Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Лобанова Лариса Евгеньевна

Рабочая программа по математике для 1 класса.

          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации данные в программах специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

C:\Users\user\1\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать1.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 1-Л КЛАССА

НА 2014 – 2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

 учитель начальных классов

Чагеева Л. Е.

Москва

2014

Пояснительная записка.

          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации данные в программах специальных (коррекционных) учреждениях VIIIвида под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-Хилько А. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение

- Эк В.В.. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.: Пособие для учителя. –М.: «Просвещение», 2005.

- Хилько А.АВ. Рабочая тетрадь №.1, 2 . С.-Пб. Просвещение.-2008.

У детей с глубоким нарушением интеллекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза,    что особенно ярко обнаруживается при обучении их математике. У глубоко умственно отсталых детей не возникает подлинного понятия о   числе и  о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Такие дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а  переход к абстрактному счету для них недоступен. Уроки математики проводятся па практически наглядной основе. Широко используются пособия для фронтальной и индивидуальной работы.

Обучение счету глубоко умственно  отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи — развитие у глубоко умственно отсталых учащихся интереса к учебным понятиям, выработка  умения слушать учителя и выполнять его задания. Учащиеся  со сложной структурой дефекта должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.  

На уроках математики учащиеся данной категории считают различные предметы,  записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: предметно-практической деятельностью, рисованием, с занятиями по ручному  труду.

П Р О Г Р А М М А

Пропедевтический период (3 месяца)

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.

Понятие о количестве: много, мало, столько  же, один, больше, меньше, поровну.

Пространственные представления:верхний - нижний, правый - левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше - ближе, вверху - внизу, выше -ниже, справа - слева, впереди  - позади, вперед - назад.Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.

Понятия веса:   тяжелый - легкий, тяжелее -  легче.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.

Числа  1 - 5

Счет в пределах 5. Образование чисел 2 - 5. Счет прямой и обратный.

Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 5. Составление задач по практическим действиям.

Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1-5 коп. Распознавание их.

Геометрический материал: круг, квадрат, прямоугольник,треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о цвете, величине, размере и форме предметов;

- о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя;

- о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь;

- о порядке следования дней: вчера, сегодня, завтра;

- о счёте в пределах 5;

- о записи чисел 1-5;

- об арифметических действиях сложения и вычитания;

- о структуре простой арифметической задачи;

- о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.

Основные требования к умениям учащихся.

      Учащиеся должны уметь:

-различать предметы по цвету, форме;

- сравнивать 2-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;

-выделять из множества один, несколько предметов;

- сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;

-  различать правую и левую руки, определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение (справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу);

- ориентироваться на листе бумаги;

- устанавливать  порядок следования предметов;

- узнавать и показывать геометрические фигуры;

- собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей; составлять  геометрические фигуры из счётных палочек;

- писать цифры 1,2,3,4,5, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;

- записывать и производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5  (с помощью учителя);

- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;

- обводить геометрические фигуры по контуру и трафарету.

Календарно-тематическое планирование по математике

1 четверть

Дата

Тема

01.09

Вводное занятие. Выявление элементарных математических представлений.

02.09

Предметы  их свойства: цвет, форма, величина. Круг.

04.09

Понятия о размере предмета: большой – маленький. Круг.

08.09

Сравнение по размеру: больше – меньше. Квадрат.

09.09

Сравнение двух предметов по величине: одинаковые, такой же. Квадрат.

11.09

Сравнение двух предметов: длинный – короткий. Прямоугольник.

15.09

Сравнение двух предметов: широкий – узкий, толстый – тонкий. Прямоугольник.

16.09

Сравнение двух предметов: высокий – низкий, глубокий – мелкий. Квадрат, круг.

18.09

Сравнение двух предметов по длине: длиннее, короче. Квадрат, прямоугольник.

22.09

Сравнение двух предметов по ширине: шире, уже. Овал.

23.09

Сравнение двух предметов по высоте: выше, ниже. Овал.

25.09

Сравнение трёх предметов: самый длинный, самый короткий, самый высокий, самый низкий. Круг, овал.

29.09

Понятие – масса предмета. Круг, овал.

30.09

Сравнение двух предметов по массе: тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Овал, прямоугольник.

02.10

Сравнение двух предметов по массе: равные, одинаковые по тяжести. Треугольник.

06.10

Сравнение двух предметов по массе: тяжелее, легче. Треугольник.

07.10

Сравнение двух предметов: самый тяжелый, самый легкий. Круг, квадрат.

09.10

Сравнение двух предметных совокупностей: много, мало.Круг, квадрат.

13.10

Сравнение трех предметных совокупностей: один, немного, несколько. Круг, квадрат.

14.10

Сравнение трех предметных совокупностей: больше, меньше, столько же.  Круг, квадрат, треугольник.

16.10

Временные представления. Времена года: осень, зима, весна, лето. Брус.

20.10

Временные представления. Сутки: день, вечер, ночь, утро. Брус.

21.10

Временные представления. Неделя (7 суток). Квадрат, прямоугольник.

23.10

Неделя. Дни недели. Квадрат, прямоугольник.

27.10

Возраст: молодой – старый (моложе – старше). Прямоугольник,треугольник.

28.10

Пространственные представления: вверху – внизу. Прямоугольник, треугольник.

30.10

Закрепление изученных тем.

2 четверть

Дата

Тема

10.11

Положение предметов в пространстве: справа- слева. Квадрат, прямоугольник.

11.11

Положение предметов в пространстве: выше-ниже. Закрепление изученного.

13.11

Положение предметов в пространстве: далеко-близко, ближе-дальше, здесь. Квадрат.

17.11

Положение предметов в пространстве: в центре, между, в середине. Треугольник.

18.11

Положение предметов в пространстве:  рядом, около. Прямоугольник, квадрат.

20.11

Положение предметов в пространстве: под, над, у, в. Прямоугольник, квадрат.

24.11

Отношения порядка следования: перед, после, за. Треугольник.

25.11

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний. Треугольник.

27.11

Положение предметов в пространстве по отношению друг к другу: следом за, следующий за, перед, после.  Круг, квадрат.

01.12

Временные представления. Сутки (утро, день, вечер, ночь). Сравнение геометрических форм: круг, квадрат.

02.12

Временные представления: вчера, сегодня, завтра. Геометрическая форма: прямоугольник.

04.12

Временные представления: следующий день. Треугольник.

08.12

Временные представления: медленно, быстро. Геометрический знак: точка.

09.12

Временные представления: рано, поздно, вовремя. Круг.

11.12

Временные представления: давно, недавно. Прямоугольник.

15.12

Возраст человека. Сравнение по возрасту: молодой-старый, моложе-старше. Прямоугольник, круг.

16.12

Число и цифра 1. Образование числа. Соотношение количества числа и цифры. Треугольник.

18.12

Число и цифра 1.Количественные и порядковые числительные. Место числа в числовом ряду. Геометрический знак: точка.

22.12

 Повторение. Число и цифра 1.Соотношение количества и цифры. Геометрический знак: прямая линия.

23.12

Число и цифра 1. Количественные и порядковые числительные. Круг.

25.12

Образование числа 1. Количество, порядок (один, одна, одно).

3 четверть

Дата

Тема

12.01

Повторение: число и цифра 1. Прямая. Кривая.

13.01

Число и цифра 2. Образование числа. Прямая. Кривая.

15.01

Число и цифра 2. Состав числа 2.Точка. Прямая.  

19.01

Число и цифра 2. Сет в прямой и обратной последовательности. Точка.

20.01

Число и цифра 2. Соотношение количества, числа и цифры. Кривая.

22.01

Число и цифра 2. Место числа в числовом ряду. Прямая, кривая.

26.01

Число и цифра 2.Число предшествующее. Прямая, кривая.

27.01

Число и цифра 2. Сравнение чисел. Круг.

29.01

Число и цифра 2. Сложение в пределах  двух. Прямоугольник.

02.02

Число и цифра 2. Повторение. Сложение в пределах двух. Квадрат, прямоугольник.

03.02

Число и цифра 2. Вычитание в пределах двух. Треугольник.

05.02

Число и цифра 2. Повторение. Вычитание в пределах двух. Круг.

09.02

Число и цифра 3.  Образование числа. Овал.

10.02

Число и цифра 3.  Соотношение количества ,числа и цифры. Круг, треугольник, квадрат.

12.02

Число и цифра 3. Место в числовом ряду. Круг.

16.02

Число и цифра 3. Число предшествующее. Круг, квадрат.

17.02

Число и цифра 3. Сравнение чисел: больше. Прямоугольник, треугольник.

19.02

Число и цифра 3.Сравнение чисел:  меньше. Квадрат, прямоугольник.

02.03

Число и цифра 3.Сравнение чисел:  равные. Круг, квадрат.

03.03

Число и цифра 3.  Решение примеров на сложение в пределах трёх. Прямоугольник.

05.03

Число и цифра 3. Решение примеров на вычитание в пределах трёх.  Треугольник.

10.03

Число и цифра 3.Решение простой задачи на нахождение суммы по картинке.Прямоугольник, овал.

12.03

Число и цифра 3. Решение простой задачи на нахождение остатка по картинке. Прямоугольник, квадрат.

16.03

Итоговая контрольная работа по изученным темам.

17.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

19.03

 Повторение. Решение примеров на сложение в пределах трёх. Круг.

4 четверть

Дата

Тема

30.03

Повторение: число 3. Решение примеров в пределах  трёх. Квадрат.

31.03

Число и цифра 4. Образование числа.  Треугольник.

02.04

Число и цифра 4.  Счёт в прямой и обратной последовательности. Квадрат, треугольник.

06.04

Число и цифра 4.  Количественный и порядковый счёт. Круг.

07.04

Число и цифра 4. Соотношение количества, числа, цифры.  Квадрат.

09.04

Число и цифра 4.  Место в числовом ряду. Круг, овал.

13.04

Число и цифра 4. Сравнение чисел: больше-меньше. Треугольник.

14.04

Число и цифра 4.   Сравнение чисел: больше, меньше, равны. Прямоугольник , квадрат, круг.

16.04

 Решение примеров на сложение в пределах четырёх. Прямоугольник, треугольник.

20.04

Решение примеров на вычитание в пределах четырёх. Линия прямая.

21.04

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах четырёх. Линия кривая

23.04

Число и цифра 4. Повторение.  Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Прямая, кривая линии.

27.04

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах четырёх. Точка.

28.04

Число и цифра 4. Решение простой задачи на нахождение суммы по картинке. Точка, прямые.

30.04

Число и цифра 0.  Круг.

05.05

Решение примеров (с ответом ноль). Построение прямой через одну точку.

07.05

Число и цифра 5. Образование числа.  Обводка геометрических фигур по контуру.

12.05

Число и цифра 5.  Счёт в прямой и обратной последовательности. Штриховка геометрической фигуры слева- направо.

14.05

Число и цифра 5.  Количественный и порядковый счёт. Круг.

18.05

Число и цифра 5.  Соотношение количества, числа, цифры.  Квадрат.

19.05

Число и цифра 5. Место в числовом ряду. Круг, овал.

21.05

Число и цифра 5. Сравнение чисел Место в числовом ряду.  Круг, овал.

25.05

Число и цифра 5. Сравнение чисел: больше-меньше. Треугольник.

26.05

Итоговая контрольная работа по изученным темам.

28.05

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией  А.Р. Маллер. М.,1984.

2.  Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей .Под редакцией  В. Е. Воронковой. М., 1994.

3. Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Под редакцией  И.М. Бгажноковой. Санкт-Петербург, 2008.

4.  Дети-олигофрены. Под ред.  М.С. Певзнер. М.,1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

Рабочая программа по математике для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе программы  по математике для 4 класса, комплекта  «Школа России»,  рекомендованной  Департаментом общего среднего образования Министерства ...

Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

   Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....

Рабочая программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Знания тогда только знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой....

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида...