"Единицы времени"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

разработка урока по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_attestauiyu.doc428 КБ

Предварительный просмотр:


Урок математики на тему

"Единицы времени"

 4-й класс

Цели: 

  1. Закрепить и обобщить знания детей о ранее изученных единицах времени, устанавливать соотношения между единицами времени.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи
  3. Научить детей сравнивать между собой единицы времени.
  4. Развивать навык устного счета; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету, мыслительные операции (сравнение, классификация, общение)

Оборудование:

  1. Рисунки разнообразных часов.
  2. Рисунки цветов: мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, кувшинка.
  3. Песочные часы.
  4. рабочая тетрадь
  5. карточки
  6. виды часов (настенные, наручные
  7. ноутбук “ISUS”
  8. мультимедийный проектор “Canon”
  9. диск с записью мультфильма “Сказка о потерянном времени” по мотивам Е.Шварца
  10. запись песни из этого мультфильма
  11. запись песенки из мультфильма о

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие.

1 фрагмент мультфильма (Волшебники собираются под часами и сверяют время. На часах стрелки показывают 8 часов 30 минут.)

-Фрагмент, из какой сказки мы с вами сейчас просмотрели? (Сказка о потерянном времени)

-Кто написал ее? (Шварц)

- А сейчас вопрос для самых внимательных. Сколько времени показывали часы? (8часов 30 минут)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем  уроке? (О времени)

Приложение 1 <1 слайд (Тема урока.)>

–Цель нашего урока: повторим и обобщим  знания о единицах измерения времени, с которыми недавно познакомились на уроках математики

1.Устный счет

-Начнем наш урок с устного счета. За каждый правильный ответ, вы получаете в награду вот такие часики! (демонстрация)

- Все внимание на экран

Приложение 1 <2 слайд (задание 1)>

1 час, 1 тонна, 1 метр, 1 км, 1г, 1 сек, 1 кг, 1 дм, 1мм, 1век,1 кг,

-Прочитайте хором запись на экране

-Единицы измерения, каких величин здесь можно назвать? (единицы массы, единицы времени, единицы длины)

-Назовите единицы длины. Какие еще единицы длины вы знаете? (1 км, 1 см) Какая самая крупная мера длины (км), самая маленькая (мм)

-Назовите единицы массы. Какие еще единицы массы вы знаете? (1 ц, ) Какая самая крупная мера массы (т), самая маленькая (г)

-Какие единицы остались? (единицы времени) Какие еще единицы времени вы знаете? (мин, 1 сут, 1 неделя, 1 месяц, 1 год)  Какая самая маленькая единица измерения времени (сек), а самая большая (век)

Приложение 1 <3 слайд (таблица единиц времени)>

Приложение 1 <4 слайд (задание 2)>

  1. Какая величина «Лишняя»?
  1. 3080 см,5407 км, 6027 дм, 4078 кг,18009 м
  2. 320 кг, 12ц, 12 км, 3456т
  3. 66 0мин, 6006 сек, 660 см, 600 ч

-Какое задание необходимо выполнить? (найти «лишнюю» фигуру)

-Прошу вас приготовить модели часов, они помогут нам в решении следующей задачи

Приложение 1 <5 слайд (задание 3)>

  1. Решите задачи
  1. Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин)

-Итак, в какое время Люба приходит в школу?

-Укажите это время на моделях часов

  1. Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут?(9ч15мин)

-В какое время оканчивается этот урок?

-Укажите это время на моделях часов

  1. Перемена окончилась в 9ч25мин, а продолжалась 10 мин. Когда началась перемена? (9ч15мин)

-Когда началась перемена?

-Укажите это время на моделях часов

-Подведем итог проделанной работе.

-За правильные ответы вы получали «часики», посмотрим кто же стал победителем на этом этапе?

-Покажите свои «часики». Наибольшее количество имеют  ……….

-Вы прекрасно поработали – ваша отметка «5»

Гимнастика для глаз (музыка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»)

III. Повторение и закрепление изученного

-Продолжаем наш урок

-Все внимание на меня

“Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу обедали
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде”.

-Вот так они выглядели

Приложение 1 <6 слайд >

-Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой.

-Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время.

-Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить примеры

-Карточки с задание лежат у каждого из вас на парте

-У доски работают………………………………….

  1. 6000:1000=  6                    3 916 - 3900= 16
  2. 1000-993= 7                      150:10= 15
  3. 8000:1000= 8                    200-30:10= 17
  4. (2000+7000):1000= 9       (10000+8000):1000=18 
  5. (1000-900): 10= 10            400-300-80= 20

-Проверим. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки)

  1. 6–16     Мак
  2. 7–15     Одуванчик
  3. 8–17     Фиалка
  4. 9–18     Мать-и-мачеха
  5. 10–20     Кувшинка

Демонстрация иллюстраций цветов

-Шли годы. Часы появились иные. Клепсидрою звались часы водяные

Приложение 1 <7 слайд >

 

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой.

-Предлагаю вам решить задачу:

Приложение 1 <8 слайд >

Сколько времени понадобится для того чтобы наполнить бак водой, если 1/3 данного бака можно наполнить за 5 минут?

1

-   =  5 мин

3

-Запишите решение этой задачи. У доски работает ……………

 5*3=15 (мин)-потребуется для наполнения водой данного бака

Ответ: 15 минут

Работа в уголках здоровья

Игра “Восстановить записи”

-У вас на партах лежат листочки. Предлагаю вам поработать самостоятельно. Ваша задача восстановить записи! 

  1. 1 год – 12 месяцев
  1. 365 (366) дней
  2. 1 месяц – 30(31) (28-29) дней
  3. 1 неделя – 7 дней
  4. 1 час – 60 минут
  5. 1 сутки – 24 часа

-Проверяем………………

Приложение 1 <9 слайд >

-Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает,
Падает шар, и гремя, и звеня..
Сони боялись часов, как огня.

Приложение 1 <10 слайд >

-Огненные часы

 

 Теперь решим следующую задачу. “Олег проснулся в 8 часов.

– Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

– Еще рано: спектакль начнется через 3 часа.

– А когда же мы пойдем?

– Мы выйдем из дома ровно за час до начала спектакля,- сказала мама”.

– Кто догадался, когда начнется спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? Краткую запись составим вместе. Какие данные возьмем для краткой записи?

Пр.-8ч

Hач. - ?ч на Зч. позже

В. -?ч на 1ч раньше

– Решите задачу самостоятельно. Теперь проверим, как вы решили задачу. Сколько действий в этой задаче? Почему? Что мы найдем первым действием? Что мы нашли вторым действием? Ответили ли мы на вопрос задачи?

Гимнастика для глаз и рук

И вот появляются более точные
Их называли часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
(учитель показывает песочные часы) - демонстрация

Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =. (карточки раздает учитель)

1)для сильных                               2)для средних                        3) для слабых

862 года*8 веков

Зч * 2ч 13мин

1ч * 1 сут.

362 дня*1 год

14 дней*  1 нед

1год * 10 мес

360мин*6 часов

254 дня*254 нед

1 нед. * 5 дней

3мин15 сек*196 сек

1век * 24 года

1мин*600 сек

-Время закончилось. Отложили ручки.

-Все внимание на меня.                  

-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами

-наручные (демонстрация)

-настенные (демонстрация)

-карманные (демонстрация)

Стук в дверь (запись песни «Кабы не было зимы»)

-Кто там?

-Это я почтальон Печкин. У меня имеется послание для учеников 4 класса  Яковлевской школы. Прошу получить.

Учитель разворачивает послание и читает задание

Летом в 2004 часу в июле году я ездил отдыхать на море. Поезд ехал 3 минуты. Море очень теплое. Я купался по 3 века в день. 12 секунд я провел у моря.

-Все ли верно в этом послании. Прошу вас исправить ошибки. Кот Мартоскин

-Думаю, с этим заданием мы справимся быстро! За работу!

IV. Домашнее задание

Работа в уголках здоровья

-Проходя по заданному маршруту, прошу выбрать листок, прикрепленный на доске. Это ваше домашнее задание. У каждого оно свое.

-Откройте дневники и запишите задание

IV. Итог

-О чем говорили сегодня на уроке? (о единицах времени)

- Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили (секунда, минута, час, неделя)

  1. Сколько в одном часу минут?
  2. Неделя, это сколько дней?
  3. Перечислите дни недели.
  4. Сколько месяцев в году?
  5. Назовите зимние месяца.
  6. Для чего нам нужны часы?
  7. Какие вы знаете виды часов?

-Какие цели перед собой ставили? Добились мы этих целей?

-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие оценки

-На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его!

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет

Но положив их на весы,

Находим долгие минуты

И очень краткие часы!

Резерв.

Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?

Два мальчика играли в шахматы 1 ч 20 мин. Сколько времени играл в шахматы каждый мальчик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...