звук приходил к нам в гости?

Ребенок: звук [ш].

Логопед: тебе понравилось занятие?

Ребенок: да, понравилось.

Логопед: что было самым интересным? Что самым сложным?

Ребенок: мне было интересно шипеть как гусь?  Трудно выучить  стишок.

  1. Оценка речевой деятельности.

Время: 1 мин

Оборудование: наклейка

Логопед: ты сегодня очень хорошо потрудился! У тебя с каждым занятием все лучше получается говорить звук [ш]. Следи за своей речью, чтоб она была красивой. Звуку  [Ш] очень понравилось как ты сегодня занимался. За хорошую работу она приготовил тебе сюрприз. Он дарит тебе наклейку, выбирай любую, какая больше нравится.

Список используемой литературы.

  1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.-М.2007
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.-СПб.,1994
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.

Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...

Индивидуальное логопедическое занятие в 3В классе. Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах, тексте".

Цели:  Коррекционно-образовательные: уточнить изолированное произношение звука Р;закрепить правильное произношение звука Р в  слогах, словах, фразах, тексте;совершенствовать грамматический с...

Конспект индивидуального занятия в 1 классе I отделения «Звуки Ч, К, Г» Текст «Какая бывает зима»

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.Цели: Автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложениях.          Ди...

Конспект фронтального занятия в первом классе Тема: Дифференциация звуков [Т– Д] в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи»....

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»...

Конспект открытого индивидуального занятия во 2 классе Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

Конспект открытого индивидуального занятия во 2 классе. Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях....

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСУР. Тема "Звук Р. Текст "Кто работает в аптеке""

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для ученика 2 класса...