Календарно-тематическое планирование по математике В.В. Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной
календарно-тематическое планирование по математике (1,2,3,4 класс) по теме

Краева Татьяна Васильевна
Для учителей, работающий в системе РО по учебникам математики В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и Г.Г.Микулиной, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. На математику выделено 4 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МАТЕМАТИКА

Авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева

1 класс (1-4)

Программа по математике для 1 класса составлена на основе программы для четырехлетней начальной школы образовательной системы Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова. Программа помещена в «Сборнике программ для начальной образовательной школы», издательство «Вита-ПРЕСС», Москва, 2004 г. (стр. 225-245), является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК-Национальным фондом подготовки кадров – и Министерством образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 1 класс по системе 1-4. Временные рамки прохождения программы составляют 33 нед х 4 ч = 132ч ( из них 10 ч включены в курс «Введение в школьную жизнь»).

 Учебно-методический комплект состоит из учебника-тетради «Математика» 1 класс (1- 4) в трёх частях, авторы  В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева (издательство Вита - Пресс, Москва, 2007 г.) В качестве дополнительного материала для индивидуальной работы взята книга «700 заданий и упражнений по математике» 1-2 класс, авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова (Москва - Астрель 2002 г). и «300 примеров по математике» 1 класс  О.В.Узорова, Е.А.Нефедова (Москва - Астрель 2002 г).

Предлагаемая программа подготовлена на основе многолетних исследований в области теории и практического применения системы РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в рамках учебного предмета «Математика». Она предназначена для обучения  детей, поступающих в школу с 6-7 летнего возраста.

Содержание программы направлено на формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии).

Методы обучения опираются на исследования самим ребёнком в сотрудничестве с другими детьми оснований собственных действий. Такое исследование оказывается возможным как раз при наличии высокой познавательной активности ребёнка, хорошей непроизвольной памяти, отличающей 6-7 летнего ребёнка, его стремления к лидерству и потребности в положительных эмоциях.

Формы организации детей (от групповой, парной до индивидуальной) позволяют осуществить не только смену, но и обмен деятельности. При этом в качестве ведущей деятельности сохраняется игровая с использованием специфических для системы РО игр, ориентированных на формирование у детей учебной деятельности.

Основной формой обучения и воспитания является коллективная деятельность, как единство основных видов человеческой деятельности, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, направленной на усвоение системы теоретических (научных) понятий.

Программа для 1 класса (1-4) представлена пятью разделами:

  1. Признаки предметов. Пространственные представления. (14 ч)
  2. Величины. Сравнение величин. (29 ч)
  3. Числа. Сравнение чисел. (33 ч)
  4. Разностное сравнение величин. (28 ч)
  5. Отношение «частей и целого». (28 ч)

Содержание,   предусмотренное   программой  для изучения в 1 классе (1-4), приведено в соответствие с возрастными особенностями первоклассников.

Данная программа является гимназической повышенного уровня сложности:

  1. В каждый раздел программы внесены проверочные работы с заданиями повышенного уровня сложности.
  2. Для отслеживания гимназического уровня обучения включены диагностические работы.
  3. В программе простроена система решения задач: простых и составных задач разного типа.
  4. Программа адаптирована на повышенный уровень сложности. В качестве дополнительного материала включены уравнения, решение задач с помощью уравнений.
  5. Для углубления материала вводится курс РПС О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Уроки ведутся в технологии развивающего обучения. Ведущими формами организации уроков являются групповая и индивидуальная, а сопутствующими - парная и фронтальная.

Основными методами являются постановка и решение учебных задач, частично-поисковый и квази-исследовательский. При организации работы используется принцип развивающего обучения:

-         ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям;

-        идет формирование компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, учебные действия, контроль, оценка;

-         в центре внимания находится ребенок как субъект своей деятельности;

-         преподавание ведется на высоком уровне сложности;

-         ведущей является коллективная мыслительная деятельность; диалог, полилог.

Программа написана с учетом календарных часов.

ПРОГРАММА

1 класс

(4 ч х 33 нед = 132 ч)

  1. Признаки предметов. Пространственные представления. (14ч)
         
    Задача поиска предметов. Признаки предмета: цвет, форма, размер. Описание предметов по признакам. Равенство (одинаковость) и неравенство (различие) предметов по признакам.

             Взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между. Точки и линии. Прямая, отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Границы фигур.

  1. Величины.  Сравнение величин. (29 ч).

      Уточнение представлений о размере: длина, площадь. Объём (ёмкость). Масса. Сравнение групп предметов. Графическое моделирование (Изображение с помощью отрезков)  отношений равенства и неравенства.

      Уточнение неравенства: отношение «больше – меньше». Величина. Упорядочивание величин. Возрастающие и убывающие ряды величин. Преобразования предметов: увеличение, уменьшение, сохранение величин.
     Графическое моделирование рядов величин (чертёж). Буквенные обозначения величин. Знаки «=» (равно), «≠» (неравно), «<» (меньше), «>» (больше). Знаковое моделирование отношений равенства и неравенства

(формулы  вида А=Б, А≠ Б, А<Б, А>Б).

  1. Числа.  Сравнение чисел. (33 ч)

        Непосредственное и опосредованное сравнение величин. Задача воспроизведения величины (построение величины, равной заданной). Измерение и построение величины с помощью мерки и числа (операторный аспект). Знаковое м графическое моделирование действий построения и измерения величин. Представление чисел метками. Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа). Свойства натурального ряда чисел. Числительные. Цифры.

       Построение числовой прямой (выбор начала, направления и шага). Представление чисел в виде точек и отрезков на числовой прямой.

Предыдущее  и последующее число.

        Моделирование отношения неравенства величин («больше – меньше») на числовой прямой. Сравнение чисел. Число как результат измерения величины – числовое значение величины (количественный аспект числа). Зависимость числового значения величины от выбора мерки. Именованные числа. Стандартные единицы измерения и счёта.

  1. Разностное   сравнение величин. (28 ч)

      Предметные способы уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Уточнение неравенства величин: разностное отношение («больше – меньше на»). Графическое моделирование разностного отношения величин.

       Моделирование разностного отношения величин на числовой прямой. Нахождение значения разности между величинами по их значениям с помощью числовой прямой. Разностное отношение между числами. Сложение и вычитание чисел. Знаки «+» (плюс) и «-» (минус).  Присчёт и отсчёт.  Случаи сложения и вычитания а ± 1, 2, 3  (в пределах 20). Число 0.

Обозначение чисел буквами. Выражения. Простейшие текстовые задачи на разностное  отношение величин (нахождение  большей или меньшей величины).

  1. Отношение  «частей и целого» (28 ч).

      Предметные действия составления величины из частей и разбиения величины на части. Отношение «частей и целого». Графическое моделирование отношения  «частей и целого».Действия сложения и вычитания величин как действия нахождения целого по заданным частям и соответственно нахождения части по заданным целому и другой части.
       Моделирование отношения «частей и целого» на числовой прямой. Состав чисел 4,5,6,7,8,9,10. Сложение и вычитание  чисел в пределах десяти. Простейшие текстовые задачи на отношение  «частей и целого». Числа от 11 до 20.


ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу первого класса обучающиеся должны уметь:

  1. выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнения предметов (в частности, различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
  2. описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формул;
  3. отмерить величину с помощью данных мерки и числа, измерить величину заданной меркой и описать эти действия с помощью схемы и формул;
  4. построить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
  5. с помощью числовой прямой сравнить числа, найти их сумму и разность;
  6. выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 (на уровне навыка);
  7. решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева

(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

33 х 4 = 132 ч

(из них  10 ч включены в курс «Введение в школьную жизнь»)

п/п

Дата

Тип

Урока

Тема урока

Материал

к уроку

1 четверть (24 ч)

Тема 1: Признаки предметов. Пространственные представления. (13 ч)

1

17.09

ПУЗ

Выделение признаков предмета: форма, цвет, размер.

Ч.1, стр.3

2

18.09

РЧЗ

Квадрат, круг, треугольник. Описание предметов по признакам.

стр.4

3

19.09

РЧЗ

Непосредственное сравнение по выделенным признакам. Изменение по заданному признаку.

Стр.4

4

20.09

РЧЗ

Взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между.

Стр.5

5

24.09

РЧЗ

Изменение предметов по заданным признакам.

Стр.6

6

25.09

РЧЗ

Выделение признаков предметов через их сравнение: размер, больше, меньше.

Стр.7

7

26.09

РЧЗ

Точки, линии. Прямые и кривые линии.

Стр.8-9

8

27.09

РЧЗ

Длина, способы сравнения по длине. Отношения: длиннее, короче, одинаковые. Число и цифра 1.

Стр.12-13

9

1.10

УМ

Моделирование отношений «равно», «неравно» с помощью полосок.

Стр.11

10

3.10

РЧЗ

Замкнутые и незамкнутые линии. Число и цифра 2.

Стр.12-13

11

4.10

РЧЗ

Границы фигур.

Стр.14

12

5.10

РЧЗ

Подбор предметов равных и неравных по разным признакам. Число и цифра 3.

Стр.15

13

8.10

УК

Пр. р. №1. Предметное и графическое моделирование отношений «равно», «неравно» с помощью полосок.

Тема 2: Величины. Сравнение величин. (11 ч)

1

10.10

ПУЗ

Уточнение представлений о размере. Площадь.

Стр.16

2

11.10

РЧЗ

Площадь. Способы сравнения по площади.

Стр.16

3

12.10

РЧЗ

Объём (ёмкость). Способы сравнения объёмов. Число и цифра 4.

Стр.17

4

15.10

УМ

Способы сравнения объёмов. Графическое моделирование отношений «равно», «неравно».

Стр.17

5

17.10

РЧЗ

Масса. Способы сравнения по массе.

Стр.18

6

18.10

РЧЗ

Сравнение по массе. Графическое моделирование отношений «равно», «неравно». Число и цифра 5.

Стр.18

7

19.10

РЧЗ

Уточнение понятия неравенства: отношения «больше- меньше».

Стр.19

8

22.10

УМ

Подбор предметов равных и неравных по разным признакам. Графическое моделирование отношений с помощью отрезков.

Стр.19

9

24.10

УК

Пр. р. №2. Сравнение предметов по всем известным признакам.

10

25.10

РЧЗ

Счёт предметов. Количество. Способы сравнения по количеству.

Числа 1-5.

Стр.20

11

26.10

УМ

Сравнение групп предметов по количеству. Графическое моделирование отношений «равно», «неравно» с помощью отрезков.

Стр. 21

2 четверть (30 ч)

Тема 3. Действия с величинами. (13 ч)

1.

8.11

ПУЗ

Величины. Изменение величины: увеличение, уменьшение, сохранение.

Стр.22

2

9.11

РЧЗ

Изменение величины. Способы уравнивания величин. Число и цифра 6.

Стр. 23

3

12.11

УМ

Графическое моделирование изменения величины.

Стр.24

4

14.11

РЧЗ

Введение буквенной символики как средства фиксации признака. Буквы латинского алфавита.

Ч.2. стр. 3

5

15.11

УМ

Графическое моделирование величин (чертёж). Число и цифра 7.

Стр.4

6

16.11

УМ

Графическое моделирование: переход от чертежа к сравнению предметов и наоборот.

Стр.5

7

19.11

УМ

Графическое моделирование: переход от чертежа к сравнению предметов и наоборот.

Стр.6

8

21.11

РЧЗ

Знаки «=», «=», «>», «<». Знаковое моделирование отношений равенства и неравенства. Число и цифра 8.

Стр7-8

9

22.11

РЧЗ

Знаковое моделирование отношений равенства и неравенства (формулы вида А = В, А = В, А > В, А < В)

Стр. 9-10

10

23.11

РЧЗ

Ряды величин. Упорядочивание величин. Число и цифра 9.

Стр. 11

11

26.11

РЧЗ

Возрастающие и убывающие ряды величин.

Стр. 12

12

28.11

УК

Пр. р. № 3. Сравнение величин с помощью схем и формул.

13

29.11

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 4: Введение числа. (14 ч)

1

30.11

ПУЗ

Задача опосредованного сравнения: с помощью посредника.

 Стр. 13

2

3.12

РЧЗ

Сравнение величины с помощью посредника.

3

5.12

РЧЗ

Измерение величины. Мерка. Метка. Числа 1-9.

Стр.14-15

4

6.12

РЧЗ

Измерение и построение величины с помощью мерки и числа.

Стр.16-17

5

7.12

РЧЗ

Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа)

Стр.18-19

6

10.12

РЧЗ

Измерение величин с помощью слов считалки. Число 10.

Стр. 20-22

7

12.12

УК

Диагностическая работа за 1 полугодие.

8

13.12

РЧЗ

Подбор мерок, удобных для измерения величин. Простые и составные мерки.

Стр.23

9

14.12

РЧЗ

Построение величин с помощью мерки и числа. Числа 1-10.

Стр.24-25

10

17.12

РЧЗ

Построение величин с помощью мерки и числа. Числа 1-10.

Стр.24-25

11

19.12

РЧЗ

Число как результат измерения величины и как средство для её восстановления.

Стр.26

12

20.12

РЧЗ

Число как результат измерения величины и как средство для её восстановления.

Стр.27

13

21.12

УК

Пр. р. № 4. Построение величин с помощью мерки и числа.

14

24.12

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 5: Числовая прямая. (8 ч)

1

26.12

ПУЗ

Введение числовой прямой и числового луча как нового вида графической модели..

Стр.28-29

2

27.12

РЧЗ

Представление величин на числовой прямой. Место числа на числовой прямой.

Стр.29-30

3

28.12

РЧЗ

Условия, необходимые для построения числовой прямой: наличие начала отсчёта, направления и единичной мерки.

Стр. 30-31

3 четверть (38 ч)

4

11.01

РЧЗ

Поиск места числа и поиск начала по его месту на числовой прямой.

Стр.31-32

5

14.01

РЧЗ

Присчитывание и отсчитывание по единице с помощью числового луча и без него.

Стр. 32-33

6

16.01

РЧЗ

Последующее число и предыдущее число. Формула числа, предыдущего данному и последующего.

Стр.34-35

7

17.01

УК

Пр. р .№ 5. Числовая прямая.

8

18.01

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 6: Сравнение чисел. (11 ч)

1

21.01

ПУЗ

Сравнение чисел с помощью числовой прямой.

2

23.01

ПУЗ

Сравнение величин с помощью числовой прямой.

3

24.01

РЧЗ

Зависимость между числами и величинами при измерении их одной и той же меркой.

Стр. 40

4

25.01

РЧЗ

Зависимость результата измерения от выбора мерки.

Стр.41

5

28.01

УМ

«Изобретение» линейки как предметной модели процесса измерения.

Стр.42

6

30.01

РЧЗ

Стандартные единицы измерения длины. Измерение и построение отрезков с помощью линейки.

Стр. 43-44

7

31.01

РЧЗ

Измерение длин различных предметов с помощью удобных стандартных мер длины: ММ, СМ, ДМ, М.

Стр. 43-44

8

1.02

РЧЗ

Сравнение величин (длин) с помощью  их числовых значений (сравнение именованных чисел)

Стр.45-46

9

4.02

УК

Пр. р. № 6. Сравнение чисел и величин.

10

6.02

РЧЗ

Стандартные единицы счёта. Счёт парами, тройками, десятками.

Стр.46-47

11

7.02

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 7: Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание чисел. (18 ч)

1

8.02

ПУЗ

Разностное отношение между числами.

Стр.48-49

2

11.02

ПУЗ

Разностное отношение между величинами.

Стр.50-51

3

13.02

РЧЗ

Отношения «больше на…» и «меньше на…»

4

14.02

РЧЗ

Знакомство со стандартными мерами массы.

Стр.52-53

5

15.02

УМ

Выбор меры, удобной для измерения массы: Г, КГ.

Стр. 52-53

6

25.02

РЧЗ

Сложение и вычитание как действия по увеличению и уменьшению числа.

Стр.54-55

7

27.02

РЧЗ

Сложение и вычитание как действия по увеличению и уменьшению числа.

Стр.56-57

8

28.02

РЧЗ

Сложение и вычитание чисел. Знаки «+», «-» . Присчёт и отсчёт

Стр.58

9

29.02

РЧЗ

Случаи сложения и вычитания а ± 1, а ± 2, а ± 3.

ч.3. стр.3-4

10

3.03

ПУЗ

Задача: условие, вопрос, схема, выражение, ответ.

Стр.5-6

11

5.03

РЧЗ

Задачи с неполными, лишними и нереальными данными.

Стр.5-6

12

6.03

РЧЗ

Обозначение чисел буквами. Буквенные выражения.

Стр 7-8

13

7.03

РЧЗ

Обозначение чисел буквами. Буквенные выражения.

Стр.9-10

14

10.03

РЧЗ

Число ноль. Свойства ноля (а + 0 = а, а – 0 = а, а – а = 0)

Стр.11-12

15

12.03

РЧЗ

Устные и письменные вычисления в пределах 10.

16

13.03

РЧЗ

Устные и письменные вычисления в пределах 10.

17

14.03

УК

Пр. р №  7. Сложение и вычитание как действия по увеличению и уменьшению  числа.

18

17.03

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 8. Целое и части. (12 ч)

1

19.03

ПУЗ

Целое и части в предметной ситуации. Разбиение фигур на части.

Стр.13

2

20.03

РЧЗ

Отрезок и его части. Разбиение отрезка на части.

Стр.14

3

21.03

РЧЗ

Соотношение между целым и частью.

Стр.15

4

22.03

РЧЗ

Рефлексия 3 четверти.

4 четверть (30 ч)

5

31.03

РЧЗ

Определение значения целого.

Стр.16

6

2.04

РЧЗ

Порядок сложения чисел.

Стр.17-18

7

3.04

РЧЗ

Варианты значений частей целого.

Стр.19-21

8

4.04

РЧЗ

Поиск значения части.

Стр.22-24-

9

7.04

РЧЗ

Связь между компонентами сложения и вычитания.

10

9.04

РЧЗ

Переместительное свойство сложения величин и сложения чисел.

11

10.04

УК

Пр. р. №  8. Целое и части.

12

11.04

РЧЗ

Рефлексия изученного.

Тема 9. Текстовые задачи. (12 ч)

1

14.04

ПУЗ

Решение простых задач на сложение и вычитание с помощью чертежа

Стр. 25-26

2

16.04

РЧЗ

Решение простых задач на сложение и вычитание с помощью чертежа

Стр. 27-28

3

17.04

РЧЗ

Решение простых задач на сложение и вычитание с помощью чертежа

Стр. 28-29

4

18.04

РЧЗ

Составление и решение текстовых задач с опорой на схему и выражение.

Стр. 30-31

5

21.04

РЧЗ

Составление и решение текстовых задач с опорой на схему и выражение.

Стр.31-32

6

23.04

РЧЗ

Составление и решение обратных задач.

7

24.04

РЧЗ

Составление и решение обратных задач.

8

25.04

РЧЗ

Стандартные единицы объёма: литр.

Стр.33

9

28.04

УК

Пр.р № 9. Решение задач.

10

30.04

ПУЗ

Понятие уравнения. Уравнения вида а + х = в, а – х = в, х – а = в и др.

11

5.05

РЧЗ

Составление и решение простых уравнений, решаемых на основе соотношения между частью и целым.

12

6.05

УК

Контрольная  работа за год.

Тема 10. Числа 11-20. (10 ч)

1

7.05

ПУЗ

Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел.

2

8.05

РЧЗ

Запись и название чисел до 20.

Стр. 34

3

12.05

РЧЗ

Случаи сложения и вычитания вида 16 ± 1.

Стр. 35

4

14.05

РЧЗ

Случаи сложения и вычитания вида 16 ± 2, 16 ± 3.

Стр. 36-37

5

15.05

РЧЗ

Состав чисел второго десятка. Случаи сложения  вида 10 + а.

Стр. 38-39

6

16.05

РЧЗ

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

Стр. 40

7

19.05

РЧЗ

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.

Стр. 41

8

21.05

РЧЗ

Счёт десятками. Круглые числа. Запись и название круглых чисел.

9

22.05

РЧЗ

Рефлексия изученного.

10

23.05

РЧЗ

Рефлексия изученного.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Математика. 1 класс. Учебник-тетрадь в 3-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2007.
  2. Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Обучение математике. 1 класс: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 700 заданий и упражнений по математике. 1-2 классы.- М.: Астрель, 2002.
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по математике. 1 класс. - М.: Астрель, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по дисциплине "Математика" (ЕН), 2 курс колледжа, специальность 210721"Радиосвязь, радиовещание и телевиденме"

Календарно-тематический план по дисциплине "Математика" (ЕН), 2 курс колледжа, специальность 210721"Радиосвязь, радиовещание и телевиденме" ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....