Логопедическое занятие "Собери букву Л".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Павлова Надежда Сергеевна

Логопедическое занятие "Собери букву Л" направлено на автоматизацию звука [л] изолированно, в словах, слогах, словосочетаниях, чистоговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_soberi_bukvu_l.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие – квест-игра

для учащихся 1 класса с ЗПР

«Собери букву Л»

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в словах, словосочетаниях, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Закреплять правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, словосочетаниях, чистоговорках.

2. Развивать фонематические процессы в ходе игровых упражнений.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать когнитивные процессы (внимание, память, мышление).

5. Совершенствовать мимические способности детей для передачи эмоционального состояния.

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий».

2. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.

3. Закреплять графический образ буквы Л.

4. Упражнять в выполнении слогового анализа через практическую деятельность.

5. Упражнять в умении определять наличие заданного звука в слове.

6. Упражнять в умении определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец). 

7. Закреплять характеристику звука (гласный и согласный, твёрдый и мягкий).   

8. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным в процессе игры «Сыщик»;

8. Закреплять в речи детей различные типы окончаний имен существительных через игру «Волшебники».                                 

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать доброе отношение к партнёру по игре, здорового духа соперничества.

2. Повышать работоспособность, инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

Оборудование:

        1. Демонстрационный материал: девочка Гуделочка, письмо, игровой барабан, карточки-символы игр. 

2. Раздаточный материал: альбомы и маркеры; картинки, в названиях которых есть звук [Л] со схемами положения звука в слове и пуговки; планшеты Звуковичков с карточками-заданиями; карточки с контурами предметов, в названии которых есть звук [Л] и жёлтые лупы; «артисты - колобки», чистоговорки; пары картинок со звуком [Л], на которых изображён один предмет и много; разрезная буква Л.

3. Материал: мяч, доска, магниты.  

Ход занятия – квест-игры.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Cегодня у нас необычное занятие, а занятие в форме квест-игры.

2. Проблемная ситуация.

Логопед: Утром, когда я вошла в кабинет, меня встретила девочка Гуделочка. Зовут её так, потому что она любит гудеть как самолёт (л-л-л). У неё в руках было письмо. Давайте прочитаем, что написано в этом письме.

- Ребята, вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Я хочу послушать, как вы научились правильно и красиво произносить звук [Л]. Предлагаю вам выполнить задания. После каждого правильно выполненного задания, вы получите часть буквы. Когда выполните все задания, сложите части и у вас должна получиться буква, которую я загадала.

Логопед: Ребята, вы готовы выполнить задания Гуделочки и отгадать слово, которое она загадала?

Дети: Да.        

Логопед: Гуделочка предоставляет возможность самостоятельно выбирать вам игру с помощью игрового барабана. (Дети по очереди крутят игровой барабан и выбирают карточку-символ игры, на которую указывает стрелка.)

Кручу, верчу,

Игру выбрать хочу.

3. Разминка.

Логопед: Прежде, чем мы начнём выполнять задания и собирать букву, мы с вами разомнёмся. Я буду задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне обратно.

Логопед: Звук [Л] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твёрдый.

Логопед: Каким цветом условно обозначают твердый согласный звук [Р] при выполнении звукового анализа?

Дети: Синим.

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.

4. «Найди картинки с заданным звуком». (Альбомы и маркеры)

Задачи: автоматизировать звук в словах; упражнять в умении определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры.

Гуделочка придумала и нарисовала предметы.

Предметы чётко называй,

Есть ли звук [Л] определяй.

Дети называют картинки, изображённые на карточке, определяют наличие заданного звука и соединяют их с автоматизируемым звуком.

5. «Определи место звука в слове». (Картинки, в названиях которых есть звук [Л] со схемами положения звука в слове и прищепки)

Задачи: автоматизировать звуки в словах; упражнять в умении определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец).                               

Ход игры.

Звук [Л] хочет поиграть с в прятки. Определите, где спрятался звук [Л]: в начале, середине или конце слова.

Кто словечко назовёт,

Место звука пусть найдёт!

Дети определяют положение заданного звука в слове и прикрепляют прищепку в  соответствующую часть схемы.

6. «Отхлопай словечко». (Планшеты Звуковичков с карточками-заданиями)

Задачи: автоматизировать звуки в словах; упражнять в умении делить слова на слоги.

Ход игры. Гуделочка предлагает поиграть со словами и узнать, на сколько частей делится каждое слово.

Со словами мы играем.

Их на части разделяем!

Назови картинки со звуком [Л] и раздели слова на слоги, соедини картинки с соответствующей цифрой.

  1. Физкультминутка.

Буратино потянулся, (руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

8. «Сыщики». (Карточки с контурами предметов, в названии которых есть звук [Л] и жёлтые лупы)

Задачи: автоматизировать звуки в словосочетаниях; упражнять в согласовании существительного и прилагательного; развивать зрительное восприятие детей.

Ход игры.

Гуделочка нарисовала контуры предметов и предлагает вам превратится в сыщиков и рассмотреть их через цветную лупу. Назовите контуры каких предметов нарисовала Гуделочка и какого они цвета.

Что у нас жёлтого цвета –

Мы расскажем вам об этом.

9. «Волшебники». (Пары картинок со звуком [Л], на которых изображён один предмет и много)

Задачи: автоматизировать звук в словах; закреплять в речи детей различные типы окончаний имен существительных.                       

Ход игры.

Гуделочка умеет превращать одно слово в другое. Попробуйте и вы с ней.

Мы волшебники не много,

Был один предмет, а стало много.

Дети называют картинки на карточке, чётко выделяя звук [Л] и подбирают к ней пару-картинку, на которой они видят много таких предметов.

 10. «Театр». («Артисты - колобки», чистоговорки)

Задачи: автоматизировать звук [Л] в чистоговорках; совершенствовать мимические способности детей для передачи эмоционального состояния. 

Ход игры.

Рычалочка предлагает поиграть, как артист в театре.

Посмотри на «артистов - колобков» и произнеси чистоговорку от их имени.

- Скажи, как «Добряк» - улыбаясь.

- Скажи, как «Злюка» - нахмурив лицо.

- Скажи, как «Удивляка» - приподнимая от удивления брови.

- Скажи, как «Весельчак» - выражая радость.

- Скажи, как «Грустинка» - выражая печаль.

- Скажи, как «Бояка» - выражая страх.

Перед началом игры предлагается объяснить, почему у артистов такие «имена».

Дети произносят за логопедом чистоговорку с нужной интонацией.

12. Логопед: Ребята, вы выполнили все задания, получили части буквы, теперь вам нужно сложить из этих частей букву, которую загадала девочка Гуделочка.

Дети выкладывают букву Л.

13. Итог занятия.

Ребята, мы с вами выполнили все задания, собрали букву, которую загадала Гуделочка. Показали свои знания и как мы научились правильно и красиво произносить звук [Л]. Вспомните, какие задания вы выполняли? Какое из них вам больше понравилось? Какое было самым сложным? Гуделочка осталась вами довольная, говорит вам до свидания и желает дальнейших успехов в учёбе. Выберите смайлик-настроение, которое у вас осталось после занятия и прикрепите на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Логопедическое занятие "Буква Д. Урок добра"

Тема: Буква Д.Цель: Закрепить знания детей о букве Д.Задачи:Развитие зрительно – пространственных представлений.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.Расширение и уточнение пассивного...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.

Конспект логопедического занятия  "Буквы  А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

Логопедическое занятие. Буквы Б-П

Познакомит детей с буквами Б - П; упраж­нит в написании букв Б - П...