урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Котосова Людмила Николаевна

математика Э.И.Александровой издательства "Дрофа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotosova_l.n._reshenie_zadach_s_oporoy_na_shemu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 331

НЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Урок математики

«Решение текстовых задач с опорой на схему»

1 класс

Учитель начальных классов

Котосова Людмила Николаевна

Санкт-Петербург, 2010 год.

Урок по математике в 1 классе по теме: «Решение текстовых задач с опорой на схему».

Учебник Э.И.Александровой  «Математика» 2 класс, часть 2. Издательство «Дрофа» 2007 уч.год.

На городском семинаре передо мной стоит такая задача:

- показать работу по чтению и анализу текста задачи.

- показать приёмы работы с решённой задачей.

Цель:

  1. Развивать умение по решению текстовых задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
  2. Развивать связную речь учащихся, произвольное внимание, память, мышление.

Развивать умение работать самостоятельно и в парах.

  1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Прививать умение оценивать свою работу путём рефлексии.

Воспитывать уверенность в себе, работоспособность.

Оборудование:

Для ученика: веер и цифрами, сигнальные карточки, памятки по решению задач.

Для учителя: карточки, доска, мел.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Садитесь. Повернитесь к своей паре, давайте пожелаем друг другу хорошей работы. Успехов на уроке. Приготовьте  ладошки. Я в свою очередь тоже желаю вам хорошей работы.

  1. Актуализация знаний

Сейчас мы поработаем немного устно, для этого нам понадобится веер, возьмите веера в руки. Слушаем внимательно задание и показываем ответ с помощью веера.

  1. В третьем классе сегодня 5 уроков, а в первом на один урок меньше. Сколько уроков в 1 классе?
  2. Дима купил в буфете 3 пирожка, а Толик на 2 больше. Сколько пирожков купил Толик?
  3. Алёна составила 5 примеров на вычитание, а Артём 4 примера на сложение. Сколько всего примеров составили ребята?

Какие задания мы с вами сейчас выполняли?  (Мы сейчас  решали задачи)

А что значит задача? Что мы уже научились выделять в задаче? (В задачах мы умеем выделять условие и вопрос)

Сегодня мы продолжим работу над решением задач и поможет нам в этом памятка. (Я произношу вслух тему урока и вывешиваю памятку на доску,  и у детей на партах лежат памятки).

Что значит уметь решать задачу? Давайте вспомним, а тем, кто забыл, напомним, как мы работаем с задачей?

 (Задачу необходимо внимательно прочитать,

Составить модель,

составить план решения,

выполнить действие,

сделать проверку и лишь потом,

записать ответ).

III. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ЗАДАЧИ.

а) чтение и анализ текста задачи

Откройте  учебник  на стр. 42 № 63. Задача 1.

У Наташи в пенале 6 карандашей, а ручек – на 2 меньше, чем карандашей.

 Сколько ручек у Наташи в пенале?

Прочитайте задачу в полголоса. (Жужжащее чтение)

А задача ли это? (Да, так как есть условие и вопрос)

Выделите условие простым карандашом. А вопрос красным карандашом.

А дальше учиться читать задачу нам поможет  схема.

Я вывешиваю схему на доску. (Схема правильная.)

Лиза, выйди к доске. Что ты видишь на доске? (Отрезки, схемы, над ними буквы, линеечки, дуги…)

Лиза, покажи отрезок.

Как ты думаешь, что обозначает этот отрезок? (??? Карандаши)

Вы ребята согласны?  Покажите с помощью наших сигналов свое мнение.

Лиза, а что еще ты видишь?  (Цифру 6)

Что обозначает число 6? (??? Количество карандашей)

Вы ребята согласны?  Покажите с помощью наших сигналов свое мнение.

Докажите, перечитайте задание.  Найдите это число в тесте задачи.

Костя, выйди к доске.

Как ты думаешь, что обозначает второй отрезок? (??? Ручки) 

Что ты еще видишь на схеме.  Что мы еще не рассмотрели с помощью Лизы?

Что это обозначает?

Вы согласны?  Покажите с помощью наших сигналов свое мнение.

Что ты видишь над отрезком? А что означает число 2? (??? Количество ручек)

Вы ребята согласны?  Покажите с помощью наших сигналов свое мнение.

Докажите. Перечитайте задачу ещё раз, найдите число 2 в задаче.

Юра, что означает число 2? (Что ручек на 2 меньше)

А что значит на 2 меньше? (Столько же, но без 2).

Костя, теперь расскажи, что обозначает этот отрезок.

Владислав  покажи и расскажи задачу.

Костя, что мы еще не показали?

Костя и Лиза расскажите нам задачу,  пользуясь схемой. (Рассказывают задачу пополам, каждый про свой отрезок).

 Какой пункт плана мы выполнили? ( Прочитали задачу и рассмотрели модель задачи. ЧИТАЛИ ЗАДАЧУ ПО СХЕМЕ)

Докажите, что ребята  в другом классе решили задачу правильно:  6+2=8.(на доске появляется табличка) Дети высказывают свои мнения.

Д.: нет, в другом классе задачу решили не верно. В условии задачи сказано, что ручек было на 2 меньше. Значит, задача решается вычитанием.

Запиши решение.

Проверим, чего было у Наташи больше, ручек или карандашей? (Карандашей)

Составим  формулу. Какой буквой обозначим количество карандашей? (К), а количество ручек? (Р)

К>Р, на 2. 

Насколько больше? (На 2)

Сравним числа 6 и 4. ( 6 больше 4 на 2)

Над каким этапом работали? (Выполняли проверку.)

Запишите ответ.

VI. Подведение итогов урока

Чему мы учились? (сегодня на уроке мы учились работать с задачей)

Кто понял, как решать задачу? (Сигнальные карточки)

Кому было трудно? А кому было легко? (Сигнальные карточки)

Спасибо за урок, вы молодцы!!!

Если будет оставаться время…..

б) работа с решённой задачей

Положите перед  собой карточку с задачей.

У Наташи в пенале 6 карандашей, а ручек  меньше, чем карандашей.

 Сколько ручек у Наташи в пенале?

Прочитай задачу про себя. «Жужжащее» чтение: все читают в полголоса.

О чём задача? (о ручках и карандашах в пенале у Наташи)

А задача ли это? (Да, так как есть условие и вопрос)

Прочти условие…. Прочти вопрос…. Выдели цветом вопрос и простым карандашом условие.

Можем ли мы ответить на вопрос: сколько ручек у Наташи в пенале? (Можем предположить ответ. Если ручек меньше,  то их может быть 1,2,3,4,5)

Скажите, как нужно изменить условие задачи, чтобы задача решалась сложением.

Расскажи задачу. (У Наташи в пенале 6 карандашей, а ручек – на 2 больше, чем карандашей. Сколько ручек у Наташи в пенале?)

Что значит на 2 больше? (Столько же и ещё 2)

Какая схема подойдёт к этой задаче?

Что необходимо изменить в схемах, чтобы можно было ответить на вопрос,  сколько всего карандашей  и ручек в пенале у Наташи? (Изменить вопрос.  Вопрос должен тогда звучать так: сколько всего ручек и карандашей в пенале у Наташи?)

Выберите, подходящую схему.

Запишите самостоятельно решение этой задачи.

Прохожу, смотрю, кто сделал запись правильно. Того и вызываю к доске.