рабочие программы для 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме

Дубровина Наталья Валерьевна

Данные программы разработаны в соответствии с требованиями методических писем, содержат контрольные работы, а такжже требования к ведущему виду деятельности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_3_klass_na_sayt.rar312.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель м/о учителей

начальных классов

                   Р.А.Сафонова

Протокол № 6

от «29»июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

гимназии по УВР

МОУ «Майская гимназия»

                         Шукшина Л.С.

«29»июня 2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Майская гимназия»

                          Манохин А.Н.

Приказ № 153

от «31» августа 2011 г.

Рабочая программа

Дубровиной Натальи Валерьевны

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

     3 «б» класс

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ  от 05.03.2004 года №1089;

-инструктивно-методического письма « Начальная школа  в условиях введения Федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  в 2011-2012 учебном году»;

- авторской  программы  создана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской (Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 1998)

Цель:

  1. создание условий для личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной компетенции учащихся

Задачи:

        • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений. 

Учебно - методический комплект:

  1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008
  2.  Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008
  3.  Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.

Количество учебных часов

 В соответствии с Учебным планом на освоение программного материала выделяется 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса и их сочетание, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

        С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной  по форме: устной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов.. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, викторины, фестивали и др.

В 3 классе при обучении по данной программе формируются  умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Коли-чество часов

Характеристика основной деятельности ученика

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

Осенний вернисаж.

Прощаемся с летом (вводный урок)

1

Определять роль цвета в пейзаже, изображать пейзаж по представлению

3.09

2

Красота букетов из Жостово.

1

Наблюдать над работой  мастера по изготовлению посуды: конструкция – форма – украшение, роспись.

10.09

3

Мамин платок

1

 Получить представление о разнообразии художественных росписей платков, назначение платков.

17.09

4

Обои и шторы в твоём доме

1

Упражняться в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

24.09

5

Твои игрушки (озорной товар)

1

Дифференцировать игрушки народных промыслов

1.10

6

Иллюстрация твоей книжки

1

Оформлять обложку, используя придуманный шрифт

8.10

7

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

1

Иллюстрировать самодельную книгу

15.10

8

Поздравительная открытка.

Декоративная закладка

1

Получить представление об отличии литографии от линогравюры.

22.10

9

Букет цветов

1

Выполнять простую графическую работу

29.10

10

Декор русской избы.

Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного зодчества

1

 Наблюдать над памятниками Великой Отечественной войны, гражданской войны

12.11

11

Парки, скверы, бульвары города

1

Получить представление о работе художника-архитектора

19.11

12

Транспорт в городе

1

Рассмотреть многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью.

26.11

13

Витрины магазинов

1

Составлять проект оформления витрины

03.12

14

Образ театрального героя. Эскиз куклы

1

Получить представление о понятии «спектакль» как цепи взаимосвязанных действий

10.12

15

Образ театрального героя. Силуэт-загадка

1

17.12

16

Театр кукол (голова и костюм куклы)

1

Изготовить голову перчаточной куклы

24.12

17,

18

Карнавальные маски

2

Конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее характер

19

Пальчиковый театр.

Театральный занавес

1

Получить представление об эволюции театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

20

Конструирование сувенирной куклы

1

Создавать в паре голову кукольного персонажа

21

Афиша, плакат к спектаклю

1

Создать эскиз афиши группой без помощи учителя

22

Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк

1

 Изобразить цирковой персонаж в движении

23

Школьный праздник - карнавал

1

Создать карнавальный костюм

24

Музей искусств (интерьер музея)

1

Расширить познания об интерьере музея, крупнейших музеях страны.

25

Натюрморт.

В музеях хранятся картины-натюрморты

1

Учиться передавать настроение пейзажа

26

Натюрморт.

В музеях хранятся картины-натюрморты

1

Создавать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный)

27

Красота российских далей.

В музеях хранятся известные пейзажи

1

Изображать пейзаж по представлению

28

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты

1

Создавать самостоятельно живописный портрет близкого человека

29

Картины исторические и бытовые.

1

Дифференцировать исторические и бытовые картины

30

Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

1

Лепить фигуру человека и животного в движении

31

Музеи архитектуры

1

Познакомиться с основными памятниками  города

32

Лоскутный коврик. Коллаж.

Музеи народно-декоративного искусства

1

Выполнить простую графическую работу

33

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.

1

Расписывать самодельные игрушки

34

Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение)

1

Подготовить к выставке лучшие работы

Содержание программы

3 класс (34 ч)                                                             

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

  1. с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, кон траст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, ко лорит и т. п.);
  2. основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  1. простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  2. начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости ос вещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  3. делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматиче ские цвета;
  1. начальными сведениями о видах современною декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  2. начальными сведениями о художественном паромной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  3. понятием о видах изобразительного искусства;
  4. ролью фантазии и преобразования форм в творче стве художника;

-деятельностью художника;

-        с особенностями работы акварельными и гуашевыми краска ми, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

Перечень учебно – методических средств обучения:

Основная литература:

  1. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 класс: рабочая тетрадь / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–4) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд (1–8) / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2003.

Дополнительная литература: 

  1. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М.: Высшая школа, 1992.
  2. Пономарева, А. Н. Школа изобразительного искусства / А. Н. Пономарева. – М.: Агаров, 1998. 
  3. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.
  5. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Волгоград: Учитель, 2003.

Наглядный материал:

     Таблица: «Основные и промежуточные цвета», репродукции картин

Оборудование и приборы:

Классная доска; экспозиционный экран; персональный компьютер; мультимедийный проектор; лазерный принтер; фотокамера цифровая

 Электронные носители:

  1. Начальная школа. Мастер – класс учителя начальных классов (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2009
  2. Волшебный мир картин (Компакт – диск) – издательство «Учитель», 2010
  3. Уроки изобразительного искусства. 1 – 8 классы (Компакт – диск) – издательство «Глобус», 2010

        Презентации:

  1. Сказки Васнецова
  2. Ветка из салфетки
  3. Все росписи
  4. Если видишь на картине…
  5. Народные промыслы
  6. Пейзаж
  7. Раз Матрёшка, два Матрёшка…
  8. Клоуны
  9. Создание открытки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" ИЗО

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Математика

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Окружающий мир

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Физическая культура

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...