Рабочая программа по математике, 4 класс.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование по учебнику М.И. Моро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_matematika_12.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Модульная программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по программе «Школа России» 2004 года по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой «Математика» 4 класс из расчёта 4 часа в неделю, при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Модульная программа представлена модулем курса, модулем раздела темы, модулем учебного занятия, так как это функционально – структурный узел. 

Основная цель программы – способствовать более действенному пути формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся, обеспечивая при этом необходимый уровень их общего и математического развития.

В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.

IV КЛАСС (136 ч)

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.

Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (9 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (15 ч) 

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (9 ч) 

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х  + 312 = 654 + 79,

729- х =217 +163,

х - 137 = 500- 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (75 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное, свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 . х = 429 + 120, х . 18 = 270 — 50; 360 : х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное  число.

Связь между величинами (скорости, время, расстояние; масса одного предмета, количество, предметов, масса всех предметов и др.).        

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о. порядке выполнения действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих

        а)        смысл арифметических действий;

        б)        нахождение неизвестных компонентов, действий;

        в)        отношения больше, меньше, равно;

        г)        взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2-4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2—З ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)

Основные требования к знаниям, умениям и

навыкам обучающихся, обеспечивающие

преемственную связь с курсом

математики в 5 классе

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. Д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь между компонентами и результатом каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
  • находить числовые значения буквенных выражений вида а±3, 8.r, b: 2, a±b, c.d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, уводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  • решать уравнения вида  х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 - х = 1450, х .12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  • решать задачи в 1 — 3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорбеть, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, Периметр много; угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений Величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Учебно-методический комплект

Авторы учебника: Моро М.И, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В, Степанова С.В,          

                              Волкова С.И.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2006г.

Авторы программы: Моро М.И,Колягин Ю.М, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В,  

                                  Волкова С.И. Степанова С.В.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2008г.

Автор поурочных разработок по математике в 4 классе: Дмитриева О.И.

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2011 г.

Авторы рабочей тетради по математике в 4 классе (в 2-х частях) Моро М.И., Волкова С.И.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2010 г.

Календарно-тематическое планирование:

п/п

п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем программы

Стр.

Дата

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Тема: «Числа от 1 до 1000. Продолжение». – 12 ч.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Приёмы письменного вычитания.

Приёмы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

Умножение на 0 и 1.

Приёмы письменного деления.

Приёмы письменного деления.

Приёмы письменного деления.

Диагонали прямоугольника.

Свойства диагоналей прямоугольника.

Контрольная работа №1 по теме: «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление».

Тема: «Нумерация». – 9 ч.

Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Чтение и запись чисел.

Разрядные слагаемые.

Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Знакомство с классом миллионов и классом миллиардов.

Луч. Числовой луч.

Угол. Виды углов.

Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация чисел больше 1000».

Тема: «Величины». – 15 ч.

Единица измерения длины – километр. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Единица измерения длины – километр.

Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Ар. Гектар.

Таблица единиц измерения площади.

Измерение площади фигуры с помощью рулетки.

Нахождение нескольких долей целого.

Нахождение нескольких долей целого.

Единицы измерения массы: тонна, центнер.

Таблица единиц измерения массы.

Единицы измерения времени.

Сутки. Время от 0 до 24ч.

Секунда. Век.

Таблица единиц измерения времени.

Контрольная работа №3 по теме: «Величины».

Тема: «Сложение и вычитание». – 9 ч.

Устные и письменные приёмы вычислений. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Устные и письменные приёмы вычислений.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Решение задач по выражению.

Сложение и вычитание величин.

Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме.

Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме.

Контрольная работа №4 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Тема: «Умножение и деление». – 75 ч.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Письменный приёмы умножения.

Письменный приёмы умножения.

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.

Нахождение неизвестного множителя.

Деление 0 и на 1.

Письменные приёмы деления.

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Задачи на пропорциональное деление.

Письменные приёмы деления.

Письменные приёмы деления.

Письменные приёмы деления.

Решение составных задач.

Решение составных задач.

Контрольная работа №5 по теме: «Деление на однозначное число».

Среднее арифметическое. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Среднее арифметическое.

Скорость. Время. Расстояние.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Контрольная работа №6 по теме: «Решение задач на движение».

Решение задач на движение. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Виды треугольников.

Построение геометрических фигур.

Умножение числа на произведение.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Решение задач на движение.

Перестановка и группировка множителей.

Контрольная работа №7 по теме: «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Деление числа на произведение. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Решение составных задач.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Решение составных задач.

Контрольная работа №8 по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Умножение числа на сумму. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Умножение числа на сумму.

Письменное умножение на двузначное число.

Письменное умножение на двузначное число.

Решение составных задач.

Решение составных задач.

Умножение на двузначное и трёхзначное число.

Умножение на двузначное и трёхзначное число.

Письменное умножение на трёхзначное число.

Письменное умножение на трёхзначное число.

Контрольная работа №9 по теме: «Умножение на двузначное и трёхзначное число».

Письменное деление на двузначное число. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Письменное деление с остатком на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Решение составных задач.

Решение составных задач.

Деление на двузначное число.

Деление на двузначное число.

Письменное деление на двузначное число.

Контрольная работа №10 по теме: «Деление на двузначное число».

Письменное деление на трёхзначное число. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Письменное деление на трёхзначное число.

Письменное деление на трёхзначное число.

Письменное деление на трёхзначное число.

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Деление на трёхзначное число.

Деление на трёхзначное число.

Деление на трёхзначное число.

Деление на трёхзначное число.

Деление на трёхзначное число.

Контрольная работа №11 по теме: «Деление на трёхзначное число».

Тема: «Систематизация и обобщение всего изученного». – 16 ч.

Повторение. Нумерация. Анализ ошибок, допущенных в к/р.

Повторение. Уравнение.

Повторение. Арифметические действия: сложение и вычитание.

Повторение. Арифметические действия: умножение и деление.

Повторение. Правила о порядке выполнения действий.

Повторение. Величины.

Повторение. Геометрические фигуры.

Повторение. Решение составных задач.

Повторение. Решение составных задач.

Контрольная работа №11 по итогам года.

Повторение. Решение составных задач.

Повторение. Решение составных задач.

Повторение. Сложение и вычитание.

Повторение. Умножение и деление.

Повторение. Решение задач на движение.

Повторение. Игра «Слабое звено».

4-5

6-7

8

9

10-11

12

13

14

15

16

17

22-23

24-25

26

27

28-29

30

31-32

33-34

38-39

40

41-42

43

44

45-46

47

48

49

50

51

52-53

54-55

56

62-63

63

64

65

66

67

68

96

72

73

74

75

76

77

78

79-80

81

82

83

84

85

86

90

91

92-93

93

94

95

3

4

5-7

8

9

10

11

12

13

19-20

21

22

23

24

25

26

27

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

60

61

62

63-64

65

66-67

68

69

70

71

72-73

80-81

82-83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95-96

Таблица соответствия количества часов

рабочей и авторской программы:

п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

2

3

4

5

6

Числа от 1 до 1000.

Продолжение.

Нумерация.

Величины.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Систематизация и обобщение всего изученного.

12 ч.

9 ч.

15 ч.

9 ч.

75 ч.

16 ч.

12 ч.

9 ч.

15 ч.

9 ч.

75 ч.

16 ч.

Основные требования к знаниям, умениям и

навыкам обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел до 1000;

- названия компонентов и результатов умножения и деления;

- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).

Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);

- решать задачи в 1—3 действия;

- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

Нормы оценок по математике.

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Письменная проверка знаний, умений и навыков.

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

- неправильный выбор действий, операций;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

 выполненным действиям и полученным результатам;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;

Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;

При оценке работ, состоящих только из задач:

Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;

Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;

Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;

Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;

При оценке комбинированных работ:

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;

Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;

Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;

Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

Литература:

  1. Авторы учебника: Моро М.И, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В, Степанова С.В, Волкова С.И.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2006г.

  1. Авторы программы: Моро М.И,Колягин Ю.М, Бантова М.А, Бельтюкова Г.В, Волкова С.И. Степанова С.В.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2008г.

  1. Автор поурочных разработок по математике в 4 классе: Дмитриева О.И.

Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2011 г.

  1. Авторы рабочей тетради по математике в 4 классе (в 2-х частях) Моро М.И., Волкова С.И.

Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2010 г.

  1. Шклярова Т.В. «Устный счёт. 4 класс».

Издательство: «Грамотей», г. Москва, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...