конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Сюзева Елена Михайловна

Урок математики на тему: "Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме: Приёмы сложения и вычитания с переходом через разряд".  урок представлен в форме путешествия с капелькой воды. Урок направлен на решение не только коррекционно- обучающих, но и воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse_na_temu.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».   Учитель: Сюзева Е.М.

Общедидактическая цель урока: Повторение и закрепление знаний и способов действий.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Цели: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сложение и вычитания в пределах 20 с переходом через 10», «Нумерация от 1 до 20», «Сравнение чисел». Дать элементарное представление о круговороте воды в природе и значении воды в жизни человека и природы.

2. Корригировать мыслительную деятельность через решение примеров и задач, мелкую моторику через письменные работы, внимание и логическое мышление через выполнение заданий  на соотнесение чисел и букв; расширить словарный запас учащихся через знакомство с новыми понятиями; формировать информационную компетентность через работу со  словарём и посредством ИКТ.

3. Удовлетворять потребности в общении и деятельности, воспитывать бережное отношение,  любовь к природе и родному краю.

Оборудование, используемое на уроке: компьютер, проектор, экран, доска, наборы чисел от 1 до 20, призы – «капельки», мультимедийная презентация,

 минеральная вода, одноразовые стаканчики, поднос, толковый словарь Ожегова, индивидуальные инструкционные карты по решению задачи, карточки с домашним заданием.

Ход урока:

этап

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент.

- Сядет тот, кто ответит на вопрос:

Какое сегодня число?

Какой день недели?

Какое было число вчера?

Какое время года на дворе?

Какой идёт месяц?

Какой он по счёту весенний месяц?

Какое будет число завтра?

Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места.

2.

Психологический настрой на урок.

- Ребята, мы начинаем урок математики. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Улыбнитесь! Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

Дети улыбаются друг другу.

3.

Тема и цели урока.   (слайд)

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с Капелькой. ( картинка на слайде) При этом мы будем преодолевать препятствия, выполняя задания по теме:

 « Примеры и задачи на сложение и вычитание чисел с переходом через десяток»

Целеполагание:

- Чтобы быстро пройти весь путь, что мы должны знать?

-Уметь? …

Мотивация:

- За каждое выполненное задание или ответ вы будете получать капельки. В конце урока мы посмотрим, кто наберёт большее число капелек.

Дети читают тему урока.

Знать: таблицу сложения и вычитания, нумерацию от 1 до 20.

Уметь: решать задачи и примеры.

4.

Подготовка к активной деятельности на уроке.

Устный счёт:  (слайд)

  1. – Чтобы нам узнать, откуда взялась наша Капелька, выполним задание:

Сосчитай:

от 1 до 20

От 20 до 1

От 14 до 19

От 17 до 9

- Посмотрите на картинку и скажите, откуда взялась наша Капелька?

Дети считают. По мере выполнения задания, каждая карточка переворачивается, постепенно открывается картинка.

- Снег растаял, и с крыши закапали сосульки.

- Как вы понимаете значение слова капелька?

- А где можно узнать точное определение?

(Учитель показывает толковый словарь.)

- Чтобы нам правильно найти в словаре нужное слово и его обозначение,  выполним следующее задание.

   2. Работа с числами. (нумерация)

- Покажите число, следующее за числом 14.

- покажите число, стоящее между числами 15 и 17.

- покажите число, предыдущее числа 19.

- Покажите соседей числа 11.

- Молодцы! Сейчас мы сможем прочитать определения из словаря, что такое «капля».

Один из учеников находит по закладке нужную страницу и самостоятельно находит слово «капля» в словарной строке.

( на слайде так же открывается определение данного слова)

Капля – маленькая отдельная частица жидкости округлой формы.

Капля – жидкое лекарство, принимаемое по счёту таких капель.

  1. Составление и решение задачи по краткой записи.

-Давайте, ребята, мы составим и решим задачу по краткой записи , используя слова  «лекарство» и «доктор». (слайд)

Катя- 12 капель

Дима - ? на 4 капли меньше

- Каким действием будем решать задачу? Почему?

- Расскажите решение и ответ.

  1. Составь и реши примеры по таблице:  (слайд)

                  12 -

10      О

8       В

4       А

6       Д

8

4

2

6

Загадка:

Чего в гору не вкатить.

В решете не унести.

И в руках не удержать?

- Отгадаете загадку, если подставите к ответам примеров соответствующую букву.

- Правильно, ребята, мы сегодня путешествуем с капелькой воды.

( за выполнение заданий  устного счёта дети получают капельки - жетоны)

Ответы детей.

В словаре.

( у каждого на парте конверт с набором чисел)

Дети читают.

Дети составляют текст задачи.

- Будем решать вычитанием, потому что на 4 меньше.

Решение: 12 капель – 4 капли = 8 капель.

Ответ: 8 капель лекарства доктор прописал Диме.

 Дети составляют и решают примеры по таблице.

Ответы заносятся в таблицу.

- Получилось слово «вода».

4.

Работа в тетрадях.

  1. Чистописание. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Наше путешествие продолжается. Так же как капельки капают друг за другом, и нам с вами тоже надо продолжить числовой ряд, соблюдая определенную последовательность.

( в тетрадях прописано: 1,3,5,…)  

- Какое будет следующее число?

-Почему?

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записи чисел  и каллиграфию.

  1. Математический диктант.

Запишите число, в котором 1 десяток 7 единиц.

Уменьшаемое 20, вычитаемое 4, найдите остаток.

     Уменьшите 16 на 8 .

 Найдите сумму чисел 8 и 7.

     Первое слагаемое 7, второе 4, найдите сумму .

Запишите число, в котором 1 десяток и 0 единиц.

Проверка по ключу на слайде.

     - Какое число лишнее? Почему?

- Двузначные числа расположите в порядке возрастания. Если правильно выполните задание, узнаете куда «побежала» Капелька.  (ручей)- слайд.

3. Задачка на внимание.

- 20 храбрых малышей

Переходят вброд ручей.

Один отстал: «домой хочу!»

Сколько их пришло к ручью?  (19)

- Объясните решение задачи по алгоритму. (карточки с алгоритмом решения задачи у каждого ученика)

Оформление работы в тетрадях.

- число 7.

- Потому что каждое последующее число увеличивается на 2.

- Дети записывают числовой ряд.

Взаимопроверка ( в парах).

17, 15, 16, 11, 10,8.

-Лишнее число 8, т.к. оно однозначное, а другие двузначные.

Дети объясняют по алгоритму.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Физкультминутка. (слайд)

Организация деятельности по применению полученных знаний.

Решение примеров:

- Продолжаем наше путешествие. Ручеёк привёл нас и нашу капельку к  реке. А чтобы узнать какие главные  реки протекают на территории нашего Верхнекамского района, выполним задание. На слайде:

Дифференцированное задание.<,  > ,=

             12 – 5 … 9      16 – 8 … 5

             13 – 5 …8        12 – 9 … 7

             14 – 7 …2        16 - 9 … 7

Проверка по цепочке с комментированием.

- Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. ( На слайде открываются названия рек Верхнекамского района: Вятка, Кама, Созим, Волосница, Лупья.)

Работа с задачей:

- Но кроме рек у нас ещё есть озёра и пруды. Самый крупный пруд на территории нашего района – Кирсинский пруд. Это не только источник пресной воды, но и любимое место отдыха и рыбалки многих жителей нашего района.

Сейчас мы решим задачу про наш пруд.

Текст на слайде:

 Миша поймал в пруду 12 окуней, а ершей на 5 меньше. Сколько окуней поймал Миша?

Самостоятельное решение задачи. ( по алгоритму)

Проверка  решения на доске. Самопроверка.

Устное задание.

- Из рек, озёр, прудов, подземных источников вода и наша капелька попадает в водопроводные трубы и приходит в квартиры к человеку.

- Для чего нужна вода людям?

- Чтобы узнать, а сколько литров воды человек потребляет с питьём и пищей каждый день. Решите цепочку: (устно)

?

   -3         +1         -5         +2                  

8

- Наше путешествие продолжается. Но оказывается, ребята, вода ещё и лечит. Проходя сквозь слои почвы, проделывая такой длинный путь, наша Капелька насыщается различными полезными веществами  и становится лечебной.

(Слайд) – Мин. источники Кировской области в Нижнеивкино, п. Красный Яр (Нолинский район) и др.

Физкультминутка.( упражнение на осанку и утоление жажды)

 ( Детям предлагается попить минеральной воды из одноразовых стаканчиков. Кто выпьет, должен перевернуть стаканчик и поставить себе на голову. Со стаканом на голове нужно пройти вдоль класс, не уронив стаканчик, руки держать на поясе.

Обобщение и систематизация знаний:

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Наша Капелька хочет на прощанье о чём-то вас попросить. А что она хочет нам сказать, мы узнаем, если решим примеры и подставим вместо чисел соответствующие буквы.

1 ряд: 8+4=              2 рад: 18-9=

           7+7=                         5+6=

           9+4=                         8+7=

          15-8=                         13-5=

           9+9=                         8+9=

Береги воду!

                       

- Прочитайте !

- Почему надо беречь воду?

Информация по домашнему заданию.

- Составить и решить примеры по схеме, отгадать загадку. ( карточки)

 Загадка:

Не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.       ( ……… )

16

15

14

17

18

11

12

8 + 9=

9 + 3=

8 + 6=

 Ч

 Б

 Н

 У

 Е

 И

 К

4 + 7=

9 + 9=

9 + 6=

8 + 8=

 ( карточки каждому ученику).

Подведение итогов урока:

 - С кем мы сегодня путешествовали?

- Чем занимались на уроке?

- Сосчитайте, сколько капелек вы получили за выполнение заданий на уроке?

Рефлексия: (слайд)

 - Каждый из вас сегодня получил много капелек. Если их все сложить, что получится?

- Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с маленького успеха начинается  большой успех в освоении математики.

Оценки за урок.

- Спасибо всем за работу на уроке.

Дети выполняют комплекс упражнений  по картинке и стихотворению на слайде.

Дети объясняют: Из 12 вычесть 5 , получится 7. 7 меньше 9, ставлю знак «меньше». И т.д.

(Слабые и среднеуспевающие учащиеся выполняют примеры под красным кружком. Сильные учащиеся выполняют примеры и под красным и под зелёным. Цвет кружка отмечен у детей на конвертах с цифрами.)

12 р. – 5 р. = 7 р.

Ответ: 7 ершей.

( кто первый решит, выходит к доске и записывает решение и ответ)

- Чтобы умываться, пить, стирать, готовить и т.д.

Дети считают устно, говорят учителю шёпотом.

Когда большинство решат правильно, один ученик озвучивает решение цепочки и ответ. (3 литра).

Дети пьют минеральную воду из стаканчиков.

Затем выполняют упражнения на осанку ( со стаканчиками) .

Дети решают примеры по рядам.

Один ученик с каждого ряда выходит к доске и записывает ответы по порядку примеров.

По «ключу» подставляют буквы и читают надпись.

- Без воды умрёт всё живое.

- С Капелькой.

-Мы решали, считали, составляли примеры и задачи.

- Целый ручей.