Рабочая программа
рабочая программа (математика, 4 класс) на тему

Драгункина Ирина Викторовна

Рабочая программа по ОС "Начальная школа XXI века", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4klass.rar211.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                       «Согласовано»                                                                             «Утверждаю»

Руководитель МО                                                               Заместитель руководителя по УВР                                             Руководитель

_______    /Борисова Т.А./                                                МОУ –СОШ №3   г.Аркадака                                                         МОУ –СОШ №3   г.Аркадака                                      

Протокол №____от                                                              _______     / Панова Е.Н./                                                                  _______     /Сиротина Н.В./

«___» __________  2011 г.                                                  «___» ___________  2011 г.                                                             «___» ___________ 2011 г.

Рабочая программа педагога

высшей квалификационной категории

Драгункиной Ирины Викторовны

по информатике

4-а класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

«_____» __________ 2011г.

2011 -2012 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по информатике составлена на основе:

– примерной программы начального общего образования по информатике (базовый уровень);

– авторской программы по пропедевтическому курсу информатики (Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2010);

– учебного плана образовательного учреждения.

     Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» (1—4) состоит из четырех комплектов. Комплект №4 изучается в четвёртом классе по программе 1 – 4. Учебник предназначен для изучения бескомпьютерного компонента курса информатики и ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в четвёртом классе основной школы, соответ ствует федеральному компоненту государственного стандарта, направлен на формирование об щеучебных умений и навыков, является продолжением непрерывного курса информатики и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

     Материал комплекта "Информатика в играх и задачах. 4 класс" предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю.

34-35 уроков в год, в том числе:

– на написание контрольных работ – 4 часа. (В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. В первую часть тетради включены задания контрольных работ № 1 и № 2, во вторую часть - задания работ № 3 и № 4. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах.)

Цели программы:

●  формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;

●  знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;

●  приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;

●  формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;

●  формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;

●  формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;

●  формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек;

Задачи программы:

● развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать  с информацией, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;  

● формировать умения описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами;

● сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий  для решения учебных и практических задач;

Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, каждое из которых изучается в течение учебной четверти.

                   раздел 1 «Алгоритмы» - I четверть (сентябрь-октябрь), 8-9 часов;

                раздел 2 «Объекты»  - II четверть (ноябрь-декабрь», 7-8 часов;

                раздел 3 «Логические рассуждения» - III четверть (январь-март), 10-11 часов;

                раздел 4 «Модели в информатике» - IV четверть (апрель-май), 7-8 часов.

Изу чение материала происходит «по спирали» — ученики каждую чет верть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

  1. Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. алгоритмы (9 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ.  

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Ес-

ли – то»)

1

Ролевая игра

ИКТ

Алгоритм. Команда

алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде

«Если – то». Вложенность алгоритмов

Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма.

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями

Текущий контроль,

с. 3, № 2

№ 3

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Ес-

ли – то – иначе»)

1

Урок-соревнова-

ние

ИКТ

Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если – то – иначе».

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»; выполнять алгоритмы с ветвлениями

Текущий контроль,

с. 5, № 5

№ 7

3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»)

1

Практикум

ИКТ

Цикл в алгоритме. Команда «Повторяй… раз». Условие цикла в команде «Повторяй пока…», «Повторяй для…»

Иметь представление о цикле в построчной записи алгоритма.

Уметь записывать условие цикла в команде «Повторяй», выполнять алгоритмы с циклами

Текущий контроль,

с. 10, № 9

№ 10

14

4

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

1

Урок-сказка

Игра «Слова-актеры». Алгоритм с парамет-

рами

Иметь представление о параметрах алгоритма.

Уметь выполнять алгоритмы

с параметрами

Текущий контроль,

с. 14

№ 15

21

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

1

Урок-практикум с элементами игры

ИКТ

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Игра «Что получается?»

Уметь записывать результат выполнения каждой команды алгоритма, выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями, циклами, параметрами

Текущий контроль,

с. 16, № 16

№ 17

6

Подготовка

к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

1

Практикум

ИКТ

Подготовка к контрольной работе

Иметь представление о построчной записи ветвлений и циклов в алгоритмах, об использовании параметров. Уметь составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, записывать промежуточные результаты выполнения алгоритма

Текущий контроль:

с. 20, № 21

№ 20

7

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

1

Урок проверки ЗУН

Проведение контрольной работы

Тематический. Контрольная работа

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Урок коррекции, практикум

ИКТ

Подведение итогов контрольной работы № 1. Дополнительные задания № 25–29

Текущий контроль:

с. 21, № 22

№ 24

9

Повторение

1

Урок-игра

ИКТ

Повторение по разделу «Алгоритмы»

Тематический. Самостоятельная работа

№ 30

Раздел 2. группы (классы) объектов (8 часов)

10

Общие свойства

и отличительные признаки группы объектов

(«Что такое? Кто такой?»)

1

Урок-исследование

ИКТ

Группа объектов. Общие и единичные имена. Игра «Кто это? Что это?». Общие составные части и действия группы объектов. Таблица «Состав – действия». Отличительные признаки объектов группы

Уметь описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки группы объектов

Текущий контроль:

с. 32, № 3

№ 4

11

Схема состава объекта. Адрес составной части

(«В доме – дверь, в двери – замок»)

1

Урок-путешествие

ИКТ

Схема состава объекта. Адрес составной части

Иметь представление о ветвлении в построчной записи алгоритма.

Уметь записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то», выполнять алгоритмы с ветвлениями.

Знать о вложенности алгоритмов

Текущий контроль:

с. 35, № 8

№ 9

12

Массив объектов на схеме состава

(«Веток – много, ствол – один»)

1

Практикум

ИКТ

Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в ад-

ресе

Уметь заполнять схему состава объекта, представлять массив объектов на схеме состава, записывать адрес элемента массива в составе объекта

Текущий контроль:

с. 37, № 11.

Самостоятельная работа

№ 15

13

Признаки и действия объекта

и его составных частей («Сам с вершок, голова

с горшок»)

1

Урок-беседа

ИКТ

Признаки объекта и его составных частей. Игра «Признаки целого, признаки части». Действия объекта и его составных частей

Уметь записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава

Текущий контроль:

с. 41, № 19

№ 21

14

Подготовка

к контрольной работе по теме «Объекты»

1

Практи-

кум ИКТ

Подготовка к контрольной работе

Иметь представление о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов.

Уметь: 

– описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, а также отличительные признаки объектов группы;

– анализировать структуру объекта и заполнять схему состава;

– записывать адрес составной части, используя схему состава;

Текущий контроль:

с. 44, № 22

№ 25, 28

15

Контрольная работа по теме: «Объекты»

1

Урок проверки ЗУН

Проведение контрольной работы

Тематический. Контрольная работа

16

Анализ работы. Работа над ошибками

1

Урок коррекции, практикум

Подведение итогов контрольной

 работы № 2

Текущий контроль:

с. 46, № 26

№ 22, 27

17

Повторение

1

Урок-игра

ИКТ

Повторение по разделу «Группы объектов»

Текущий контроль:

с. 54, № 38. Самостоятельная работа

№ 41

Раздел 3. логические рассуждения (10 часов)

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств

(«Расселяем множества»)

1

Практикум

ИКТ

Множество. Элементы множества. Число элементов множества. Подмножества. Пересечение множеств. Игры «Назови подмножество», «Что на пересечении?»

Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств.

Уметь определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами (подмножество, пересечение, не пересечение)

Текущий контроль:

с. 3, № 3

№ 6

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»)

1

Практикум

ИКТ

Подмножество. Множество на пересечении двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Иметь представление о пересечении множеств, о высказываниях.

Уметь определять принадлежность элементов множеству и истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Текущий контроль:

с. 5, № 7

№ 9

20

Описание отношений между объектами с помощью графов

(«Строим графы»)

1

Урок-путешествие

ИКТ

Граф. Вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов. Игра «Нужна ли стрелка?»

Иметь представление о графах.

Уметь строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами

Текущий контроль:

с.10, № 12. Самостоятельная работа

№ 13

21

Пути в графах

(«Путешествие

по графу»)

1

Урок-игра

Пути в графах. Описание пути

Знать понятие «путь в графе».

Уметь строить и описывать пути в графах

Текущий контроль:

с. 13, № 15

№ 17

22

Высказывание

со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части»

1

Практикум

ИКТ

Высказывание с «не», «и», «или» и выделение подграфов

Уметь выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»

Текущий контроль:

с. 16,

№ 19 (4). Самостоятельная работа

Построить граф дороги в школу из дома

23

Правило «Если – то»

1

Практикум

ИКТ

Правило «Если – то». Правило «Если – то»

со словами «и», «или». Игра «Назови условие»

Знать правило «Если – то». Уметь записывать правила «Если – то», составлять схемы таких правил, определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «Если – то»

Текущий контроль:

с. 18, № 21

Составить высказывание со словами «и», «или» (предмет, чайник)

24

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

1

Урок-беседа

Схема рассуждений. Игра «Составь цепочку правил»

Иметь представление о схеме рассуждений.

Уметь составлять схемы рассуждений из правил «Если – то» и делать выводы с их помощью

Текущий контроль:

с. 20, № 24

№ 25

25

Подготовка

к контрольной работе по теме «Логические рассуждения»

1

Практикум

ИКТ

Подготовка к контрольной работе

Иметь представление о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств, об истинности высказываний, о графах и путях в графах, о правилах «Если – то» и схемах рассуждений. Уметь определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами, определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»,

Текущий контроль:

задание

№ 2

№ 26

26

Контрольная

работа по теме «Логические рассуждения»

1

Урок проверки ЗУН

ИКТ

Проведение контрольной работы

Тематический: контрольная работа

27

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Урок коррекции, практикум

ИКТ

Подведение итогов контрольной работы № 3

строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами, строить и описывать

пути в графах, выделять части (часть) ребер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или», записы-вать правила «Если – то», составлять схемы рассуждений по этому правилу и делать выводы с их помощью.

Текущий контроль:

задание

№ 1

№ 27

Раздел 4. модели в информатике (7 часов)

28

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

1

Урок-исследование

ИКТ

Составные части объектов. Игра «У кого (у че-го) это есть?».

Объекты с необычным составом

Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями, определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом

Текущий контроль:

с. 32, № 3. Самостоятельная работа

№ 5

29

Действия объектов. Объекты

с необычным

составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»)

1

Урок-сюрприз

ИКТ

Действия объектов.

Игра «Кто это делает?

С чем это делают?»

Объекты с необычным составом и действиями

Уметь описывать состав и возможности объектов в таблице «Состав – действия», сравнивать возможности различных объектов и находить у них действия с одинаковыми названиями, определять названия предметов по заданному названию действий.

Текущий контроль:

с. 36, № 8

№ 9

30

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»)

1

Урок-сказка

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. Игра «Для чего пригодится?»

Уметь находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп, описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы, придумывать и описывать объекты с необычными признаками

Иметь представление о связи между признаками и возможностями объекта

Текущий контроль:

с. 39, № 11

№ 10

31

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

(«Все наоборот»)

1

Урок-соревно-вание

ИКТ

Действие. Обратное действие. Способ выполнения действия. Алгоритм действия, обратного заданному

Иметь представление об алгоритме и обратном действии. Уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному

Текущий контроль:

с. 43, № 16

№ 15

32

Подготовка

к контрольной работе по теме «Модели в информатике»

1

Практикум

ИКТ

Подготовка к контрольной работе

Иметь представление о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ, о связи между составными частями, действиями и признаками объектов, о способах описания действий предметов и существ, об обратном действии, о ветвлениях и циклах в алгоритмах, о множествах, подмножествах и пересечении.

Уметь описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями,

Текущий:

с. 48, № 22. Самостоятельная работа

№ 23, 24

33

Контрольная

работа по теме «Модели в информатике»

1

Урок проверки ЗУН

Проведение контрольной работы

Итоговый контроль.

Контрольная работа

34

Анализ контрольной работы.

Повторение

1

Урок-конкурс

ИКТ

Подведение итогов контрольной работы № 4

и повторение по разделу «Модели в информатике»

определять названия предметов по названиям составных частей, придумывать и описывать предметы с необычным составом, действиями и признаками, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами, составлять алгоритм действия, обратного заданному

III Содержание тем курса

п/п

Перечень разделов программы

Количество

часов

            Содержание темы

     

Основные виды учебной

деятельности учащихся

1

Алгоритмы

9 ч.

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

   

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

2

Объекты

8 ч.

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

3

Логические рассуждения

10 ч.

Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7 ч.

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

  1. Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате обучения учащиеся будут уметь:
– определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
– описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
– заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
– выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
– изображать множества с разным взаимным расположением;
– записывать выводы в виде правил «если – то»;
– по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

V. Учебно-методический комплект    «Образовательная система «Школа 2100»

  1. Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2010);
  2. Горячев А. В., Горина К.И., Суворова Н.И. « Информатика в играх и задачах» 4 класс. Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2011(испр).

            Дополнительная литература: 

        • Горячев А. В., Суворова Н.И., Горина К.И.Методические рекомендации для учителя по курсу информатика-Изд.3-е,        испр., – М.: Баласс, 2011.

Приложение

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

     Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

     Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

     Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
     Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

     При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

     Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

     Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

     Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  3.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  5.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
  6.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
  7.  Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
  8.  Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:

• Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
• Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
• Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
• Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
     Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
     • В целях экономии времени материалы по информатизации обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
     • Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
     • Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
     • Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
     • Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
     • Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
     • Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...