Урок Ж-Ш 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Исакова Надежда Анатольевна

Занятие по логопедии 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2klass_zh-sh.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Парные согласные звуки и буквы Ж-Ш»

Групповое занятие 2 класс, Дисграфия,обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.

Цели: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж].

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умения учащихся выделять согласные в слове;

- установление данных звуков по звонкости-глухости.

Коррекционно-развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, умение различать на письме и по слуху звонкие и глухие звуки ж- ш;

- коррекция и развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- коррекция и развитие произвольного внимания на основе упражнений на воспроизводство и запоминание;

- коррекция и развитие логического мышления.

Воспитательные:

- прививать любовь к родному языку;

- формировать положительную учебную мотивацию.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания;

- развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать.

Регулятивные:

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные:

- слушать и понимать инструкцию к учебному плану;

- вступать в речевое общение, развивать умение слушать и понимать других.

Тип урока. Комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый.

Оборудование предметные картинки, дидактический материал, компьютер, индивидуальные карточки.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять парные согласные в корне слова.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. знать - парные согласные;
  2. знать – способы проверки парных согласных в корне, и в конце слова,
  3. уметь – проверять парный согласный звук в корне и в конце слова.

Личностные:

  • Осознавать личностный смысл учения;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал

  • Продолжать наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков; учить способу проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, повторить изученные орфограммы.
  • развивать речь, обогащать словарный запас , память, орфографическую зоркость.

воспитывать : активность. аккуратность, познавательный интерес, любовь к животным и птицам

Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах, парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза. Активизировать и расширять словарный запас детей. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Прежде чем пройти на своё рабочее место, придумайте слово на Звуки Ж и Ш.

Добрый день и добрый час

Очень рады видеть Вас

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать

Слайд 1

- Посмотрите на слайд и прочитайте про себя. Кто сможет прочитать всему классу?

“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”

Как вы понимаете данное выражение? (- Что нужно быть внимательным на уроке, чтобы получать новые знания, хорошие оценки.

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Рассмотрите предметы, изображенные на картинках. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу. (Картинки: жираф, ежи, кошка, мыши)

Упражнение на выделение общего согласного звука в словах
- Назовите общий согласный звук в словах «жираф» «ежи» (звук «Ж»)

- Назовите общий согласный звук в словах «мыши» «кошка» (звук Ш)

Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки и буквы мы будем различать сегодня на занятии? (Звуки Ж-Ш)

- Правильно.

-А кто знает почему именно эти звуки? Как их можно назвать? (Мы продолжаем тему Парные согласные Ж-Ш,

Тема нашего занятия « Парные согласные звуки и буквы Ж-Ш»».

-Какие задачи мы можем поставить перед собой (учиться различать эти звуки в словах, повторить правописание сочетания “жи” и “ши, учиться подбирать проверочные слова к сомнительным согласным на конце слова, и в середине слова.

Изучение нового.

а) Артикуляционная гимнастика

- Повторяем за мной

Ши-ши -ши Наши груши хороши

Шу-шу-шу -Я объелся чуть дышу

Шо -шо-шо -Скушать грушу хорошо

Ша-ша-ша-шапка,шайба,шаг,лапша.

Шу-шу-шу-шуба,шутка,шум,дышу.

Ши-ши-ши-шина,ширма,камыши.

Слайд 2

чтение прямых и обратных слогов

б) Характеристика звука.

Слайд 3

Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука Ж – колокольчик).

- Когда произносим звук Ж: голосовые связки работают. Значит, это звонкий согласный.

- Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса – глухо.

- Когда произносим Ш: голосовые связки не работают. Значит, это глухой согласный звук.

- Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором).

(дети превращаются в жуков и жужжат: ж-ж-ж, в ужей и шипят: ш-ш-ш) – четко произносите оппозиционные звуки.

в) Буквы Ж, Ш (демонстрация печатной и прописной)

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

-Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

- Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

г) Игра « Рассели жильцов в домики». Работа за логопедическим столом. Один ученик идёт выполняет задание,

- Вам предстоит разобраться в каком из домиков живут звуки [Ж], и [Ш].

Маша будет диктовать слова, а вы эти слова записывать в 2 столбика

( Запиши слова в 2 столбика )

- Прежде чем приступить к заданию, давайте подготовим наши пальчики.

Физминутка. Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Пожалуйста, Маша начинай диктовать слова. Ну что, С заданием справились, молодцы!

Изучение нового материала

«Подумай!»

На доске записаны слова: ча-ка, ло-ка, кру-ка ,кры-ка

- Понаблюдайте, как произносятся звонкие согласные в середине слова.

- Как проверить парный согласный в конце слова? (Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.)

- А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?

- Проверьте.

Запомните!

Нечётко слышится согласный?

Зовём скорей на помощь гласный!

Слайд 4

- Превратим БОЛЬШОЕ в МАЛЕНЬКОЕ

ЧА?КА------ЧАШЕЧКА

ЛО?КА-----ЛОЖЕЧКА

КРУ?КА----КРУЖЕЧКА

КРЫ?КА---КРЫШЕЧКА

Гимнастика для глаз Слайд 5

- Какую фразу произнес КОТ ЛЕОПОЛЬД, кто заметил и запомнил? («Берегите зрение ,ребята!»)

Развитие памяти

Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти картинки, посмотрите и запомните,

( жираф, кошка, еж, ложка, кружка, мышка, картошка, брошка, чашка, нож)

- Назовите слова, которые запомнили.

- Что вы можете сказать про них? Во всех словах есть звуки Ш и Ж

Игра « Напиши одним словом»

1 группа: Домик где живет сторож (сторожка)

2 группа: Украшение в ушах (серёжка)

3 группа: Застежка на поясе (пряжка)

Вставь слово в предложение.

Девочка взяла самую большую ____________ и похлебала из самой большой ____________.

С л о в а д л я с п р а в о к: ча(ж/ш)ку, ло(ж,ш)ку

Физминутка Пчёлка ЖУ-Жу-ЖУ

-Игра ПАРУС

В начале урока, мы ставили задачу Научиться правильно подбирать проверочные слова к сомнительным согл на конце слова,в корне слова) у нас с вами это получилось? Вы сможете теперь писать слова без ошибок.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Как проверить парные согласные?

Выберите и отметьте предложение, которое соответствует вашей работе на уроке.

Лист самооценки;rev=1&h=29&w=28&ac=1

Я молодец!

;rev=1&h=29&w=28&ac=1

Мне надо поработать.

;rev=1&h=29&w=28&ac=1

Я ничего не понял. Помогите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...