Урок Ж-Ш 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: « Парные согласные звуки и буквы Ж-Ш»
Групповое занятие 2 класс, Дисграфия,обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.
Цели: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж].
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения учащихся выделять согласные в слове;
- установление данных звуков по звонкости-глухости.
Коррекционно-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение различать на письме и по слуху звонкие и глухие звуки ж- ш;
- коррекция и развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- коррекция и развитие произвольного внимания на основе упражнений на воспроизводство и запоминание;
- коррекция и развитие логического мышления.
Воспитательные:
- прививать любовь к родному языку;
- формировать положительную учебную мотивацию.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания;
- развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.
Познавательные:
- делать простейшие обобщения, сравнивать.
Регулятивные:
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Коммуникативные:
- слушать и понимать инструкцию к учебному плану;
- вступать в речевое общение, развивать умение слушать и понимать других.
Тип урока. Комбинированный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый.
Оборудование предметные картинки, дидактический материал, компьютер, индивидуальные карточки.
Цели деятельности учителя: формирование умений определять парные согласные в корне слова.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать - парные согласные;
- знать – способы проверки парных согласных в корне, и в конце слова,
- уметь – проверять парный согласный звук в корне и в конце слова.
Личностные:
- Осознавать личностный смысл учения;
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: презентация, раздаточный материал
- Продолжать наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков; учить способу проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, повторить изученные орфограммы.
- развивать речь, обогащать словарный запас , память, орфографическую зоркость.
воспитывать : активность. аккуратность, познавательный интерес, любовь к животным и птицам
Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах, парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза. Активизировать и расширять словарный запас детей. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Прежде чем пройти на своё рабочее место, придумайте слово на Звуки Ж и Ш.
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть Вас
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать
Слайд 1
- Посмотрите на слайд и прочитайте про себя. Кто сможет прочитать всему классу?
“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”
Как вы понимаете данное выражение? (- Что нужно быть внимательным на уроке, чтобы получать новые знания, хорошие оценки.
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Рассмотрите предметы, изображенные на картинках. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу. (Картинки: жираф, ежи, кошка, мыши)
Упражнение на выделение общего согласного звука в словах
- Назовите общий согласный звук в словах «жираф» «ежи» (звук «Ж»)
- Назовите общий согласный звук в словах «мыши» «кошка» (звук Ш)
Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки и буквы мы будем различать сегодня на занятии? (Звуки Ж-Ш)
- Правильно.
-А кто знает почему именно эти звуки? Как их можно назвать? (Мы продолжаем тему Парные согласные Ж-Ш,
Тема нашего занятия « Парные согласные звуки и буквы Ж-Ш»».
-Какие задачи мы можем поставить перед собой (учиться различать эти звуки в словах, повторить правописание сочетания “жи” и “ши, учиться подбирать проверочные слова к сомнительным согласным на конце слова, и в середине слова.
Изучение нового.
а) Артикуляционная гимнастика
- Повторяем за мной
Ши-ши -ши Наши груши хороши
Шу-шу-шу -Я объелся чуть дышу
Шо -шо-шо -Скушать грушу хорошо
Ша-ша-ша-шапка,шайба,шаг,лапша.
Шу-шу-шу-шуба,шутка,шум,дышу.
Ши-ши-ши-шина,ширма,камыши.
Слайд 2
чтение прямых и обратных слогов
б) Характеристика звука.
Слайд 3
Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука Ж – колокольчик).
- Когда произносим звук Ж: голосовые связки работают. Значит, это звонкий согласный.
- Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса – глухо.
- Когда произносим Ш: голосовые связки не работают. Значит, это глухой согласный звук.
- Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором).
(дети превращаются в жуков и жужжат: ж-ж-ж, в ужей и шипят: ш-ш-ш) – четко произносите оппозиционные звуки.
в) Буквы Ж, Ш (демонстрация печатной и прописной)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?
-Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?
- Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».
г) Игра « Рассели жильцов в домики». Работа за логопедическим столом. Один ученик идёт выполняет задание,
- Вам предстоит разобраться в каком из домиков живут звуки [Ж], и [Ш].
Маша будет диктовать слова, а вы эти слова записывать в 2 столбика
( Запиши слова в 2 столбика )
- Прежде чем приступить к заданию, давайте подготовим наши пальчики.
Физминутка. Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Пожалуйста, Маша начинай диктовать слова. Ну что, С заданием справились, молодцы!
Изучение нового материала
«Подумай!»
На доске записаны слова: ча-ка, ло-ка, кру-ка ,кры-ка
- Понаблюдайте, как произносятся звонкие согласные в середине слова.
- Как проверить парный согласный в конце слова? (Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
- А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?
- Проверьте.
Запомните!
Нечётко слышится согласный?
Зовём скорей на помощь гласный!
Слайд 4
- Превратим БОЛЬШОЕ в МАЛЕНЬКОЕ
ЧА?КА------ЧАШЕЧКА
ЛО?КА-----ЛОЖЕЧКА
КРУ?КА----КРУЖЕЧКА
КРЫ?КА---КРЫШЕЧКА
Гимнастика для глаз Слайд 5
- Какую фразу произнес КОТ ЛЕОПОЛЬД, кто заметил и запомнил? («Берегите зрение ,ребята!»)
Развитие памяти
Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти картинки, посмотрите и запомните,
( жираф, кошка, еж, ложка, кружка, мышка, картошка, брошка, чашка, нож)
- Назовите слова, которые запомнили.
- Что вы можете сказать про них? Во всех словах есть звуки Ш и Ж
Игра « Напиши одним словом»
1 группа: Домик где живет сторож (сторожка)
2 группа: Украшение в ушах (серёжка)
3 группа: Застежка на поясе (пряжка)
Вставь слово в предложение.
Девочка взяла самую большую ____________ и похлебала из самой большой ____________.
С л о в а д л я с п р а в о к: ча(ж/ш)ку, ло(ж,ш)ку
Физминутка Пчёлка ЖУ-Жу-ЖУ
-Игра ПАРУС
В начале урока, мы ставили задачу Научиться правильно подбирать проверочные слова к сомнительным согл на конце слова,в корне слова) у нас с вами это получилось? Вы сможете теперь писать слова без ошибок.
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Как проверить парные согласные?
Выберите и отметьте предложение, которое соответствует вашей работе на уроке.
Лист самооценки
Я молодец!
Мне надо поработать.
Я ничего не понял. Помогите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
